о признании незаконным бездействия по не обеспечению условий



2-2445/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 декабря 2010 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Варовой С.А., при секретаре Лапиной А.В., с участием прокурора Салахутдиновой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда, поданного в защиту прав и интересов неопределённого круга несовершеннолетних лиц, к Областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования Мелекесский профессиональный агролицей имени Героя Советского Союза М.С.Чернова, Министерству образования Ульяновской области, Министерству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании незаконным бездействия по не обеспечению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья несовершеннолетних, проживающих в общежитии, и понуждении к устранению нарушений санитарных правил и норм,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с названным иском к ответчикам, указав, что прокуратурой г. Димитровграда с привлечением специалиста ФФГУЗ «ЦГиЭ в Ульяновской области» проведена проверка исполнения Областным государственным образовательным учреждением начального профессионального образования «Мелекесский профессиональный агролицей» (далее – Агролицей) законодательства, направленного на обеспечение общедоступности, бесплатности и безопасности образования детей. В ходе проверки были выявлены нарушения указанного законодательства, требующие прокурорского вмешательства.

Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ (далее – Закон) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 3 Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, в том числе Санитарных правил и норм №42-121-4719-88 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ» (далее СанПиН).

Вопреки вышеуказанным требованиям действующего федерального законодательства, Агролицеем при осуществлении образовательной деятельности допускаются нарушения, влекущие ущемление прав и законных интересов несовершеннолетних.

Согласно ст. 39 Федерального закона «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Согласно п. 54 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 521, в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом учредитель закрепляет за образовательным учреждением на праве оперативного управления здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения.

Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за образовательным учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.

В соответствии со ст. 29 Закона «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся, в том числе установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, установление нормативов финансирования образования субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 41 Федерального закона «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

В соответствии с п. 57 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 521, источниками формирования имущества и финансового обеспечения деятельности образовательного учреждения являются, в первую очередь, ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемые для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 62 данного Положения образовательное учреждение принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.

Агролицей имеет общежитие, расположенное по ул.Ульяновская, 54 в г.Димитровграде.

Согласно п. 2 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 №328 общежития предназначаются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами.

Пунктом 12 данного Положения проживающие в общежитии вправе, в том числе требовать обеспечения мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем общежития, коммунально-бытовыми услугами; требовать своевременной замены пришедших в негодность мебели, постельных принадлежностей и другого инвентаря общежития, а также устранения недостатков в жилищно-бытовом обслуживании.

В соответствии с п.18 вышеуказанного Положения администрация учебного заведения, в ведении которого находится общежитие, обязана, в том числе обеспечивать финансирование расходов на содержание общежития и проведение культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в нем, обеспечивать надлежащую эксплуатацию и своевременный ремонт общежития, бесперебойную работу инженерного оборудования.

Здание общежития Агролицея, находящееся по адресу: г.Димитровград, ул.Ульяновская, д. 54, построено по типовому проекту в 1974 году. С того времени капитальный ремонт не производился, производился лишь косметический ремонт отдельных жилых помещений.

В настоящее время, в нарушение вышеперечисленных норм федерального законодательства, помещениям здания общежития, кровле необходим ремонт, имеющаяся в общежитии мебель требует замены.

Так, в соответствии с п. 3.4 Сан ПиН в общежитии предусмотрены и выделены жилые комнаты, помещения культурно-бытового назначения и подсобные помещения. Вместе с тем их состояние не отвечает предъявляемым требованиям. Умывальные комнаты не имеют ковриков резиновых, полок туалетных с зеркалом, стоек с прибором для чистки. Туалет на третьем этаже не оборудован унитазами, отсутствуют карманы туалетные.

В общежитии, в противоречие с п. 3.10 Сан ПиН, отсутствуют комнаты для занятий студентов. Столы, стулья, необходимые для ее оборудования, также отсутствуют, что нарушает п. 4.12 СанПиН.

В соответствии с п. 4.1 СанПиН каждая жилая комната должна быть обеспечена твердым и мягким инвентарем в соответствии с Типовыми нормами оборудования общежитий мебелью и другим инвентарем.

