№ 2-2377/2010
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 декабря 2010 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе
председательствующего судьи Осипенко О.Б.
с участием помощника прокурора Салахутдиновой Г.И.,
при секретаре Матросовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «АРС-соцгород» о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест и понуждении к её проведению, а также по иску прокурора г. Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «АРС-соцгород» о признании незаконным бездействия по не обеспечению проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров и о понуждении к организации данных осмотров,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Димитровграда обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного округа лиц к обществу с ограниченной ответственностью «АРС-соцгород» (далее - ООО «АРС-соцгород») о признании незаконным бездействия по не проведению аттестации рабочих мест и понуждении к её проведению, указав, что прокуратурой г. Димитровграда была проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в деятельности ответчика. В ходе данной проверки было выявлено, что в нарушение действующего законодательства в ООО «АРС-соцгород» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Просит признать незаконным бездействие ООО «АРС-соцгород» по не проведению указанной аттестации с последующей сертификацией, а также обязать ответчика организовать проведение данных мероприятий.
Также прокурор г. Димитровграда обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного округа лиц к ООО «АРС-соцгород», указав, что прокуратурой г. Димитровграда проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в деятельности ответчика, в ходе которой было выявлено, что в ООО «АРС-соцгород» работают 3 диспетчера, 1 главный бухгалтер, 1 бухгалтер, 3 электрогазосварщика, 10 слесарей-сантехников, 2 электромонтера, 1 тракторист экскаваторщик и 4 водителя. В соответствии с действующим законодательством вышеуказанные работники должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, что ответчиком не организовано, в частности список лиц, подлежащих медицинским осмотрам, не составлен и с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не согласован; договора с медицинской организацией на проведение данных осмотров не заключено. Просит признать незаконным бездействие ответчика по не обеспечению проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников организации, а также обязать ООО «АРС-соцгород» организовать проведение вышеуказанных медицинских работников, занятых на вредных работах и работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Определением судьи Димитровградского городского суда от 30.11.2010 года вышеуказанные иски были объединено в одно производство.
Помощник прокурора г. Димитровграда Салахутдинова Г.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, дополнив, что организация проведения медицинских осмотров заключается не только в заключении договора с медицинской организацией на проведение данных осмотров, но и в фактическом прохождении работниками указанных осмотров, а также оплатой ответчиком медицинской организации оказанной услуги. Поведение аттестации рабочих мест должно производится не на протяжении длительного времени с момента создания организации, а сразу же после создания рабочего места.
Представитель ответчика – ООО «АРС-соцгород» - Кириченко О.А., действующая на основании доверенности от 30.11.2010 года, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что фактически ответчиком проведение медицинских осмотров организовано. Данное обстоятельство подтверждается заключением с медицинской организацией 16.11.2010 года соответствующего договора. В настоящее время часть работников ООО «АРС-соцгород» уже прошли указанный осмотр, а часть должна пройти до 01.01.2011 года, после чего медицинская организация выставит счёт-фактуру, которая согласно условиям договора будет оплачена до 25.01.2011 года. Доводы о том, что организация бездействует по поводу непроведения аттестации рабочих мест, не соответствует действительности, поскольку с момента создания ООО «АРС-соцгород» в июле 2006 года пятилетний срок, предусмотренный действующим законодательством, не истёк. Более того, одно рабочее место электрогазосварщика 28.02.2007 года было аттестовано, что подтверждается соответствующим протоколом и картой аттестации.
Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ООО «АРС-соцгород» является юридическим лицом, запись о нем внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, данная организация постановлена на учет в налоговом органе 2*.06.20** года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации юридического лица и о постановке на учет в налоговом органе. Из Устава ООО «АРС-соцгород» следует, что основными видами его деятельности являются управление эксплуатацией жилищного фонда и связанные с этим виды работ.
В материалах дела имеется список сотрудников ООО «АРС-соцгород», являющихся работниками указанной организации, следовательно, ответчик по отношению к указанным лицам выступает в качестве работодателя. Таким образом, отношения между ООО «АРС-соцгород» и его работниками должны регулироваться трудовым законодательством, в частности, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 209 Трудового кодекса РФ под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Согласно ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Судом установлено, что аттестация рабочих мест в ООО «АРС-соцгород» с последующей сертификацией организации работ по охране труда в должной мере не произведена.
Так, ответчиком 28.02.2007 года была произведена аттестации только одного рабочего места, т.е. электрогазосварщика, что подтверждается представленными суду протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда и самой картой аттестации.
Доводы ответчика о том, что ООО «АРС-соцгород» не бездействует и принимает меры к проведению аттестации суд находит неубедительными.
