о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2010 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атамановой Т.П.,

с участием прокурора Салахутдиновой Г.И.,

при секретаре Сараевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Димитровграда, Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда и Комитету по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г.Димитровграда о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

Установил:

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указывая, что на территории МО «г.Димитровград» расположены Верхний пруд, Средний пруд и Нижний пруд реки Мелекесска, Восточная дамба (вдоль ул.В*). Указанные водные объекты отнесены к категории гидротехнических сооружений. При его эксплуатации должны в полной мере выполняться требования закона о безопасности такого рода объектов с целью недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций. В настоящее время указанное ГТС осталось без контроля, фактически является безхозяйным сооружением. Данные объекты включены в реестр муниципальной собственности МО «Город Димитровград». По постановлению Администрации г.Димитровграда от 30.03.2010 года № 985 данные ГТС закреплены на праве хозяйственного ведения за Комитетом по жилищно- коммунальному комплексу и строительству Администрации г.Димитровграда на праве оперативного управления. Также не проведено обследование гидротехнических сооружений, которое организуется с обязательным участием представителей органа надзора, Росприроднадзора.

Перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности Администрацией г.Димитровграда до настоящего времени не разработан и не имеется. В результате этого, в условиях резкого потепления и обильного таяния снега, создается реальная опасность разрушения водосбросного элемента ГТС, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций. ГТС в г.Димитровграде, принятые на баланс органами местного самоуправления МО «Город Димитровград» ГТС, в Едином государственном реестре прав не зарегистрированы и меры к этому не принимаются. Просит признать незаконным бездействие Администрации г.Димитровграда, Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда и Комитета по ЖККиС г.Димитровграда по не регистрации в ЕГРП гидротехнических сооружений – Верхнего пруда на реке Мелекесска, расположенного по адресу пер.Р* в г.Димитровграде; Среднего пруда на реке Мелекесска, расположенного по адресу ул.К*-ул.* в г.Димитровграде; Нижнего пруда на реке Мелекесска, расположенного по адресу ул.Э*-ул.Ч* в г.Димитровграде; восточной Дамбы, расположенной вдоль ул.В* г.Димитровграда и обязать их зарегистрировать в ЕГРП указанные гидротехнические сооружения.

В судебном заседании помощник прокурора Г.Димитровграда Салахутдинова Г.И. исковые требования поддержала, дав суду пояснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель Администрации г.Димитровграда в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Ранее, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что они считают, что регистрация ГТС в ЕГРП является их правом, а не обязанностью. Кроме того, такая не регистрация ГТС в ЕГРП не нарушает прав и законных интересов граждан г.Димитровграда, поскольку в силу закона МО «Город Димитровград» будет отвечать за негативные последствия в случае возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Представитель Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда в судебном заседании исковые требования не признал, суду дал пояснения, аналогичные пояснениям представителя Администрации г.Димитровграда. Кроме того, суду пояснил, что согласно Положению о комитете по управлению имуществом г.Димитровграда все полномочия собственника муниципального имущества осуществляет данный комитет, который и намерен при наличии денежных средств осуществить действия по подготовке необходимых документов для регистрации ГТС в ЕГРП, и по самой регистрации. Обязанность по регистрации ГТС в ЕГРП лежит не на них, а на регистрирующем органе. Просят в иске отказать.

Представитель Комитета по ЖКК и С г.Димитровграда в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснили, что они не принимали ГТС на свой баланс, поскольку до настоящего времени отсутствует необходимая техническая документация на ГТС, просят в иске к ним отказать.

Представитель третьего лица Средне–Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, представили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, поддерживают иск прокурора г.Димитровграда в полном объеме(л.д.31).

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материала дела, суд находит исковые требования частично обоснованным и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.22.1. ФЗ от 21.07.1997 года « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Из выписки из раздела «Оперативное управление» подраздела реестра «Гидротехнические сооружения» реестра муниципальная собственность г.Димитровграда следует, что на основании Постановления Администрации города от 30.03.2010 года № 985 и приказа КУИГ от 30.03.2010 года № 985 в реестр включены ГТС :Верхний пруд на реке Мелекесска, расположенный по адресу пер.Р*-ул.Л* в г.Димитровграде; Средний пруд на реке Мелекесска, расположенный по адресу ул.К*-ул.* в г.Димитровграде; Нижний пруд на реке Мелекесска, расположенный по адресу ул.Э*-ул.Ч* в г.Димитровграде (л.д.8, 12,13).

Однако, до настоящего времени, в нарушение указанного закона, данные ГТС не зарегистрированы в ЕГРП как собственность МО «Город Димитровград». Данного обстоятельства представители ответчика не оспаривают.

