№ 2-1878/2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 ноября 2010 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Осипенко О.Б.
при секретаре Шарафутдиновой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якушевской В* В* к Администрации г. Димитровграда и Министерству труда и социального развития Ульяновской области о понуждении к предоставлению социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л :
Якушевская В.В. обратилась в суд с данным иском к Администрации г. Димитровграда, указав, что решением комиссии по жилищным вопросам (протокол № 2* от 2*.04.20** года) она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку своего жилья не имеет, а проживает в квартире, принадлежащей её дочери – С*, и поставлена на учёт с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны за № *. Однако, до настоящего времени социальную выплату на приобретение жилья она не получила, хотя другие ветераны, которые были включены позднее её, данной социальной выплатой были обеспечены. Кроме необходимых документов по запросу ответчика она предоставила справку о составе семьи и регистрации С* в г. Тольятти; справку о работе последней в* в детской поликлинике г. Тольятти; свидетельство о постановке на налоговый учёт в г. Тольятти, которые подтверждают неведение ею (истицей) совместного хозяйства с собственником квартиры. Также она предоставила документ, подтверждающий, что смена собственника жилого помещения по месту её жительства, произошла более 5 лет назад, т.е. 2*.01.20** года. Не смотря на это, ответчик, а также Министерство труда и социальной защиты Ульяновской области, сертификат на приобретение жилья не выдал, официального письменного отказа также она не получала. Просит обязать ответчика произвести выдачу ей социальной выплаты для приобретения жилья в целях улучшения жилищных условий.
В судебном заседании Якушевская В.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что проживает она в чужой квартире и фактически её просто охраняет. Её дочь С* проживает в г. Тольятти в однокомнатной квартире вместе с двумя детьми. Сама она (истица) совместно проживать ни с кем не хочет, так как ей нужно спокойствие, поскольку она является больным человеком. Квартиру по адресу: г. Димитровград, ул. М*, дом 6*, кв. **, она оформила на свою дочь, так как в то время болела. При этом она просто хотела написать завещание, но кто-то посоветовал ей оформить договор пожизненного содержания. Дочь действительно оказывает ей помощь по хозяйству и в быту, т.е. приезжает помогать раз в месяц. Также оказывает ей помощь внучка, которая приезжает к ней на лето, и старшая дочь - Балашева Л.А.
Представитель истицы – Балашева Л.А., действующая на основании нотариальной доверенности от 14.09.2010 года (л.д. 14), в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что к Администрации г. Димитровграда у неё претензий не имеется, а иск был предъявлен именно к данному ответчику, поскольку только между последним и истицей возникли спорные правоотношения. Работники Министерства труда и социального развития Ульяновской области только в устной форме поясняют об отсутствии у Якушевской В.В. права на получение социальной выплаты, ссылаясь на наличие договора ренты. Указанный договор был заключен по незнанию законодательства. Фактически Якушевская В.В. проживает одна, а она (Балашева Л.А.) и С* лишь только помогают истице. Последняя, в частности раз в месяц приезжает к матери и оказывает помощь в лечении, ремонте квартиры, уборке, закупке продуктов питания. Также работники Министерства ссылаются на отсутствие денежных средств, хотя ей известно, что финансирование из федерального бюджета имеется.
Представитель ответчика - Администрация г. Димитровграда – в судебное заседание не явился, согласно сообщению просили данное дело рассмотреть без их участия. Ранее в судебном заседании представитель Лукьянова Н.С., действующая на основании доверенности от 14.01.2010 года (л.д. 17), исковые требования не признала, суду пояснила, что Администрация свои обязательства все исполнила, т.е. поставила Якушевскую В.В. на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; 02.06.2010 года направила копию учётного дела истицы в Управление Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району. В последующем из Министерства труда и социального развития Ульяновской области пришло письмо о необходимости предоставления в отношении Якушевской В.В. дополнительных документов. В связи с этим Администрация направила запрос с просьбой указать на перечень документов, но до настоящего времени никакого ответа не поступило.
