о понуждении к признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-2397/2010Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2010 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Варовой С.А.,

при секретаре Лапиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кафизовой С.З. к Администрации муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Мелекесский район», Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району о понуждении к признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении к выдаче жилищного сертификата на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Кафизова С.З. обратилась в суд с данным иском к Администрации муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Мелекесский район», Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району указав, что является вдовой участника Великой Отечественной войны (далее – ВОВ). В собственности своего жилья она не имеет. В настоящее время она зарегистрирована и фактически проживает в доме, принадлежащем ее сыну, по адресу: *. Кроме нее, в указанном доме проживают и зарегистрированы: ее сын – К* М.Ф., 1954 г.р.; ее сноха – К* А.Ш., 1953 г.р.; внучка – К* Г.М., 1980 г.р.; внук – К* И.М., 1976 г.р. Общая площадь жилого дома составляет 73 кв.м. На территории муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании решения Совета депутатов МО «Новоселкинское сельское поселение» от 26.04.2007 № 3/20 составляет 12 кв.м. на 1 человека. Исходя из количества членов их семьи на каждого приходится более 12 кв.м. В связи с этим в постановке на учет в качестве нуждающейся вдовы участника ВОВ для улучшения жилищных условий ей отказано согласно заключению жилищной комиссии от 25.10.2010.

С данным отказом она не согласна по следующим основаниям. В доме ее сына есть водопровод, однако отсутствует уборная и ванная (даже с индивидуальным сливом). В вязи с чем, ей, женщине преклонного возраста, в любую погоду необходимо выходить из дома в туалет, находящийся в нескольких метрах от дома, а также пользоваться баней, расположенной на территории участка. Данные обстоятельства создают много неудобств для нее в силу преклонного возраста. Считает, что если закон связывает отказ в признании непригодным дл проживания только при отсутствии канализированной уборной, а не с отсутствием уборной и ванной вообще, то ее условия проживания являются непригодными для проживания.

Просит обязать Администрации муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» признать ее, Кафизову С.З., вдову участника ВОВ, нуждающейся в улучшении жилищный условий и поставить на соответствующий учет, обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области выдать жилищный сертификат на приобретение жилья (л.д. 3).

В судебное заседание Кафизова С.З. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представитель истицы – Кафисов И.М., действующий по доверенности от 29.01.2010, в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам, дополнительно суду пояснил, что в с.* не имеется центральной канализации, имеется центральные водопровод и газопровод.

Представитель ответчика - Администрации МО «Мелекесский район»» в судебное заседание не явился, просил данное дело рассмотреть без их участия. Согласно заявлениям Администрация просит рассмотреть дело по имеющимся доказательствам, не считает себя надлежащим ответчиком, поскольку действующим законодательством не уполномочена решать вопрос о выдаче жилищного сертификата на приобретение жилья (л.д.28, 62).

Представитель ответчика - Администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» в судебное заседание не явился, согласно заявлению просит данное дело рассмотреть в отсутствие их представителя, возражений относительно исковых требований не имеет (л.д.43).

Представитель ответчика - Министерства труда и социального развития Ульяновской области (далее – Министерство) в судебное заседание не явился, согласно отзыву просит рассмотреть данное дело в отсутствие их представителя. По существу иска указал, что действующее законодательство предусматривает возможность обеспечения жильём отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Для получения соответствующего свидетельства гражданин предоставляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учёт граждан, нуждающихся в обеспечении жильём, ряд документов. После предоставления данных документов указанный орган формирует списки получателей социальной выплаты, направляемых в Министерство. В предоставленных списках истица не значится, в связи с чем Министерство выдать ей жилищный сертификат не вправе (л.д.25-26, 64-65).

Представитель ответчика- Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекескому району в судебное заседание не явился, согласно заявлению просит данное дело рассмотреть без участия представителя по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения представителя истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Кафизова С.З. является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается соответствующим удостоверением Управления министерства труда и социального развития Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району от 08.09.2010 (л.д. 5), копией справки военного комиссариата от 07.09.2010 (л.д.39), также копиями свидетельства о заключения брака и свидетельства о смерти (л.д.6).

Согласно паспорту гражданина Российской Федерации истица зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, * (л.д.4).

Из материалов учётного дела Кафизовой С.З. (л.д.44-58) усматривается, что 22.10.2010 года она обратилась в Администрацию МО «Новоселкинское сельское поселение» с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Межведомственной комиссией по оценке жилых помещений муниципального и частного жилого фонда на территории МО «Новоселкинское сельское поселение» от 25.10.2010 было установлено, что истица проживает по адресу: Ульяновская область, *, в одноэтажном доме (? деревянного дома, обложенного кирпичом, ? кирпичного дома), состоящем из 3 комнат жилой площадью 69 кв.м., общей площадью 73 кв.м.; дом благоустроен холодным водоснабжением, газовым отоплением, электроосвещением. На указанной площади также проживают члены семьи истицы: ее сын –К* М.Ф., 1954 г.р.; ее сноха – К* А.Ш., 1953 г.р.; внучка – К* Г.М., 1980 г.р.; внук – К* И.М., 1976 г.р. По результатам обследования жилищно-бытовых условий К* С.З. установлено, что общая площадь жилого помещения превышает учетную норму.

Согласно выписке из похозяйственной книги владельцем указанного дома 1963 года постройки значится Кафизова С.З.