Доводы представителей ответчиков о том, что сам факт не регистрации ГТС в ЕГРП не нарушает права и законные интересы жителей города Димитровграда суд считает необоснованными.

Так, в соответствии со ст.9 ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений» именно собственник гидротехнического сооружения обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Таким образом, отсутствие государственной регистрации права на ГТС создает условия для бесконтрольности при их эксплуатации, в том числе, в части не выполнения требований закона о безопасности ГТС с целью недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций, и как следствие, неопределенность в части определения круга лиц, на которых лежит ответственность в случае возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций.

Доводы представителей Администрации г.Димитровграда и КУИ г.Димитровграда, что обязанность по регистрации ГТС в ЕГРП лежит не них, а на регистрирующем органе, суд находит несостоятельными.

В соответствии с ч.2 ст. 22.1 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений.

Таким образом, обязанность по регистрации заключается не в самом внесении записи о ГТС в ЕГРП, а в подаче заявления о регистрации ГТС в ЕГРП собственником ГТС, а так же в подготовке всех, предписанных законом документов для проведения такой регистрации.

Судом установлено, и не оспаривается представителями ответчика, что, хотя ГТС и зарегистрированы в разделе «Оперативное управление» подраздела реестра «Гидротехнические сооружения» реестра муниципальная собственность г.Димитровграда, как объекты, переданные на праве хозяйственного ведения Комитету по ЖККиС г.Димитровграда, однако, данным органом на баланс не поставлены в связи с отсутствие технической документации на ГТС, а потому акты приема – передачи ГТС, как основных средств не составлялись.

При таких обстоятельствах, суд считает, что на Комитете по ЖККиС г.Димитровграда не лежала и не лежит обязанность по государственной регистрации ГТС в ЕРГП, а потому в иске к ним о признании незаконным бездействия по не регистрации ГТС и по обязыванию к таковой следует отказать.

Поскольку ответчиками –Администрацией г.Димитровграда и КУИ г.Димитровграда суду не представлено доказательств того, что ими предпринимались действия по осуществлению государственной регистрации ГТС в ЕГРП, то их бездействие по не регистрации в Едином государственном реестре прав гидротехнических сооружений – Верхнего пруда на реке Мелекесска, расположенного по адресу пер.Р*-ул.Л* в г.Димитровграде; Среднего пруда на реке Мелекесска, расположенного по адресу ул.К*-ул.* в г.Димитровграде; Нижнего пруда на реке Мелекесска, расположенного по адресу ул.Э*-ул.Ч* в г.Димитровграде; восточной Дамбы, расположенной вдоль ул.В* г.Димитровграда, следует признать незаконным.

В связи с тем, что из Положения о Комитете по управлению имуществом города Димитровграда (л.д.68-73) следует, что данный отраслевой орган Администрации города Димитровграда осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, т.е. осуществляет права собственника, суд считает необходимым обязать Комитет по управлению имуществом города Димитровграда зарегистрировать в Едином государственном реестре прав гидротехнические сооружения – Верхний пруд на реке Мелекесска, расположенный по адресу пер.Р*-ул.Л* в г.Димитровграде; Средний пруд на реке Мелекесска, расположенный по адресу ул.К*-ул.* в г.Димитровграде; Нижний пруд на реке Мелекесска, расположенный по адресу ул.Э*-ул.Ч* в г.Димитровграде; восточную Дамбу, расположенную вдоль ул.В* г.Димитровграда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора города Димитровграда удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации города Димитровграда и Комитета по управлению имуществом города Димитровграда по не регистрации в Едином государственном реестре прав гидротехнических сооружений – Верхнего пруда на реке Мелекесска, расположенного по адресу пер.Р*-ул.Л* в г.Димитровграде; Среднего пруда на реке Мелекесска, расположенного по адресу ул.К*-ул.* в г.Димитровграде; Нижнего пруда на реке Мелекесска, расположенного по адресу ул.Э*-ул.Ч* в г.Димитровграде; восточной Дамбы, расположенной вдоль ул.В* г.Димитровграда.

Обязать Комитет по управлению имуществом города Димитровграда зарегистрировать в Едином государственном реестре прав гидротехнические сооружения – Верхний пруд на реке Мелекесска, расположенный по адресу пер.Р*-ул.Л* в г.Димитровграде; Средний пруд на реке Мелекесска, расположенный по адресу ул.К*-ул.* в г.Димитровграде; Нижний пруд на реке Мелекесска, расположенный по адресу ул.Э*-ул.Ч* в г.Димитровграде; восточную Дамбу, расположенную вдоль ул.В* г.Димитровграда.

В остальной части иска прокурору г.Димитровграда отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, с 20 декабря 2010 года.

Судья: Атаманова Т.П.

Решение вступило в законную силу 31.12.2010 года.