о включении периодов работы в педагогический стаж



Дело № 2-2259/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 декабря 2010 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Жоровой И.А., при секретаре Гайнуллине Т.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смугляновой М* В* к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении периодов работы в педагогический стаж и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л :

Смуглянова М.В. обратилась с указанным иском в суд, ссылаясь в обоснование требований на то, что *.07.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с имеющимся необходимым стажем педагогической деятельности.

На основании протокола № * комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13.09.2010 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

С данным отказом не согласна по следующим основаниям:

В протоколе № * указано, что не может быть учтены в стаж на соответствующих видах работ период работы с 10.09.1982 г. по 03.01.1983 г. - 3 месяца 24 дня - в качестве руководителя хорового кружка в Доме пионеров и с 06.05.1994 г. по 29.08.1994 г. - 3 месяца 24 дня - в качестве руководителя кружка в * сельскохозяйственном техникуме, так как указанная должность не предусмотрена Списками.

В соответствии с Письмом Минкультуры РФ от 24.05.1993 N 01-149/16-12 "О наименовании должностей педагогических работников детских музыкальных, художественных школ и школ искусств" руководители кружков, секций, студий и других аналогичных учреждений являются педагогами дополнительного образования.

Постановлением Правительства РФ N 781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность. Должность педагога дополнительного образования включена в данный список. В связи с чем полагает, что период работы сотрудника в такой должности засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.

В протоколе № * указано, что не может быть учтены в стаж на соответствующих видах работ период работы с 01.12.1981 г. по 01.06.1982 г. - 6 месяцев 1 день - в качестве музыкального руководителя в детском доме на 0,66 ставки, т.к. согласно Правилам исчисления периодов работы, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Однако, в перечне учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" имелась должность воспитателя, а также руководителя-воспитателя детского сада. Разъяснением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17 мая 1960 г. N 19 "О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" пенсии за выслугу лет музыкальным руководителям в детских домах следует назначать как воспитателям и руководителям-воспитателям.

С учетом положений ст.ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, полагает, что указанный период работы в качестве музыкального руководителя в детском доме подлежит включению в специальный стаж.

Кроме того, ею ответчику была представлена справка о работе по совместительству в период с 01.09.1983 года по 01.06.1984 года - 9 месяцев преподавателем урока пения начальных классов * общеобразовательной школы.

Однако ответчик проигнорировал данную справку и не включил в педагогический стаж указанный период работы, что является незаконным.

Не согласна также с не включением ответчиком в ее специальный стаж периода работы с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. - 1 год, с 01.01.2002 г. по 16.09.2006 г. - 4 года 8 месяцев – в качестве педагога дополнительного образования в центре технического творчества учащейся молодёжи, со ссылкой на п.12 Правил исчисления периодов работы, утверждённых Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г.

Работу в качестве педагога дополнительного образования в центре технического творчества учащейся молодёжи она осуществляла с 08.09.1997 г. по 16.09.2006 г. включительно.

При этом ответчик включил в педагогический стаж только период с 08.09.1997 г. по 31.12.2000г. - 3 года 3 месяца 23 дня.

Однако, в связи с тем, что работу в качестве педагога дополнительно образования в центре технического творчества учащейся молодёжи осуществляла непрерывно с 08.09.1997 г. по 16.09.2006 года включительно, полагает, что ответчик обязан был включить в педагогический стаж и период ее работы с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. -год, с 01.01.2002 г. по 16.09.2006 г. - 4 года 8 месяцев - в качестве педагога дополнительного образования в центре технического творчества учащейся молодёжи.

На момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии у нее был необходимый педагогический стаж, в связи с чем считает, что отказано в назначении пенсии ей было незаконно. На основании пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» просила суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды работы:

период работы с 10.09.1982 г. по 03.01.1983 г. - 3 месяца 24 дня - в качестве руководителя хорового кружка в Доме пионеров и с 06.05.1994 г. по 29.08.1994 г. -3 месяца 24 дня - в качестве руководителя кружка в * сельскохозяйственном техникуме;

период работы с 01.12.1981 г. по 01.06.1982 г. - 6 месяцев 1 день - в качестве музыкального руководителя в детском доме;

период работы по совместительству в период с 01.09.1983 года по 01.06.1984 года - 9 месяцев преподавателем урока пения начальных классов * общеобразовательной школы;

период работы с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. - 1 год, с 01.01.2002 г. 16.09.2006 г. - 4 года 8 месяцев - в качестве педагога дополнительного образования в центре технического творчества учащейся молодёжи.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области, назначить досрочную трудовую пенсию с*.07.2010 года.