Решением жилищной комиссии МО «Новоселкинское сельское поселение» от 25.10.2010 Кафизовой С.З. отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.50 ЖК РФ и в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в связи с тем, что общая площадь жилого помещения превышает учетную норму площади жилого помещения, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ««Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от 26.04.2007 № 3/20.

Решая вопрос о законности вышеуказанного решения жилищной комиссии МО «Новоселкинское сельское поселение» суд исходит из норм действующего законодательства.

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в т.ч.:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В материалах учётного дела имеется справка Димитровградского филиала УОГУП БТИ от 12.02.2010, согласно которой Кафизова С.З. в г.Димитровграде и Мелекесском районе не имеет приватизированного жилья, право собственности на квартиры и частное домовладение за ней не зарегистрировано (л.д. 46).

Из сообщения об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.02.2010 следует, что сведения о регистрации права на жилой дом по адресу: Ульяновская область, *, отсутствуют (л.д. 47).

Из заключения межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального частного жилого фонда на территории МО «Новоселкинское сельское поселение» от 25.10.2010 усматривается, что жилое помещение по месту жительства Кафизовой С.З. признано пригодным для проживания (л.д. 53-54).

Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется, поскольку пригодность данного жилья для проживания в с.Филипповка подтверждается техническом паспортом на дом * по ул.* в с.* Ульяновской области по состоянию на 01.12.2010 (л.д.74-79).

Отсутствие в данном доме канализации, канализированных ванны и туалета не свидетельствует о непригодности данного жилого помещения для проживания.

Пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

В судебном заседании представитель истицы признал факт того, что на территории с.Ф* Мелекесского района не имеется централизованной канализации.

Согласно техническому паспорту владельцем дома значится К* М.Ф., т.е. сын истицы, сведения о регистрации права отсутствуют. Жилой дом был построен в 1963 г., пристрой – в 1990 г.. Общая площадь жилого дома составляет 92,33 кв.м., жилая площадь - 58,46 кв.м. Дом благоустроен водопроводом, отоплением, газоснабжением (л.д.74-79).

Оснований для постановки Кафизовой С.З. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, предусматривающую такую возможность в случае обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы, также не имеется.

Согласно ч. 4 и ч.5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Совета депутатов МО «Новоселкинское сельское поселение» от 26.04.2007 № 3/20 в соответствии со ст. 50 ЖК РФ установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади (л.д. 70).

Согласно справке с места жительства формы № 8, представленной истицей, усматривается, что в доме по адресу: Мелекесский район, *, на момент предъявления истицей заявления о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в доме проживали 5 человек, т.ч. Кафизова С.З. (л.д. 45).

Согласно справке ф.8 от 21.09.2010 в указанном доме также проживает 5 человек.

Общая площадь жилого дома согласно техническому паспорту на дом, как было указано выше, составляет 92,33 кв.м., соответственно на каждого зарегистрированного и проживающего в вышеуказанном доме приходится по 18,47 кв.м. общей площади, т.е. более учётной нормы.

Доводы истицы и её представителя о том, что Кафизова С.З. преклонного возраста, что ей в любую погоду приходится выходить из дома в туалет, находящийся в нескольких метрах от дома, а также пользоваться баней, расположенной на территории участка, суд не может принять во внимание, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований истицы к Администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» о понуждении к признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт следует отказать.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст.13 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (с последующими изменениями) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в т.ч. получение жилых помещений.

Согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (с последующими изменениями) мерой социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны является, в т.ч., обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138 определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

Этим Постановлением утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее Порядок).

Согласно п.2 и п. 3 Порядка социальная выплата на приобретение жилья предоставляется членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области осуществляют постановку на учет граждан в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области формируют списки граждан, имеющих право на получение указанной социальной выплаты, и направляют их в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения (уполномоченный орган), в срок до 15 апреля текущего года.

В силу п. 4 Порядка социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета.

Из п.7 Порядка следует, что право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты. Социальные выплаты предоставляются Получателям в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в списки на предоставление социальных выплат уполномоченным органом, по мере поступления средств из федерального бюджета.

В силу п. 10 Порядка решение (распоряжение) о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства принимает руководитель уполномоченного органа в течение 30 дней с даты принятия заявления с документами, указанными в п.8 Порядка.

Из анализа указанных норм законодательства следует, что получатель социальной выплаты должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Поскольку Кафизовой С.З. на законных основаниях было отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, оснований для предоставления ей социальной выплаты на приобретение жилья не имеется.

Законных оснований для выдачи жилищного сертификата на приобретение жилья также не имеется.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований Кафизовой С.З. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области и его Управлению по г.Димитровграду и Мелекесскому району о понуждении к выдаче жилищного сертификата на приобретение жилья следует отказать.

Исковые требования к Администрации МО «Мелекесский район» также не могут быть удовлетворены в связи с тем, что данный ответчик является ненадлежащим, поскольку не уполномочен действующим законодательством решать вопросы о предоставлении вышеуказанной социальной выплаты, о выдаче жилищного сертификата на приобретение жилья.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кафизовой С. З. к Администрации муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Мелекесский район», Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району о понуждении к признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении к выдаче жилищного сертификата на приобретение жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения- 15.12.2010.

Судья С.А.Варова

28.12.2010 решение вступило в законную силу.