о включении времени работы в специальный стаж



Дело № 2-2043/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2010 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кузнецовой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Штурминой И.П. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении времени работы в специальный стаж и понуждении к назначению пенсии в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Истец Штурмина И.П. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование исковых требований указав следующее. **.06.20**г. она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Димитровграде с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, имеющему 25-летний стаж педагогической работы. Однако решением от 29.07.2010г. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении ПФ РФ в городе Димитровграде отказала ей в назначении пенсии, исключив из специального стажа периоды работы в должности с*** ГК ВЛКСМ с **.08.19**г. по **.07.19**г. (2 года 10 месяцев 27 дней); м** отдела народного образования с **.07.19**г. по **.09.19**г. (8 лет 1 месяц 7 дней), так как указанные должности не предусмотрены Списками должностей и профессий, дающих право на досрочное назначение пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью. Считает отказ УПФ незаконным, противоречащим правовой позиции Конституционного Суда РФ, просит зачесть в стаж педагогической работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, указанные периоды за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с **.10.19**г. по **.09.19**г., а также обязать ответчика произвести ей назначение льготной пенсии с момента обращения – с 16.06.2010г., поскольку на этот момент имела более 27 лет педагогического стажа.

В судебном заседании истец Штурмина И.П. исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика УПФ К***ва О.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Штурминой И.П. не признала, поддержала представленный отзыв на иск, из которого следует, что на момент обращения за назначением досрочной пенсии педагогический стаж Штурминой И.П. составил 16 лет 11 месяцев 6 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Периоды работы в должности с*** ГК ВЛКСМ с **.08.19**г. по **.07.19**г.; м** отдела народного образования с **.07.19**г. по **.09.19**г. не подлежат включению в педагогический стаж. Действующим Списком спорные должности не предусмотрены, не были они предусмотрены и ранее действовавшими до 01.01.2002г. Списками. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования Штурминой И.П. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Положения ст.6 ч.2, ст. 15 ч.4, ст. 17 ч.1, ст.ст. 18, 19, 55 ч.1 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. В Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации в соответствии со ст. 15 Конституции РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. На это обращено внимание судов и в п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007г. № 5), согласно которому, при рассмотрении дел судам следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона).

Из решения об отказе истице в назначении пенсии от 29.07.2010г. № 1129 следует, что Штурмина И.П. обращалась к ответчику за назначением досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью, но получила отказ. При этом, из решения следует, что в стаж на соответствующих видах работ не были включены периоды работы истца в должности с*** ГК ВЛКСМ с **.08.19**г. по **.07.19**г. и м** отдела народного образования с **.07.19**г. по **.09.19**г. Из Протокола УПФ следует, что специальный стаж истца составил 16 лет 11 месяцев 6 дней. Давая оценку позиции ответчика, суд исходит из следующего.

Из записей в трудовой книжке истицы следует, что она с **.08.19**г. по **.07.19**г. работала с*** Димитровградского городского комитета ВЛКСМ, что составляет 2 года 10 месяцев 27 дней. Данный период работы относится к периоду деятельности до 01 января 2002 года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, т.е. до введения в действие ФЗ РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанный период работы истца в должности с*** ГК ВЛКСМ действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж работы учителей, других работников просвещения, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости периода работы на выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах (п.п. «а» п.1 Положения).

Согласно п.4 названного Положения, утвержденного Постановлением Совмина СССР №1397, время работы, указанное в п.1, 2, 3 настоящего положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давало право на эту пенсию.

По Постановлению Совета Министров СССР №1397 пенсия за выслугу лет работникам просвещения по перечню учреждений, организаций и должностей, предусмотренных приложением №1, назначалась учителям другим работникам просвещения при стаже по специальности не менее 25 лет.

На дату обращения за назначением пенсии истица имела более 2/3 стажа, дающего право на назначение пенсии, предусмотренной п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Подпункт 19 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Таким образом, период работы истца в должности с*** Димитровградского городского комитета ВЛКСМ с **.08.19** года по **.07.19** года подлежит включению органом, осуществляющим ее пенсионное обеспечение в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано, обоснованно указанными в части 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Истец Штурмина И.П. занимала штатную должность с*** ГК ВЛКСМ, и по действовавшему законодательству этот период, бесспорно, подлежал включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии по выслугу лет.