Так, в уже в вышеуказанном протоколе аттестации указано, что соответствующая комиссия приняла решение по необходимости закончить аттестацию рабочих мест в целом до 31.12.2007 года.
Ссылка представителя ответчика о том, что в силу действующего законодательства срок аттестации установлен в 5 лет, является несостоятельной.
Действительно п. 5 Порядка приведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённого Приказом Мигздравсоцразвития России от 31.08.2007 года № 569, предусмотрено, что сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Но при этом необходимо учитывать содержание п. 7 указанного Порядка, согласно которому вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию, а также общих положений о целях проведения такой аттестации, указанных в п. 2 данного Порядка.
Соответственно анализ действующего законодательства позволяет суду сделать вывод, что организация после её создания обязана провести аттестацию рабочих мест не на протяжении 5 лет, а сразу же. Иное предопределяет нарушение прав работников на выявление вредных и (или) опасных производственных факторов и на осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Таким образом, исковые требования прокурора г. Димитровграда о признании бездействия ответчика незаконным и о понуждении проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией подлежат удовлетворению.
При этом суд считает необходимым представить ответчику срок для осуществления вышеуказанных мероприятий, поскольку они могут занять определённое время. Данный срок, по мнению суда, должен быть предоставлен до 01.07.2011 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
Частью 3 ст. 213 ТК РФ определено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры, порядок их проведения, определяются нормативными правовыми актами, утвержденными в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 3.3 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 № 83, периодические медицинские осмотры должны производиться не реже чем один раз в два года.
Согласно п. 7 Порядка, для проведения медицинских осмотров работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров.
Письменным сообщением Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в г. Димитровграде от 16.11.2010 года подтверждается наличие у ответчика профессий с тяжелыми и вредными условиями труда.
В материалах дела имеется перечень должностей работников, подлежащих предварительному и периодическому медицинскому осмотру, а также список лиц, подлежащих медицинскому осмотру в 2011 году, согласованные с вышеуказанным отделом Роспотребнадзора.
Также в ходе рассмотрения дела по существу суду был представлен договор на проведение медицинских осмотра работников с вредными условиями труда от 16.11.2010 года, заключенный между ООО «АРС-соцгород» и ФГУЗ МСЧ № 172 ФМБА России, срок действия которого до 31.12.2010 года.
Из пояснений представителя ответчика усматривается, что до настоящего времени часть работников ООО «АРС-соцгород» обязательный медицинский осмотр не прошла, а будет его проходить в срок до 31.12.2010 года. Уже после этого, ответчик по выставленным ему счёт-фактурам в срок до 25.01.2011 года произведёт оплату предоставленных ему медицинских услуг.
При таких обстоятельствах, когда суду не было предоставлено допустимых доказательств заблаговременного согласования перечня должностей, а также списка работников ответчика, которые должны были пройти в 2010 году медицинские осмотры, суд считает, что действительно ООО «АРС-соцгород» проявил бездействие, которое должно быть признано незаконным.
Более того, факт бездействия подтверждается, что в течение 2010 года вплоть до 16.11.2010 года у ответчика отсутствовали договорные отношения с медицинским учреждением по поводу проведения медицинских осмотров, что предопределяет нарушение прав граждан, устраивающихся на работу к ответчику, поскольку данные лица должны были проходить предварительные медицинские осмотры за счёт работодателя.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Димитровграда о признании незаконным бездействия по не обеспечению проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров и о понуждении к организации данных осмотров являются обоснованными, в связи с чем они подлежат удовлетворению.
С учётом обстоятельств дела суд считает возможным и необходимым предоставить ответчику срок для организации проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными производственными факторами до 01.01.2011 года, поскольку именно до указанной даты будет действовать договор на проведение вышеуказанных медицинских осмотров.
То обстоятельство, что оплата медицинских услуг будет производится уже после проведения медицинских осмотров путём выставления соответствующих платёжных документов, само по себе не влияет на установление срока организации данных осмотров, поскольку в сферу деятельности трудовых правоотношений данные финансовые взаимоотношения между работодателем и медицинским учреждением не входят.
Иными словами нормы трудового законодательства предусматривают обязанность работодателя лишь организовать проведение медицинских осмотров и не связывают наличие либо отсутствие оплаты медицинских услуг с организацией указанных осмотров.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г.Димитровграда, заявленные в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «АРС-соцгород» по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда и по не обеспечению проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными производственными факторами
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «АРС-соцгород» организовать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до 01.07.2011 года.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «АРС-соцгород» организовать проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными производственными факторами, в срок до 01.01.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения – 21.12.2010 года.
Судья: О.Б. Осипенко
Решение вступило в законную силу 01.01.2011г.