о признании права собственности на гаражные строения



Дело № 2-2457/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2010 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Орловой С.Н., при секретаре Гурьяновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слепова М.Ф., Слепова Н.Ф. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области, Администрации г. Димитровграда о признании права собственности на гаражные строения и садовый домик в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы Слепов М.Ф. и Слепов Н.Ф. обратились в суд с иском о признании права собственности на гаражные строения и садовый домик в порядке наследования.

В обоснование иска указали, что **.02.1990 года умерла их мать – Слепова А.В. После ее смерти открылось наследство, состоящее кроме прочего, из двух гаражей с земельными участками, расположенных в г. Димитровграде в ГСК «Ю*» под №** и ГСК «А*» под №*. Наследство матери принял ее муж, их отец, Слепов Ф.Г., однако, приняв наследство, он не оформил наследственные права на указанные объекты недвижимости. **.04.2007 года их отец умер, после его смерти открылось наследство, состоящее, кроме прочего, из садового домика с земельным участком в садоводческом товариществе «В*» в г. Димитровграде под №*. Они приняли наследство путем подачи нотариусу заявления о принятии наследства. Иных наследников первой очереди не имеется. Просили признать за ними право собственности в порядке наследования, в равной деле за каждым, на садовый домик в садоводческом товариществе «В*» №*, на гараж в ГСК «Ю*» бокс №*, на гараж в ГСК «А*» бокс №*

Истец Слепов М.Ф. в судебном заседании уточнил исковые требования, просил признать за ним право собственности на гараж №* в ГСК «Ю*», от требования о признании за ним права собственности на садовый домик в садоводческом товариществе «В*» и гараж №* в ГСК «А*» отказался, суду дал пояснения, аналогичные изложенным в иске. Кроме того, пояснил, что они с братом Слеповым Н.Ф. произвели раздел наследственного имущества добровольно, требований о компенсации стоимости имущества к Слепову Н.Ф. не имеет. Просил уточненные исковые требования удовлетворить.

Истец Слепов Н.Ф.в судебном заседании также уточнил исковые требования, просил признать за ним право собственности на садовый домик в садоводческом товариществе «В*» и гараж №* в ГСК «А*», указал, что требование о признании права собственности на гараж №* в ГСК «Ю*» не поддерживает в связи с добровольным разделом наследственного имущества с братом Слеповым М.Ф. Суду дал пояснения, аналогичные изложенным в иске. Просил уточненные исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика – Администрации г. Димитровграда, извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Согласно заявлению от 03.12.2010 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации по имеющимся в деле материалам (л.д.71).

Привлеченный судом к участию по делу в качестве соответчика представитель Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №7 по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя Инспекции.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Привлеченная судом к участию по делу в качестве третьего лица Осина О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, заявлением просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие, в заявлении указала об отсутствии претензий по размещению дачного домика с\т «В*я» на расстоянии 1 метра от межи (л.д.76).

Выслушав явившихся в судебное заседание истцов, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам и в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единой целое и в один и тот же момент.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Наследство открывается со смертью гражданина, днем открытия наследства является день смерти гражданина (ст.ст. 1113,1114 ГК РФ).

Из свидетельства о смерти сер. ** №7*0 следует, что Слепова А.В. умерла **.02.1990 года (л.д.10).

Слепов Ф.Г. умер **.04.2007 года, что подтверждается копий свидетельства о смерти сер. *№7*3 от *.04.2001 года (л.д.11).

Как следует из свидетельства о заключении брака сер.*№0*6 следует, что **.03.1959 года между Слеповым Ф.Г. и Р* А.В. был заключен брак. После заключения брака жене присвоена фамилия – «Слепова» (л.д.12).

Из плана недвижимого имущества на гараж №* в ГСК «Ю*», составленного по состоянию на 15 августа 2007 года (л.д.17), видно, что гараж возведен в 1985 году. Согласно плану недвижимого имущества на гараж №** в ГСК «А*», составленного по состоянию на 15 августа 2007 года (л.д.19-20), на земельном участке имеется гараж, построенный в 1985 году. Правообладателем этих объектов недвижимости значится Слепова А.В. Данные гаражные строения возведены самовольно.

Факт предоставления Слеповой А.В. земельного участка №* в ГСК «Ю*» также подтверждается имеющейся в материалах дела архивной выпиской из постановления Главы администрации г. Димитровграда №* от *.06.1994 года (л.д.22), а также справкой председателя ГСК «А*».

В материалах представленного в суд наследственного дела №*, сообщения №* от 01.11.2010 года, наследственное дело к имуществу Слеповой А.В. обработано и документы, на основании которых выданы свидетельства, уничтожены в связи с истечением срока хранения. Согласно копии свидетельства о праве на наследство по закону от **.08.1990 года следует, что Слепов Ф.Г. был признан наследником после смерти своей жены Слеповой А.В.

Строительство гаражных строений осуществлялось в период брака Слеповой А.В. и Слепова Ф.Г., следовательно, в силу ст.20 действовавшего на тот период Кодекса о браке и семье, являлось общим совместным имуществом супругов Слеповых.

Суд находит, что после смерти Слеповой А.В. гаражные строения в ГСК «Ю*» и ГСК «А*» в порядке наследования в составе общего имущества перешли в собственность Слепова Ф.Г., который принял наследство и приобрел право собственности на них как переживший супруг в соответствии со ст. 532 действовавшего на тот период ГК РСФСР.