В судебном заседании истица уточнила исковые требования, просила суд обязать ответчика включить в ее специальный стаж указанные выше периоды работы за исключением периода работы по совместительству преподавателем урока пения начальных классов * общеобразовательной школы с 01.09.1983г. по 01.06.1984г., поскольку ответчик сам включил данный период в ее педагогический стаж, просила также суд обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с *.07.2010г., дав суду пояснения, аналогичные изложенным в иске, дополнив их тем, что независимо от наименования должности и учреждения она в спорные периоды занималась педагогической деятельностью, в связи с чем имеет достаточный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Кроме того, полагает, что введением условия о необходимости выработать полную ставку музыкального руководителя для включения этого периода в специальный стаж нарушаются ее права, так как по другим должностям такого требования нет. Просила суд удовлетворить ее уточненные исковые требования.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области Берхеева А.В., действующая на основании доверенности от 07.12.2009г., в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истицы, пояснив суду, что педагогический стаж Смугляновой на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии был менее 25 лет, в связи с чем ей было отказано в назначении указанной пенсии. Не согласна с доводами истицы о том, что период работы музыкальным руководителем детского дома с 01.12.1981г. по 01.06.1982г. должен был быть засчитан в специальный стаж истицы, поскольку данная должность не была предусмотрена Списком. Отсутствует указание на детские дома и в разъяснении Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17 мая 1960 года № 19, на которое ссылается истица. Возражает также против включения в специальный стаж работы Смугляновой периодов ее работы в должности руководителя кружков в Доме пионеров и в Мелекесском сельскохозяйственном техникуме, поскольку должность руководителя кружка и должность педагога дополнительного образования - это разные должности. Поскольку у истицы на 01.01.2001г. педагогический стаж составлял менее 16 лет 8 месяцев, в соответствии с п.12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г., периоды работы истицы педагогом дополнительного образования с 01.01.2001г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 16.09.2006г. в специальный стаж истицы включены не были. В иске Смугляновой просила отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело Смугляновой М.В., суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истицы.

В судебном заседании установлено, что Смуглянова М.В., * года рождения, являющаяся гражданкой Российской Федерации (л.д.33), * июля 2010 года обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, однако в назначении пенсии решением ответчика № * от * сентября 2010 года истице отказано в связи с недостаточностью педагогического стажа, определенного ответчиком как 18 лет 4 месяца 1 день (л.д.15).

Как следует из протокола * от *.09.2010г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области, ответчик не включил в специальный стаж истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период ее работы с 01.12.1981г. по 01.06.1982г. – 6 месяцев 1 день в качестве музыкального руководителя в детском доме, поскольку в данный период истица работала на 0,66 ставки, а в специальный стаж может быть засчитан спорный период при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Ответчиком также не включен в специальный стаж работы истицы периоды ее работы руководителем хорового кружка в Доме пионеров с 10.09.1982г. по 03.01.1983г. – 3 месяца 24 дня, руководителем кружка в * сельскохозяйственном техникуме с 06.05.1994г. по 29.08.1994г. -3 месяца 24 дня, поскольку данная должность не предусмотрена Списками должностей, дающими право на назначение досрочной трудовой пенсии. Кроме того, ответчиком не включены в специальный стаж истицы периоды ее работы с 01.01.2001г. по 31.12.2001г. и с 01.01.2002г. по 16.09.2006г. – 5 лет 8 месяцев 16 дней - в качестве педагога дополнительного образования в центре технического творчества учащейся молодежи, так как на 01.01.2001г. истица отработала в должностях в учреждениях, указанных в Списке, 15 лет 7 месяцев 11 дней, т.е. менее требуемого стажа ( менее 16 лет 8 месяцев) (л.д.13-14).

Суд не находит оснований для удовлетворения уточненных исковых требований Смугляновой М.В.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пункт 3 указанной статьи предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 статьи 28, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Судом установлено, что истица работала в должности музыкального руководителя в * детском доме с 01.12.1981г. по 01.06.1982г. на 0,66 ставки, что подтверждается копией трудовой книжки истицы (л.д.5-10), копией справки, уточняющей особый характер работы (л.д.55) и не оспаривается самой истицей.

Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Советом Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действующего в спорный период, должность музыкального руководителя предусмотрена не была.

Доводы истицы о том, что согласно разъяснениям Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года № 19 пенсию за выслугу лет музыкальному руководителю в детском доме следует назначать как воспитателям и руководителям-воспитателям, суд находит несостоятельными.

Согласно разъяснениям Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года № 19 «О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения пенсии следует назначать в детских садах (детских очагах и детских площадках) и объединенных яслях-садах музыкальным руководителям - как руководителям-воспитателям и воспитателям.

При этом такие учреждения как детские дома, в указанном разъяснении не упоминаются.

Согласно инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при назначении пенсий за выслугу лет необходимо строго руководствоваться Перечнем. Расширительному толкованию он не подлежит. Перечень состоит из двух разделов «Учителя и другие работники просвещения» и «Врачи и другие медицинские работники». Эти разделы делятся на подразделы. Должности, перечисленные внутри подразделов, относятся к тем учреждениям и организациям, против которых они указаны (п.2.2).

Согласно п.2.6 указанного инструктивного письма в детских садах и объединенных яслях-садах, предусмотренных п.4 подраздела 1 раздела 1 Перечня, пенсии за выслугу лет музыкальным руководителям назначаются как руководителям-воспитателям и воспитателям. При этом делается ссылка на указанное выше Разъяснение Госкомтруда от 17 мая 1960 года № 19.

