№ 2-1699/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2010 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Варовой С.А.,
при секретаре Лапиной А.В.,
с участием прокурора Бизиной С.М., Салахутдиновой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г. Димитровграда о признании незаконным бездействия по не установке дорожных знаков и о понуждении к их установке,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Димитровграда обратился в суд с иском к Администрации г.Димитровграда, Комитету по жилищно-коммунальному комплексу и строительству (далее – Комитет), ФГУЗ «Медико-санитарная часть № 172 Федерального медико-биологического агентства» о признании незаконным бездействия по не установке дорожных знаков и о понуждении к их установке.
В последующем прокурор обратился с уточненными исковыми требованиями к Комитету по жилищно-коммунальному комплексу и строительству о признании незаконным бездействия по не установке дорожных знаков и о понуждении к их установке.
В обоснование уточненных исковых требований прокурор указал, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, а также соблюдения социальных прав инвалидов деятельности Комитета по жилищно-коммунальному комплексу строительству (далее по тексту - Комитет по ЖКК и С) выявлены следуют нарушения.
Установлено, что на территории г.Димитровграда имеются станции «Скорой помощи», расположенные на пр.Ленина 1Б и на ул. Интернационала 96 г.Димитровграда Ульяновской области. Возле указанных медицинских учреждений отсутствует дорожный знак 7.1 «Пункт первой медицинской помощи».
Кроме того, установлено отсутствие дорожного знака 7.2 «Больница» возле следующих медицинских учреждений - поликлиники больницы № 1 на пр.Ленина 25, поликлиники больницы № 2 по ул.Ульяновская 72, поликлиники больницы ДААЗ по пр.Автостроителей 59, стационарного подразделения больницы № 1 по пр.Ленина 1, стационарного подразделения больницы № 2 по ул.Т.Потаповой 171, кожно-венерологического диспансера по ул.Комсомольская 133, стационара детской больницы по ул.Т.Потаповой 226, детской поликлиники детской больницы по пр.Автостроителей 20.
В соответствии с требованиями ГОСТ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» знаки сервиса 7.1 «Пункт первой медицинской помощи» и 7.2 «Больница» применяется для информирования участников движения о соответствующих объектах.
Статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст.21 указанного закона мероприятия но организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В силу п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по содержанию дорог, находящихся в их ведении.
На основании п.5 ст.6 Устава муниципального образования «Город Димитровград» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности - относится к вопросам местного значения города.
В соответствии с п.3 пп.2 ст. 42 Устава муниципального образования «Город Димитровград» к полномочиям Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству относятся организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 3 статьи 43 Устава города Димитровграда, принятого решением Совета депутатов города от 14.05.2008 № 74/946, к полномочиям Комитета по ЖКК и С относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий и области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 4 раздела 4 Положения о порядке использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в городе Димитровграде, утвержденного решением Совета депутатов города от 26.03.2008 № 69/890 функции по организации дорожной деятельности осуществляет Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации города.
Установлено, что в оперативном управлении ФГУЗ «Медико-санитарная часть №172 Федерального медико-биологического агентства России» находятся здания: по ул. 3 Интернационала 96 г.Димитровграда - станция скорой помощи; здание с пристроем, подвалом, техническим чердаком по пр.Ленина, 1Б г.Димитровграда -станция скорой помощи; здание и строение кожно-венерологического диспансера по ул.Комсомольская 133; поликлиника больницы №1 по пр.Ленина д.25; здание больницы №2 по ул.Ульяновская 72; здание поликлиники ДААЗ по пр.Автостроителей 59; здание стационара больницы №2 по ул.Т.Потаповой 171; стационар детской больницы по ул. Т.Потаповой 226; детская больница по пр.Автостроителей 20.
Знаки 7.1 «Пункт первой медицинской помощи», а также 7.2 «Больница» необходимы для информационного обеспечения граждан. При возникновении аварийных ситуаций на территории муниципального образования - городской округ г.Димитровград, дорожно-транспортных происшествии, либо иных случаях необходимо информационное оповещение людей о местонахождения станций «Скорой помощи», а также «Больниц».