Однако, в нарушение данного пункта и п. 4.3 СанПиН количество тумбочек, стульев, столов, шкафов для платья и белья с антресольной секцией в жилых комнатах не соответствует числу проживающих. Более того, тумбочки, стулья, столы, шкафы, имеющиеся в недостаточном количестве, находятся в ветхом состоянии, имеют дефекты, в ряде случаев деформированы, ввиду чего непригодны для использования. Их покрытия имеют дефекты, трещины, расслаиваются, в связи с чем недоступны для влажной уборки и дезинфекции. В комнатах отсутствуют книжные полки, прикроватные коврики, вешалки для одежды, настольные лампы для работы, бра над кроватями, графины, подносы, стаканы, чайники, шторы или портьеры, занавески. Вопреки п. 8.6 СанПиН проживающие в общежитии не обеспечены съемными наматрацниками, наволочками для подушек, простынями, пододеяльниками, покрывалами, полотенцами.

Вопреки п. 4.4 СанПиН в комнатах над окнами отсутствуют карнизы для занавесок.

В нарушение п. п. 3.5, 3.9, 4.5 СанПиН имеющиеся 2 кухни не оборудованы настенными и пристенными шкафами, столами-шкафами, холодильниками, воздухоочистителями, а в помещении кухонь имеются лишь 2 электроплиты на 6 и 4 конфорки, 2 умывальных раковины, 2 стола и 3 стула.

В постирочной, в нарушение п.п. 3.9, 4.6 СанПиН, отсутствуют скамейки или столы с влагостойким покрытием, стеллажи. Вопреки требованиям п. 4.7 комната для сушки белья и одежды не оборудована устройствами для сушки одежды, стеллажами и вешалками. В нарушение п. 5.2 СанПиН стены постирочной, покрытые масляной краской, облупились. Отсутствуют стиральные машины.

Комната для чистки и глажения одежды, которая должна быть оборудована раковинами-мойками, столами для глажения, утюгами и электрическими розетками, а также встроенными шкафами, в общежитии отсутствует, что противоречит п. 4.8 СанПиН.

В нарушение п.п. 5.1, 5.2 СанПиН, стены жилых комнат оклеены бумажными обоями, которые местами отошли от поверхности стен, порваны, свисают клочьями, грязные; находящиеся на 3 этаже, кроме этого, имеют потеки, поскольку кровля протекает. Стены из керамической плитки в кухнях имеют дефекты, сколы, трещины, частично плитка отсутствует.

Потолки, в соответствии с п. 5.3 СанПиН, требуют ремонта, особенно в комнатах на 3 этаже, поскольку в связи с протеком кровли имеют желто-коричневые потеки, осыпаются.

Вопреки п. 5.4 СанПиН деревянные полы в общежитии (как в жилых помещениях, так и в коридорах), имеют дефекты, дыры, трещины, поскольку в связи с длительным использованием усохли, деформировались, их целость нарушена. В помещениях постирочной, душевой, комнате для сушки белья, туалетах, кухнях керамическая плитка, покрывающая полы, имеет дефекты, сколы, трещины, местами отсутствует либо разбита, в связи с чем требуется ее замена.

В нарушение п. 5.7 СанПиН двери и окна недоступны для текущей уборки, имеют трещины, повреждения, дефекты, в связи с чем требуют замены. Более того, окна практически вышли из строя, поскольку рассохлись, деформировались, ввиду их ветхости отсутствует возможность очищать и тщательно мыть оконные стекла, что нарушает требования п. 8.3 СанПиН, а также осуществлять через форточки естественную вентиляцию жилых помещений, что нарушает п. 6.5 СанПиН.

В комнате отдыха, в нарушение п. 3.5 СанПиН, отсутствуют столы журнальные, банкетки трехместные, стулья, комплект настольных игр, графин, поднос, стаканы, карниз, штора или портьера, цветочницы. Диваны, находящиеся ней, имеют дефекты.

Согласно п. 8.9 СанПиН ежегодно, до начала зимнего сезона, все помещения общежитий должны быть отремонтированы. В настоящее время они не отремонтированы и ремонтные работы не проводятся.

Меры по устранению вышеуказанных нарушений санитарно-гигиенических правил и норм до настоящего времени не приняты. Бюджетные средства на ремонт помещений общежития и приобретения инвентаря в течение последних 3 лет не выделялись.

Таким образом, помещения общежития Агролицея эксплуатируются с нарушением санитарных правил и норм, режим работы общежития организован в противоречие с нормами действующего законодательства, что подвергает опасности жизнь и здоровье несовершеннолетних, проживающих в общежитии училища.

По состоянию на 01.11.2010 в общежитии проживает 102 несовершеннолетних, из них 39 являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Согласно ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственниками их имущества. Учреждение находится в ведении Министерства образования Ульяновской области, которое одновременно выступает его учредителем. Имущество Учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления, является собственностью Ульяновской области.