Представитель привлечённого в качестве соответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области (далее – Министерство) в судебное заседание не явился, согласно отзыву просят рассмотреть данное дело в отсутствие их представителя. По существу пояснили, что действующее законодательство предусматривает возможность обеспечения жильём не всех ветеранов Великой Отечественной войны, а только тех, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно представленным документам, Якушевская В.В., инвалид ВОв, проживает по адресу: г. Димитровград, ул. М*, дом 6* кв. ** общей площадью 39,13 кв.м., принадлежащей на праве собственности её дочери С*. Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Димитровграда (протокол № 2* от 2*.04.20** года) истица была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку собственник квартиры проживает в другом населённом пункте. 2*.01.20** года между Якушевской В.В. и С* был заключен договор пожизненного содержания с иждивением, пунктом 5 которого предусмотрено, что последняя обязана пожизненно полностью содержать истицу, обеспечивать её питанием, одеждой, уходом и необходимой помощью, сохранив за ней право бесплатного пожизненного пользования указанной квартирой. Таким образом, по данному договору Якушевская В.В. пожизненно обеспечена жильём и не нуждается в улучшении жилищных условий. В связи с этим Министерство после предварительного рассмотрения учётного дела истицы не находит законных оснований для выдачи свидетельства. Письменный отказ был направлен в Администрацию г. Димитровграда, поскольку каких-либо заявлений от самой Якушевской В.В. не поступало.
Представитель привлечённого судом в качестве третьего лица – Министерства финансов Ульяновской области – в судебное заседание не явился, согласно отзыву просят данное дело рассмотреть без участия представителя. По существу пояснили, что государственная поддержка по обеспечению жильём участников ВОв осуществляется в форме социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, право на которую удостоверяется свидетельством. Данная выплата предоставляется за счёт федерального бюджета в порядке очерёдности. Для получения свидетельства Получатель должен предоставить в орган местного самоуправления муниципального образования соответствующие документы. Последний формирует списки и до 1 апреля года, следующего за отчётным, направляет их в Министерство труда и социального развития Ульяновской области, где также формируются соответствующий список и запрашивает из органа местного самоуправления необходимые документы, после чего выносит их на рассмотрение рабочей группы по вопросам обеспечения жильём ветеранов, признанных нуждающихся в улучшении жилищных условий. Финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильём граждан, осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. Перечисление субвенций в бюджеты субъектов РФ осуществляется на счета территориальных органов Федерального казначейства. Таким образом, в бюджете Ульяновской области денежные средства на обеспечение жильём ветеранов ВОв не предусматриваются, так как является расходным обязательством России.
Выслушав пояснения истицы, а также пояснения представителей истицы и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Якушевская В.В. ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением (л.д. 7).
Согласно протоколу заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Димитровграда от 2*.04.20** года № 2*, Якушевская В.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1*.02.20** года (л.д. 18).
Пояснениями сторон подтверждается, что Якушевская В.В. была включена в Список ветеранов ВОв, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, который был направлен в Министерство труда и социального развития Ульяновской области.
Письмом из Министерства труда и социального развития Ульяновской области в адрес Администрации г. Димитровграда от 31.08.2010 года № 1664 разъяснено, что при предварительном рассмотрении учётных дел, в частности Якушевской В.В. установлено предоставление неполного пакета документов для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета (л.д. 53).
Также письмом Министерства от 02.11.2010 года № 4367 было сообщено, что решением заседания рабочей группы по вопросам обеспечения жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, протокол от 07.10.2010 года № 14, отказано в выдаче Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, в том числе и Якушевской В.В. в связи с обеспеченностью учётной нормой жилья (л.д. 96).
Из материалов учётного дела Якушевской В.В. усматривается, что 2*.01.20** года между ней и С*, проживающей в г. Тольятти, ул. М*, дом **, кв. 10*, был заключен договор пожизненного содержания с иждивением, по условиям которого право собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Димитровград, ул. М*, дом 6*, кв.**, переходило от Якушевской В.В. её дочери С*. Пунктом 5 указанного Договора предусмотрено, что последняя обязана пожизненно полностью содержать истицу, обеспечивая её питанием, одеждой, уходом и необходимой помощью, сохранив за ней право бесплатного пожизненного пользования указанной квартирой (л.д. 42).
0*.05.20** года данный договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 9).