Детские же дома указаны в п.2 подраздела 1 раздела 1 Перечня. Доводы истицы о том, что детские очаги и детские дома являются тождественными учреждениями, суд не может принять во внимание, поскольку это разные детские учреждения.

Не могут быть приняты во внимание и доводы истицы о том, что в период ее работы музыкальным руководителем не имелось ограничений относительно нормы выработки и введение такого ограничения нарушает ее права.

Как указано выше, в период работы истицы должность музыкального руководителя не предусматривалась Перечнем должностей, работа в которых давала право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя также отсутствовала.

В то же время пунктом 3 вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 1 октября 1993 года указанный пункт признан утратившим силу.

Затем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Названным Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Таким образом, период с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Учитывая, что истицей в период с 01.12.1981г. по 01.06.1982г. выполнялась работа в должности музыкального руководителя детского дома на неполную ставку (0,66 ставки), ответчик обоснованно не включил данный период в специальный стаж истицы.

Из пояснений истицы, копии трудовой книжки следует, что с 10.09.1982 г. по 03.01.1983 г. Смуглянова М.В. работала в качестве руководителя хорового кружка в Доме пионеров и с 06.05.1994 г. по 29.08.1994 г. - в качестве руководителя кружка в * сельскохозяйственном техникуме.

Доводы истицы о том, что указанные периоды подлежат включению в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, суд также считает несостоятельными.

В Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 г., а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, отсутствует наименование указанной должности (руководителя кружка).

Не предусматривалась должность руководителя кружка и Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Доводы истицы о тождественности выполняемых ею функций, условий и характера деятельности в должностях руководителя кружка и педагога дополнительного образования не могут быть приняты во внимание судом как основание для включения спорных периодов в специальный стаж истицы.

Приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 г. N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования.

Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, а также в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.

Вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".

При таких обстоятельствах Управление Пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области обоснованно не включил в специальный стаж работы истицы периоды ее работы руководителем кружка в доме пионеров и руководителем кружка в * сельскохозяйственном техникуме.

Обоснованно, по мнению суда, ответчик не включил в специальный стаж работы истицы и периоды ее работы в качестве педагога дополнительного образования с 01.01.2001г. по 31.12.2001г. в Центре технического творчества учащейся молодежи ( переименованного в дальнейшем - в Центр детского технического творчества), с 01.01.2002г. по 16.09.2006г. в качестве педагога дополнительного образования в Центре детского технического творчества, при этом засчитав в специальный стаж работы период работы в качестве педагога дополнительного образования в Центре технического творчества учащейся молодежи с 08.09.1997г. по 31.12.2000г.

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067.

Поскольку должность Смугляновой М.В. и учреждение, в котором она работала с 08.09.1997г. по 16.09.2006г. соответствует должности "педагог дополнительного образования", указанной в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и учреждению дополнительного образования детей, указанному в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, то, исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа истицы в должности педагога дополнительного образования в Центре технического творчества учащейся молодежи (переименованного в дальнейшем в Центр детского технического творчества) могла быть зачтена в специальный стаж работы только в том случае, если бы Смуглянова Н.В. на 1 января 2001 года имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Между тем, на 1 января 2001 года специальный стаж истицы с учетом исключенных периодов составляет менее 16 лет 8 месяцев, следовательно, отсутствуют правовые основания для включения вышеназванных периодов в специальный трудовой стаж истицы.

Из протокола* от *.09.2010г. следует, что истице не включен в специальный стаж период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 06.10.1992г. по 03.11.1992г.-28 дней, при этом включен в специальный стаж период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет до 06.10.1992г.

Однако суд полагает, что указанный период не включен в специальный стаж истицы необоснованно.

Из копий свидетельств о рождении детей следует, что Смуглянова Н.В. имеет дочь А*,*года рождения и дочь К*, *года рождения (л.д.56), по уходу за которой истица находилась в отпуске в 1992 году.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком истицы начался 15 апреля 1992 г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч, 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период с 06.10.1992 г. по 03.08.1994 г., подлежит включению в стаж работы Смугляновой Н.В., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Однако и с учетом данного периода на момент обращения истицы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, и на момент рассмотрения спора в суде, педагогический стаж истицы составляет менее 25 лет, в связи с чем оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не имеется.

Разрешая спор в пределах заявленных истицей требований, суд полагает необходимым в иске Смугляновой Н.В. отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении уточненных исковых требований Смугляновой Марины Владимировны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении в педагогический стаж периодов работы с 01.12.1981г. по 01.06.1982г. в качестве музыкального руководителя в детском доме; с 10.09.1982г. по 03.01.1983г. в качестве руководителя хорового кружка в Доме пионеров; с 06.05.1994г. по 29.08.1994г. в качестве руководителя кружка в * сельскохозяйственном техникуме; с 01.01.2001г. по 31.12.2001г. в качестве педагога дополнительного образования в Центре технического творчества учащейся молодежи ( переименованного в дальнейшем - в Центр детского технического творчества), с 01.01.2002г. по 16.09.2006г. в качестве педагога дополнительного образования в Центре детского технического творчества и о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 07 декабря 2010 года.

Судья И.А.Жорова

Решение вступило в законную силу 18 января 2011 года