В силу вышеизложенного, Министерство образования Ульяновской области и Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, являясь соответственно учредителем учреждения и собственником имущества, закрепленного за Агролицеем на праве оперативного управления, выступают по данным гражданско-правовым отношениям в качестве соответчиков учреждения.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняется и обеспечивается государственная поддержка семьи и детства. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Категория лиц, в том числе несовершеннолетних, чьи интересы нуждаются в защите, постоянно и персонально изменчива, поскольку состав детей, проживающих в общежитии Агролицея, постоянно меняется. Поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, лишенных возможности самостоятельно защищать свои права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ и ст.35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит признать бездействие Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Мелекесский профессиональный агролицей», Министерства образования Ульяновской области, Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по необеспечению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья несовершеннолетних, проживающих в общежитии Агролицея, незаконным, и обязать ответчиков устранить выявленные нарушения санитарных правил и норм.

В судебном заседании помощник прокурора г.Димитровграда Салахутдинова Г.И. исковые требования поддержала, дав суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ОГОУ НПО Мелекесский профессиональный агролицей имени Героя Советского Союза М.С.Чернова Серенков Ю.В. в судебном заседании исковые требования признал, пояснив суду, что все указанные в иске прокурора нарушения имеют место в общежитии их училища. Но на протяжении 2009-2010 года они неоднократно обращались в Министерство образования Ульяновской области с просьбой выделить денежные средства на ремонт общежития, на приобретение мебели и инвентаря для общежития, но результатов не было.

Представители Министерства образования Ульяновской области и Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ (далее – Закон) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст. 3 Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов, в том числе Санитарных правил и норм №42-121-4719-88 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ» (далее СанПиН).

Согласно ст. 39 Федерального закона «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Согласно п. 54 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 521, в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом учредитель закрепляет за образовательным учреждением на праве оперативного управления здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения.

В соответствии со ст. 29 Закона «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся, в том числе установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, установление нормативов финансирования образования субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 41 Федерального закона «Об образовании» деятельность образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

В соответствии с п. 57 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 521, источниками формирования имущества и финансового обеспечения деятельности образовательного учреждения являются, в первую очередь, ассигнования бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемые для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 62 данного Положения образовательное учреждение принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.

Судом установлено, чтоОГОУ НПО Мелекесский профессиональный агролицей имени Героя Советского Союза М.С.Чернова имеет общежитие, расположенное по адресу: г.Димитровград, ул.Ульяновская, д.54.

Согласно п. 2 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 №328 общежития предназначаются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами.

Пунктом 12 данного Положения проживающие в общежитии вправе, в том числе требовать обеспечения мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем общежития, коммунально-бытовыми услугами; требовать своевременной замены пришедших в негодность мебели, постельных принадлежностей и другого инвентаря общежития, а также устранения недостатков в жилищно-бытовом обслуживании.

В соответствии с п.18 вышеуказанного Положения администрация учебного заведения, в ведении которого находится общежитие, обязана, в том числе обеспечивать финансирование расходов на содержание общежития и проведение культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в нем, обеспечивать надлежащую эксплуатацию и своевременный ремонт общежития, бесперебойную работу инженерного оборудования.

Как следует из представленных суду документов ОГОУ НПО Мелекесский профессиональный агролицей имени Героя Советского Союза М.С.Чернова осуществляет образовательную деятельность по общеобразовательным программам, ведёт профессиональную подготовку (л.д.10-34).

Из устава данного учреждения следует, что оно является областным государственным образовательным учреждением НПО, учредителем которого является Министерство образования Ульяновской области, учреждение финансируется за счет средств областного бюджета Ульяновской области через главного распорядителя средств областного бюджета Ульяновской области- Министерства образования Ульяновской области. Учреждение имеет в своей структуре, в том числе, общежитие. Учреждение создает условия для реализации гарантированного права гражданам РФ на получение общедоступного и бесплатного образования. Обучающиеся вправе бесплатно пользоваться подразделениями учреждения; обучающиеся, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии; обучающимся обеспечиваются меры социальной поддержки.

Судом установлено, что в ОГОУ НПО Мелекесский профессиональный агролицей имени Героя Советского Союза М.С.Чернова обнаружены в ходе проверки, проведенной в ноябре 2010 года специалистами филиала ФГУЗ «ЦГиЭ в Ульяновской области в г.Димитровграде», следующие нарушения санитарных норм и правил, нарушающие права и законные интересы обучающихся, проживающих в общежитии данного учреждения.