Согласно справки с места жительства формы № 8, Якушевская В.В. зарегистрирована в двухкомнатной квартире по вышеуказанному адресу с 19** года по настоящее время. Ранее до 1*.04.19** года в ней была зарегистрирована её дочь С*. (л.д. 44).
Общая площадь данной квартиры составляет 42,04 кв.м., что подтверждается вышеуказанным свидетельством о государственной регистрации права.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрацией г. Димитровграда Якушевская В.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учёт в качестве таковой необоснованно.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Действительно в материалах учётного дела имеются сведения и УПТИ, что ранее в собственности Якушевской В.В. находилась квартира, расположенная по адресу: г. Димитровград, ул. М*, дом 6*, кв.** (л.д. 38).
Сообщением об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также выпиской из указанного реестра подтверждается отсутствие в настоящее время у Якушевской В.В. в собственности какого-либо недвижимого имущества и переход права собственности на вышеуказанную квартиру на С* (л.д. 39, 41).
Не смотря на это, суд приходит к выводу, что Якушевская В.В. обеспечена жилым помещением.
Согласно п. 1 ст. 30 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Анализ данной нормы позволяет суду сделать вывод, что Якушевская В.В., находящаяся на иждивении своей дочери С*, должна быть отнесена к членам её семьи.
То обстоятельство, что сама С* зарегистрирована и проживает по адресу: г. Тольятти, ул. М*, дом **, кв. 10*, что подтверждается представленными в учётное дело выпиской из поквартирной карточки, справкой с места работы и свидетельством о постановке на налоговый учёт (л.д. 47, 49), суд не может расценивать как основание для исключения истицы из числа членов семьи С*, являющейся собственником квартиры по адресу: г. Димитровград, ул. М*, дом 6*, кв.**, так как такое понятие как иждивении предопределяет наличие семейных отношений по отношению к своего родителю.
Иное толкование вышеуказанных норм права и обстоятельств дела суд находит неверным.
Не имелось оснований у Администрации г. Димитровграда в постановке на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Якушевской В.В. и на основании подпункта 2 п. 1 ст. 50 ЖК РФ, предусматривающего такую возможность в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее её учётной нормы.
Так, согласно п. 4 и п.5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Администрации г. Димитровграда № 1742 от 22.06.2006 года в соответствии со ст. 50 ЖК РФ была установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади.
Таким образом, регистрация в вышеуказанной квартире общей площадью 42,04 кв.м. только одной Якушевской В.В. предопределяет её обеспеченность жильём более учётной нормы.
Доводы истицы и её представителя о том, что Якушевская В.В. не ведёт совместного хозяйства с С*, суд не может принять во внимание, поскольку вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об ином. Более того, действующее законодательство не предусматривает обязательное ведение совместного хозяйства с собственником жилого помещения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» было постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ (с последующими изменениями) мерой социальной поддержки инвалидов войны является, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.
Этим же Постановлением также утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Согласно п. 3 Порядка социальная выплата на приобретение жилья предоставляется инвалидам Великой Отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления до 1 марта 2005 года.
В силу п. 4 Порядка социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета. Согласно п. 5 Порядка социальные выплаты предоставляются Получателям в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат. Из п.7 Порядка следует, что право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты. Формирование списков Получателей социальных выплат и его рассмотрение в силу п. 10 Порядка возложено на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Из анализа указанных норм законодательства следует, что получатель социальной выплаты должен быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий.
И хотя из материалов дела следует, что Якушевская В.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, тем не менее, ей обоснованно отказано в выдаче Свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья в собственность.
Из вышеизложенного следует, что в удовлетворении исковых требований Якушевской В.В. к Министерству должно быть отказано.
Те же требования, заявленные к Администрации г. Димитровграда, также не могут быть удовлетворены в связи с чем, что данный ответчик является ненадлежащим, поскольку не уполномочен действующим законодательством по решению вопроса о выдаче вышеуказанной социальной выплате.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Якушевской В* В* к Администрации г. Димитровграда и Министерству труда и социального развития Ульяновской области о понуждении к предоставлению социальной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения – 18.11.2010 года.
Судья: О.Б. Осипенко
Решение вступило в законную силу 14.12.2010.