Непринятие мер к установлению Комитетом по ЖКК и С указанных дорожных знаков нарушает права и законные интересы граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круп. лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Просит признать бездействие Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству по не установке дорожных знаков 7.1 «Пункт первой медицинской помощи» возле станции скорой медицинской помощи по ул.III Интернационала и станции скорой медицинской помощи на пр.Ленина 1Б в г. Димитровграде, признать незаконным бездействие Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г. Димитровграда по не установке дорожного знака 7.2 «Больница» возле поликлиники больницы № 1 на пр.Ленина 25, поликлиники больницы № 2 по ул.Ульяновская 72, поликлиники больницы ДААЗ по пр.Автостроителей 59, стационарного подразделения больницы № 1 по пр.Ленина 1, стационарного подразделения больницы № 2 по ул.Т.Потаповой 171, кожно-венерологического диспансера по ул.Комсомольская 133, стационара детской больницы по ул.Т.Потаповой 226, детской поликлиники детской больницы по пр.Автостроителей 20 в г. Димитровграде и обязать Комитетпо жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г.Димитровграда произвести установку вышеуказанных дорожных знаков по указанным адресам.
От исковых требований к Администрации г.Димитровграда и ФГУЗ «Медико-санитарная часть № 172 Федерального медико-биологического агентства» прокурор отказался, отказ принят судом, производство по делу в части исковых требований к данным ответчиком прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора Салахутдинова Г.И. уточненные исковые требования поддержала.
Представитель Администрации г.Димитровграда Гадальшин А.Р. в судебном заседании пояснил, что считает, что в соответствии с ч. 3 ст. 42 Устава муниципального образования «Город Димитровград» осуществление дорожной деятельности относится к компетенции Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству, что данный Комитет несет ответственность по установке дорожных знаков на дорогах местного значения на территории г.Димитровграда.
Представитель Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г. Димитровграда Рябкова К.А. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Комитет не вправе принимать решения об установлении дорожных знаков, поскольку наделён только полномочиями организационного характера- по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города. Полагает, что вопросом установки дорожных знаков должна заниматься созданная при Администрации г. Димитровграда Комиссия по пассажирским перевозкам и безопасности дорожного движения автомобильного транспорта в городе Димитровграде. Поскольку надзором за безопасностью дорожного движения занимается ГИБДД, поэтому данная организация должна выходить с ходатайствами об установке дорожных знаков. Также Комитет производит исполнение предписаний старшего государственного инспектора дорожного надзора также по установке, в частности дорожных знаков. Самостоятельно принятием решения об установке того либо иного дорожного знака Комитет не наделён. Место расположение знаков определяется в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, которая в г.Димитровград еще не разработана.
При этом не отрицала, что именно на Комитет возложена деятельность по организации дорожной деятельности, что Комитет размещает муниципальные заказы на установку дорожных знаков.
Представитель ФГУЗ МСЧ 172 ФМБА Беляев В.П. суду показал, что считает, что на их учреждение законом не возложена обязанность по установке дорожных знаков.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечении безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 12 данного закона установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 21 указанного закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по содержанию дорог, находящихся в их ведении.
Факт нахождения по указанным в иске адресам структурных подразделений ФГУЗ МСЧ № 172 ФМБА России на территории г.Димитровграда - станции скорой медицинской помощи по ул.III Интернационала и подстанции скорой медицинской помощи на пр.Ленина 1Б, поликлиники больницы № 1 на пр.Ленина 25, поликлиники больницы № 2 по ул.Ульяновская 72, поликлиники больницы ДААЗ по пр.Автостроителей 59, стационарного подразделения больницы № 1 по пр.Ленина 1, стационарного подразделения больницы № 2 по ул.Т.Потаповой 171, кожно-венерологического диспансера по ул.Комсомольская 133, стационара детской больницы по ул.Т.Потаповой 226, детской поликлиники детской больницы по пр.Автостроителей 20 подтверждается представленными суду свидетельствами о государственной регистрации права, списком подразделений ФГУЗ МСЧ № 172 ФМБА России, сообщением ФГУЗ МСЧ № 172 ФМБА России, информационным письмом УВД по МО «г.Димитровград».