Судом установлено, что Слепов Н.Ф. и Слепов М.Ф. являются сыновьями Слепова Ф.Г. и Слеповой А.В., что подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями свидетельств об рождении, соответственно сер. ** №1*7 от **.05.1954 года и сер. * №0*9 от **.03.1959 года (л.д.14).

Из наследственного дела №** к имуществу Слепова Ф.Г. следует, что Слеповым М.Ф. и Слеповым Н.Ф. **.06.2007 года было подано заявление о принятии наследства после смерти Слепова Ф.Г., а впоследствии им были выданы свидетельства о праве на наследство по закону в отношении иного имущества. Иные наследники, кроме истцов, в нотариальную контору по вопросу принятия наследства не обращались.

Согласно п.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п.1 ст.1154 ГК РФ).

Согласно инвентаризационной карточки на садовый домик (дачу) № ** в садоводческом товариществе «В*», составленной по состоянию на **.08.2007 года, следует, что правообладателем садового домика является Слепов Ф.Г. (л.д.15-16), что также подтверждается архивной выпиской из постановления главы администрации г.Димитровграда№* от **.02.1994 года о предоставлении Слепову Ф.Г. в бессрочное (постоянное) пользование участка №** в СТ «В*» (л.д.21).

Из сообщения ДФ ОГУП БТИ от 15.12.2010 года №* следует, что в реестрах БТИ не зарегистрировано право собственности на садовый домик №* в садоводческом товариществе «В*», гараж №* в ГСК «Ю*» и ГСК «А*» (л.д.83).

Из уведомлений Димитровградского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 16.12.2010 года №* и №* следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Слепова Ф.Г. и Слеповой А.В. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (л.д.85-86).

Кроме того, из инвентаризационной карточки на садовый домик (дачу) №* в садоводческом товариществе «В*», составленной по состоянию на 15.08.2007 года, а также плана недвижимого имущества на гараж №* в ГСК «А*», составленного по состоянию на 15 августа 2007 года, следует, что садовый домик и гараж являются самовольными строениями.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Спорные объекты недвижимости находятся на земельных участках, специально отведенных для дачного и гаражного строительства, что подтверждается Постановлениями Главы г.Димитровграда №* от **.02.1994 года, №* от **.06.1994 года ( л.д.21,22).

В соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", введенной в действие ФЗ от 30.06.2006 N 93-ФЗ, регистрация права собственности на земельные участки для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства осуществляется в упрощенном порядке на основании документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок.

С учетом указанной правовой нормы, Слепов Ф.Г. вправе был зарегистрировать свои права на земельные участки, на которых расположены гаражи и дачный домик, на основании вышеприведенной ст. 25.2 Федерального закона №122-ФЗ.

В соответствии с ч.3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из технических заключений по обследованию технического состояния, соответствия нормам СНиП, садового домика на земельном участке №** в с/о «В*», гаража №* в ГСК «А*» следует в целом несущие конструкции построек находятся в исправном и работоспособном состоянии, соответствуют техническим требованиям строительных норм и правил и обеспечивают безопасную эксплуатацию по их функциональному назначению, объемно планировочные решения в основном соответствуют требованиям нормативных документов (л.д.25-39, 53-65).

Оценивая изложенные письменные доказательства, представленные истцами, суд находит, что сохранение самовольных строений гаражей и дачного домика, которые должны быть включены в наследственную массу Слепова Ф.Г. и Слеповой А.В., не нарушает прав и законных интересов других лиц и не создает угрозы жизни и здоровья граждан.

Ответчики каких-либо доказательств наличия оснований для отказа в удовлетворении исковых требований суду не представили.

На основании изложенного суд полагает возможным исковые требования удовлетворить и признать за Слеповым М.Ф. право собственности на гараж №*, расположенный в гаражно-строительном кооперативе «Ю*» в порядке наследования за Слеповой А.В., умершей ** февраля 1990 года, за Слеповым Н.Ф. право собственности на гараж №*, расположенный в гаражно-строительном кооперативе «А*», в порядке наследования за Слеповой А.В., умершей ** февраля 1990 года, садовый домик №* в садоводческом товариществе «В*», в порядке наследования за Слеповым Н.Ф., умершим ** апреля 2007 года.

Поскольку на возмещении судебных расходов истцы не настаивают, суд полагает возможным не взыскивать с ответчиков в пользу истцов денежную сумму в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Слепова М.Ф., Слепова Н.Ф. удовлетворить.

Признать за Слеповым М.Ф. право собственности на гараж №*, расположенный в гаражно-строительном кооперативе «Ю*» г.Димитровграда в порядке наследования за Слеповой А.В., умершей ** февраля 1990 года.

Признать за Слеповым Н.Ф. право собственности на гараж №**, расположенный в гаражно-строительном кооперативе «А*» г.Димитровграда, в порядке наследования за Слеповой А.В., умершей ** февраля 1990 года, на садовый домик №* в садоводческом товариществе «В*» г.Димитровграда, в порядке наследования за Слеповым Н.Ф., умершим ** апреля 2007 года.

Настоящее решение с момента вступления в законную силу является основанием для государственной регистрации права собственности Слепова М.Ф. собственности на гараж №**, расположенный в гаражно-строительном кооперативе «Ю*» г.Димитровграда, за Слеповым Н.Ф. право собственности на гараж №**, расположенный в гаражно-строительном кооперативе «А*» г.Димитровграда, садовый домик №* в садоводческом товариществе «В*» г.Димитровграда в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения – 31 декабря 2010 года.

Судья С.Н. Орлова

Решение вступило в азконную силу 12.01.2011 года