Здание общежития Агролицея, находящееся по адресу: г.Димитровград, ул.Ульяновская, д. 54, построено по типовому проекту в 1974 году. С того времени капитальный ремонт не производился, производился лишь косметический ремонт отдельных жилых помещений.

В настоящее время, в нарушение вышеперечисленных норм федерального законодательства, помещениям здания общежития, кровле необходим ремонт, имеющаяся в общежитии мебель требует замены.

Так, в соответствии с п. 3.4 Сан ПиН в общежитии предусмотрены и выделены жилые комнаты, помещения культурно-бытового назначения и подсобные помещения. Вместе с тем их состояние не отвечает предъявляемым требованиям. Умывальные комнаты не имеют ковриков резиновых, полок туалетных с зеркалом, стоек с прибором для чистки. Туалет на третьем этаже не оборудован унитазами, отсутствуют карманы туалетные.

В общежитии, в противоречие с п. 3.10 Сан ПиН, отсутствуют комнаты для занятий студентов. Столы, стулья, необходимые для ее оборудования, также отсутствуют, что нарушает п. 4.12 СанПиН.

В соответствии с п. 4.1 СанПиН каждая жилая комната должна быть обеспечена твердым и мягким инвентарем в соответствии с Типовыми нормами оборудования общежитий мебелью и другим инвентарем.

Однако, в нарушение данного пункта и п. 4.3 СанПиН количество тумбочек, стульев, столов, шкафов для платья и белья с антресольной секцией в жилых комнатах не соответствует числу проживающих. Более того, тумбочки, стулья, столы, шкафы, имеющиеся в недостаточном количестве, находятся в ветхом состоянии, имеют дефекты, в ряде случаев деформированы, ввиду чего непригодны для использования. Их покрытия имеют дефекты, трещины, расслаиваются, в связи с чем недоступны для влажной уборки и дезинфекции. В комнатах отсутствуют книжные полки, прикроватные коврики, вешалки для одежды, настольные лампы для работы, бра над кроватями, графины, подносы, стаканы, чайники, шторы или портьеры, занавески. Вопреки п. 8.6 СанПиН проживающие в общежитии не обеспечены съемными наматрацниками, наволочками для подушек, простынями, пододеяльниками, покрывалами, полотенцами.

Вопреки п. 4.4 СанПиН в комнатах над окнами отсутствуют карнизы для занавесок.

В нарушение п. п. 3.5, 3.9, 4.5 СанПиН имеющиеся 2 кухни не оборудованы настенными и пристенными шкафами, столами-шкафами, холодильниками, воздухоочистителями, а в помещении кухонь имеются лишь 2 электроплиты на 6 и 4 конфорки, 2 умывальных раковины, 2 стола и 3 стула.

В постирочной, в нарушение п.п. 3.9, 4.6 СанПиН, отсутствуют скамейки или столы с влагостойким покрытием, стеллажи. Вопреки требованиям п. 4.7 комната для сушки белья и одежды не оборудована устройствами для сушки одежды, стеллажами и вешалками. В нарушение п. 5.2 СанПиН стены постирочной, покрытые масляной краской, облупились. Отсутствуют стиральные машины.

Комната для чистки и глажения одежды, которая должна быть оборудована раковинами-мойками, столами для глажения, утюгами и электрическими розетками, а также встроенными шкафами, в общежитии отсутствует, что противоречит п. 4.8 СанПиН.

В нарушение п.п. 5.1, 5.2 СанПиН, стены жилых комнат оклеены бумажными обоями, которые местами отошли от поверхности стен, порваны, свисают клочьями, грязные; находящиеся на 3 этаже, кроме этого, имеют потеки, поскольку кровля протекает. Стены из керамической плитки в кухнях имеют дефекты, сколы, трещины, частично плитка отсутствует.

Потолки, в соответствии с п. 5.3 СанПиН, требуют ремонта, особенно в комнатах на 3 этаже, поскольку в связи с протеком кровли имеют желто-коричневые потеки, осыпаются.

Вопреки п. 5.4 СанПиН деревянные полы в общежитии (как в жилых помещениях, так и в коридорах), имеют дефекты, дыры, трещины, поскольку в связи с длительным использованием усохли, деформировались, их целость нарушена. В помещениях постирочной, душевой, комнате для сушки белья, туалетах, кухнях керамическая плитка, покрывающая полы, имеет дефекты, сколы, трещины, местами отсутствует либо разбита, в связи с чем требуется ее замена.