Судом установлено, что автомобильные дороги, на которых расположены указанные медицинские учреждения, закреплены на праве оперативного управления за Комитетом на основании постановления Главы администрации г. Димитровграда от 08.09.2008 года № 2892, что стороны в судебном заседании не оспаривали.
Доводы прокурора о нарушении законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения суд находит обоснованными. В результате данного бездействия нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц в связи с отсутствием обеспечения участников дорожного движения необходимой информацией.
Понуждение к совершению действий, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, согласно ст. 12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав.
На основании вышеизложенного суд полагает, что исковые требования прокурора г.Димитровграда, заявленные в порядке ст. 45 ГПК РФ, подлежат удовлетворению, что будет соответствовать как интересам неопределенного круга граждан, так и интересам Российской Федерации, а поскольку судом установлено, что автомобильные дороги находится в муниципальной собственности и закреплены на праве оперативного управления за Комитетом по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации города Димитровграда, обязанность по установке дорожных знаков 7.1 и 7.2 следует возложить на данный Комитет по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 42 Устава муниципального образования "Город Димитровград" организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Комитета ЖКК иС.
Аналогичные требования содержатся в Положении о Комитете по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г. Димитровграда, где в п. 1.7 ст.3 указано, что данное учреждение наделено полномочием на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Соответственно исковые требования о признании бездействия незаконным и о понуждении к устранению выявленных нарушений закона подлежат удовлетворению по отношению к Комитету.
Доводы представителя Комитета о том, что данный орган не наделён полномочием по принятию решений об установлении дорожных знаков, поскольку данным вопросом должна заниматься созданная для этого при Администрации г. Димитровград комиссия по пассажирским перевозкам и безопасности дорожного движения автомобильного транспорта в городе Димитровграде, суд находит необоснованными.
Как указано выше к полномочиям Комитета относится именно осуществление дорожной деятельности. Как следует из представленного суду постановления Главы администрации г. Димитровграда от 26.01.2010 года № 86, действительно указанным постановлением утвержден состав Комиссия по пассажирским перевозкам и безопасности дорожного движения автомобильного транспорта в городе Димитровграде, но доказательств того, что на данную Комиссию возложены обязанности по организации дорожной деятельности, по установке дорожных знаков суду не представлено.
Ссылка представителя Комитета на то, что с ходатайствами об установке дорожных знаков должна выходить государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), также является несостоятельной, поскольку указанные ходатайства не могут исключить обязанность Комитета непосредственно заниматься дорожной деятельностью.
То обстоятельство, что до настоящего времени не разработана дислокация дорожных знаков в г.Димитровграде, также не может служить основанием для освобождения Комитета от исполнения своих функций по организации дорожной деятельности, в т.ч. по установке дорожных знаков при наличии такой необходимости.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Димитровграда удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г. Димитровграда по не установке дорожного знака 7.1 «Пункт первой медицинской помощи» возле структурных подразделений ФГУЗ МСЧ № 172 ФМБА России на территории г.Димитровграда - станции скорой медицинской помощи по ул.III Интернационала 96 и подстанции скорой медицинской помощи на пр.Ленина 1Б, обязать Комитетпо жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г.Димитровграда произвести установку вышеуказанного дорожного знака по указанным адресам.
Признать незаконным бездействие Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г. Димитровграда по не установке дорожного знака 7.2 «Больница» возле структурных подразделений ФГУЗ МСЧ № 172 ФМБА России на территории г.Димитровграда: поликлиники больницы № 1 на пр.Ленина 25, поликлиники больницы № 2 по ул.Ульяновская 72, поликлиники больницы ДААЗ по пр.Автостроителей 59, стационарного подразделения больницы № 1 по пр.Ленина 1, стационарного подразделения больницы № 2 по ул.Т.Потаповой 171, кожно-венерологического диспансера по ул.Комсомольская 133, стационара детской больницы по ул.Т.Потаповой 226, детской поликлиники детской больницы по пр.Автостроителей 20 и обязать Комитетпо жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г.Димитровграда произвести установку вышеуказанного дорожного знака по указанным адресам.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения – 25.10.2010.
Судья С.А.Варова
05.11.2010 решение вступило в законную силу