В настоящее время при сохранении для граждан права на пенсию по выслуге лет (досрочной трудовой пенсии по старости) права истца были ущемлены вследствие изменения в законодательстве, поскольку ответчик не включает период работы в должности с*** ГК ВЛКСМ в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно ст. 125 Конституции РФ и ст. 79 Закона РФ «О конституционном суде РФ», Постановление Конституционного Суда действует непосредственно, оно окончательно и обжалованию не подлежит.

По правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 2- П от 29 января 2004 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы. .... и жалобами ряда граждан» - в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Назначение пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления правообладателя.

Принимая за основу положения Конституции Российской Федерации как акта прямого действия, Постановления Конституционного Суда РФ, в котором сформулирована его позиция в отношении оценки пенсионных прав граждан, суд находит, что исковые требования истца о включении периода работы в качестве с*** ГК ВЛКСМ законны и обоснованны. Удовлетворение иска в этой части отвечает требованиям справедливости, равенства прав граждан.

Решая вопрос о включении в специальный стаж работы истца периода работы в качестве м** Димитровградского отдела народного образования с **.07.19**г. по **.09.19**г., суд исходит из следующего.

Записью в трудовой книжке Штурминой И.П. подтверждается, что она действительно работала м** в Димитровградском отделе народного образования с **.07.19**г. по **.09.19**г. Данный период работы также относится к периоду деятельности до 01 января 2002 года, т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, т.е. до введения в действие ФЗ РФ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Следует отметить, что с **.10.19**г. по **.09.19**г. Штурмина И.П. находилась в отпуске по уходу за ребенком, и этот период ответчиком засчитан в льготный стаж не был, против чего не возражала и сама Штурмина И.П.

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17 декабря 1959 года, предусматривало включение в стаж работы учителей, других работников просвещения, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости периода работы на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного, профессионального и профессионально-технического образования, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем работников просвещения (п.2 Положения).

Данное Положение действовало до 01.10.1993г., поскольку с 01.10.1993г. было введено в действие Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет». Данным Списком работа в организациях народного образования не подлежала включению в педагогический стаж.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004г. в педагогический стаж работы истца следует зачесть периоды работы в качестве м** Димитровградского отдела народного образования с **.07.19**г. по **.10.19**г. и с **.09.19**г. по **.09.19**г., исключив период нахождения в отпуске по уходе за ребенком, поскольку право на льготное пенсионное обеспечение сохранялось лишь до 01.10.1993г., то есть до введения в действие Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991г. № 463.

Статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов дела усматривается, что с заявлением о назначении пенсии Штурмина И.П. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Димитровграде 16.06.2010г., имела на момент обращения более 2/3 стажа, дающего право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, но общая продолжительность трудового стажа в 25 лет истцом не выработана даже с учетом продолжительности её стажа и после обращения к ответчику, и на момент рассмотрения дела продолжительность педагогического стажа Штурминой И.П. с учетом включения в него части спорных периодов недостаточна для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Таким образом, требования Штурминой И.П. следует удовлетворить частично: обязать ответчика включить в педагогический стаж Штурминой И.П. период работы в качестве с*** Димитровградского ГК ВЛКСМ с **.08.19**г. по **.07.19**г.; периоды работы в качестве м** Димитровградского отдела народного образования с **.07.19**г. по **.10.19**г. и с **.09.19**г. по **.09.19**г., в удовлетворении остальной части исковых требований Штурминой И.П. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Штурминой И.П. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить в педагогический стаж Штурминой И.П. период работы в качестве с*** Димитровградского ГК ВЛКСМ с **.08.19**г. по **.07.19**г.; периоды работы в качестве м** Димитровградского отдела народного образования с **.07.19**г. по **.10.19**г. и с **.09.19**г. по **.09.19**г.

В удовлетворении остальной части исковых требований Штурминой И.П. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи кассационных жалоб через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме – 1 ноября 2010 года.

Судья Н.А. Пулькина

Решение суда вступило в законную силу 14.12.2010 года.