о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма на жилое помещение



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2010 года. г.Димитровград.

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атамановой Т.П. при секретаре Сараевой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малова С.Н. к администрации г.Димитровграда и Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма на жилое помещение и обязанности заключить договор социального найма на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Малов С.Н. обратился в суд с названным иском к ответчикам, указав, что он с 1988 года по настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части №*. В 1993 году на заседании жилищно-бытовой комиссии восковой части №* он с составом семьи из 3-х человек был признан нуждающимся в жилом помещении. Для проживания его семье была выделена муниципальная квартира малосемейного типа по ул.Л*, * -*, г.Димитровград общей площадью 17,5 кв.м. В данной квартире он и его семья зарегистрированы до настоящего времени. Кроме того, в данной квартире зарегистрирован также ребенок жены. В 2003 году брак с бывшей женой был расторгнут, и он был вынужден проживать отдельно, на съемной квартире. В прежней квартире по указанному адресу остались проживать бывшая жена, ее ребенок и его дочь. Он продолжает быть зарегистрирован в данной квартире, но не проживает в ней. В мае 2010 года его сослуживец П* был обеспечен жильем путем выдачи ему государственного жилищного сертификата. По момента получения данного сертификата П* и его семья дали письменное обязательство о сдаче в муниципалитет занимаемого ими ранее жилья – однокомнатной квартиры по ул.К*,*-*, г.Димитровград, общей площадью около 30 кв.м., что и было ими сделано в сентябре 2010 года при получении государственного жилищного сертификата. В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части №* от 02.07.2010 года, освобождаемая П* квартира была перераспределена ему Малову С.Н. для вселения и проживания. 19.10.2010 года он обратился в жилищный отдел Администрации г.Димитровграда с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, приложив к данному заявлению документы, подтверждающие его право на предоставление жилья по договору социального найма, в том числе, выписку из протокола жилищно-бытовой комиссии в\ч №*, однако на его обращение был устно дан отрицательный ответ. 16.11.2010 года он обратился в жилищный отдел Администрации г.Димитровграда с просьбой о заключении со ним договора социального найма освобожденной П* жилья, однако 03.12.2010 года он получил из Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда письменный ответ, в котором ему было отказано в заключении с ним договора социального найма с мотивировкой о том, что он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Он не согласен с данной позицией ответчиков, так как он имеет право на предоставление ему жилья в освобождаемом военнослужащими жилищном фонде.

В судебном заседании истец Малов С.Н. исковые требования поддержал, дав суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика – Администрации г.Димитровграда Лукьянова Н.С. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что Администрация г.Димитровграда является ненадлежащим ответчиком по делу, так как в функции Администрации г.Димитровграда не входит обязанность по заключению с гражданами договора социального найма жилья. Данная функция отнесена к компетенции Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда. Кроме того, в соответствии со ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма, в порядке очередности. Истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не признан в установленном порядке малоимущим и не подпадает под другие категории граждан, которые имеют право на постановку на учет в Администрации г.Димитровграда в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поэтому оснований для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма не имеется.

Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица – войсковой части №3706 Данилов Д.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал и суду пояснил, что Малов С.Н. действительно проходит военную службу по контракту в войсковой части №3706 с 1988 года по настоящее время. С 1993 года он состоит в войсковой части №3706 на учете военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях. Малов С.Н. в настоящее время состоит в разводе, имеет дочь, которая после расторжения брака осталась проживать с бывшей женой в квартире, занимаемой семьей Малова С.Н. по ул.Л*, *-*, г.Димитровград. В настоящее время Малов С.Н. является нуждающимся в жилом помещении из расчета на одиноко проживающего военнослужащего-гражданина. Поэтому просят удовлетворить исковые требования Малова С.Н. и обязать ответчиков перераспределить освободившееся после военнослужащего П* жилье по ул.К*,*-*, г.Димитровграда и предоставить указанную квартиру Малову С.Н.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Малова С.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Малов С.Н., являясь военнослужащим войсковой части 3706, с 1992 года является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д.37, 39).

В 1995 году Малову на состав семьи из 3 человек была предоставлена для проживания малосемейка по пр.Л* *-* с оставлением в списках очередности (л.д.40,44). В данном жилом помещении истец вселился и зарегистрировался с членами своей семьи (л.д.31-32).

В декабре 2003 года Малов С.Н. расторг брак с М*(л.д.41-43).

Другого жилья у Малова С.Н., в том числе, по праву собственности у Малова С.Н. нет (л.д.33-34).

В марте 2010 года военнослужащий в\ч 3706 П* получил жилищный сертификат на приобретение жилья (л.д.52).

После получения данного сертификата, П*, согласно, данному обязательству от 26.01.2010 года (л.д.54), передал в собственность МО «Город Димитровград» в лице Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда квартиру, расположенную по адресу г.Димитровград, ул.К*, д.*-* (л.д.50-51). В данных документах ошибочно указан дом *по ул. К*, так как П* проживал в доме *по ул.К*.

В связи с этим протоколом заседания ЖБК войсковой части 3706 от 2.07.2010 года (л.д.11) квартира по адресу г.Димитровград, ул.К*, д. *, кв.* распределена истцу Малову С.Н.

Малов С.Н. 19.10.2010 года обратился в Администрацию г.Димитровграда с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.27), предоставив все необходимые документы (л.д.28-48).

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Димитровграда от 29.10.2010 года № * было отказано Малову С.Н. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В дальнейшем Малову С.Н. так же было отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д.10).

Данные отказы суд считает незаконными по следующим основаниям.

В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей по договору социального найма, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.

Военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение.

На основании изложенного суд считает необходимым признать незаконным отказ Администрации г.Димитровграда и Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда в заключении с Маловым С.Н. договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу Ульяновская область, г.Димитровград, ул. К*,д.*, кв.*, и обязать Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда, осуществляющий полномочия собственника жилья, заключить с ним договор социального найма на квартиру № * дома № * по ул.К* г.Димитровграда Ульяновской области.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Администрации г.Димитровграда и Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда в заключении с Маловым С.Н. договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу Ульяновская область, г.Димитровград, ул. К*,д.*, кв.*.

Обязать Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда заключить с Маловым С.Н. договор социального найма на квартиру № * дома № * по ул.К* г.Димитровграда Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения, с 28 декабря 2010 года.

Судья: Атаманова Т.П.

Решение вступило в законную силу 12.01.2011 года.