В нарушение п. 5.7 СанПиН двери и окна недоступны для текущей уборки, имеют трещины, повреждения, дефекты, в связи с чем требуют замены. Более того, окна практически вышли из строя, поскольку рассохлись, деформировались, ввиду их ветхости отсутствует возможность очищать и тщательно мыть оконные стекла, что нарушает требования п. 8.3 СанПиН, а также осуществлять через форточки естественную вентиляцию жилых помещений, что нарушает п. 6.5 СанПиН.

В комнате отдыха, в нарушение п. 3.5 СанПиН, отсутствуют столы журнальные, банкетки трехместные, стулья, комплект настольных игр, графин, поднос, стаканы, карниз, штора или портьера, цветочницы. Диваны, находящиеся ней, имеют дефекты.

Согласно п. 8.9 СанПиН ежегодно, до начала зимнего сезона, все помещения общежитий должны быть отремонтированы. В настоящее время они не отремонтированы и ремонтные работы не проводятся.

Меры по устранению вышеуказанных нарушений санитарно-гигиенических правил и норм до настоящего времени не приняты. Бюджетные средства на ремонт помещений общежития и приобретения инвентаря в течение последних 3 лет не выделялись.

Таким образом, помещения общежития Агролицея эксплуатируются с нарушением санитарных правил и норм, режим работы общежития организован в противоречие с нормами действующего законодательства, что подвергает опасности жизнь и здоровье несовершеннолетних, проживающих в общежитии училища.

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки (л.д.40-42), письмами директора Агролицея о выделении денежных средств в период 2008 -2010 годов (л.д.35-37,53-55). Не оспаривалось наличие данных нарушений и самим представителем Агролицея в судебном заседании.

Таким образом, помещения общежития ОГОУ НПО Мелекесский профессиональный агролицей эксплуатируются с нарушением санитарных правил и норм, условия проживания обучающихся противоречат нормам действующего законодательства, что подвергает опасности жизнь и здоровье несовершеннолетних, проживающих в общежитии.

Поскольку судом установлено, что данные нарушения имеют место быть в общежитии Агролицея длительный период времени, из пояснений представителя данного учреждения следует, что данные нарушения не устранены из-за нехватки денежных средств, не предоставляемых Министерством образования Ульяновской области, в том числе, суд считает, что бездействия ОГОУ НПО Мелекесский профессиональный агролицей и Министерства образования Ульяновской области по не устранению указанных нарушений, по несоблюдению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, проживающих в общежитии данного образовательного учреждения, следует признать незаконными.

А потому, следует обязать ОГОУ НПО Мелекесский профессиональный агролицей и Министерство образования Ульяновской области устранить нарушение санитарных норм и правил, выявленные в ходе проверки санитарно-гигиенических условий проживания обучающихся в общежитии ОГОУ НПО Мелекесский профессиональный агролицей, расположенном по адресу г.Димитровград, ул. Ульяновская, д.54, проведенной филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области в городе Димитровграде 08.11.2010.

В части иска к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области следует отказать, так как из Устава Мелекесский профессиональный агролицей не следует, что финансирование для обеспечения его деятельности, в том числе по обеспечению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья несовершеннолетних, проживающих в общежитии в соответствии с санитарными нормами и правилами, осуществляется данной организацией.

Руководствуясь с.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Мелекесский профессиональный агролицей имени Героя Советского Союза М.С.Чернова, Министерства образования Ульяновской области по не обеспечению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья несовершеннолетних, проживающих в общежитии ОГОУ НПО Мелекесский профессиональный агролицей имени Героя Советского Союза М.С.Чернова

Обязать Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Мелекесский профессиональный агролицей имени Героя Советского Союза М.С.Чернова, Министерство образования Ульяновской области устранить нарушения санитарных норм и правил, выявленные в ходе проверки санитарно-гигиенических условий проживания обучающихся в общежитии ОГОУ НПО Мелекесский профессиональный агролицей имени Героя Советского Союза М.С.Чернова, расположенном по адресу г.Димитровград, ул. Ульяновская, д.54, проведенной филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области в городе Димитровграде 08.11.2010 года.

В остальной части иска прокурору г.Димитровграда отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения - 29.12. 2010.

Судья С.А.Варова

12.01.2011 решение вступило в законную силу.