о понуждении к предоставлению социальной выплаты на приобретение жилого помещения



№ 2-2476/2010

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 декабря 2010 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Осипенко О.Б.

при секретаре Шарафутдиновой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стрельцовой Н* Н* к Администрации г. Димитровграда и Управлению образования администрации г. Димитровграда о понуждении к предоставлению социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Стрельцова Н.Н. обратилась в суд с данным иском, указав, что с 1*.10.19** года по 0*.09.20** года являлась воспитанницей П* детского дома Ульяновской области и находилась на полном государственном обеспечении. Закрепленного за ней жилого помещения никогда не имела. После выпуска поступила в С* п* училище, где обучалась с 0*.09.20** года по 2*.06.20** года и также находилась на полном государственном обеспечении. Считает, что в соответствии с действующим законодательством имеет право на обеспечение жилым помещением, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей. Просит обязать ответчиков предоставить ей социальную выплату на приобретение жилья.

В судебном заседании Стрельцова Н.Н. исковые требования поддержала, суду дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, дополнив, что первоначально она находилась в доме ребёнка, откуда и была переведены в П* детский дом, о чём ей известно только со слов воспитателей данного детского дома. Каких-либо сведений по месту её рождения в с. Б* Н* в архиве не имеется. Также она с целью отыскать свою мать общалась с должностными лицами Администрации в с. К*, которые пояснили, что последняя очень давно переехала проживать в Республику Татарстан и что родила она её (заявительницу) как мать одиночка. Её дед С* умер в 20** году, в наследство она не вступала и ей ничего не известно о наличие либо отсутствии у указанного лица какого-либо имущества. Также ей ничего не известно о наличие либо отсутствии у неё братьев и сестёр. Сведений о том, что за ней закреплялось жильё в архивах не имеется, а завуч П* детского дома ей пояснила, что в те годы, когда её поместили в детский дом, последний данным вопросом не занимался. В С* педагогическое училище она поступила самостоятельно и проживала во время учёбы в общежитии без регистрации. В последующем в связи с тем, что она не смогла поступить на очную форму обучения в институт, поэтому вместе со своей знакомой переехала проживать в р.п. Н* Н* района, где устроилась на работу в школу. По просьбе этой же знакомой её зарегистрировали в жилом помещении, которое она снимала. В 20** году она переехала проживать в г. О* Самарской области, где работала воспитателем. Затем она переехала в п.Н* Самарской области, где живёт и работает в школе учителем по настоящее время. За время её проживания в Самарской области она всегда регистрировалась только временно. Когда она узнала, что действующее законодательство предусматривает обязанность государства по обеспечению её жильём, она обратилась в соответствующие органы Самарской области, но ей было в этом отказано и разъяснено о возможности обращения в государственные органы Ульяновской области. Ранее она в органы местного самоуправления на территории Ульяновской области по вопросу предоставления ей жилья никогда не обращалась. В г. Димитровграде она временно зарегистрировалась через своих знакомых, поэтому считает, что именно на муниципальном образовании «г. Димитровград» лежит обязанность по выделению ей социальной выплаты на приобретение жилья. Связано это также с тем, что неважно где нарушены её права, они должны быть восстановлены, а поэтому могут быть и в г. Димитровграде. Тем более, что у неё есть право переехать и жить в г. Димитровграде. В других районах Ульяновской области у неё зарегистрировать возможности не имеется.

Представитель ответчика – Управление образования администрации г. Димитровграда – Колесова Н.С., действующая на основании доверенности от 14.01.2010 года, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что из представленных истицей из личного дела документов усматривается, что действительно в момент помещения её в детский дом за ней не было закреплено жилого помещения. Таким образом, в силу действующего законодательства Стрельцова Н.Н. должна была быть обеспечена жильём по месту выявления в Ц* районе Ульяновской области либо по месту жительства, где она проживала после выбытия из детского дома. В отдел опеки и попечительства администрации г. Димитровграда истица никогда с вопросом о предоставлении ей жилья не обращалась, соответственно на учёте как ребёнок-сирота не состояла. Факт отсутствия у Стрельцовой Н.Н. постоянной регистрации в г. Димитровграде предопределяет невозможность предоставления ей социальной выплаты на приобретение жилья.

Представитель ответчика - Администрация г. Димитровграда в судебное заседание не явился, о времени и месте извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Министерство образования Ульяновской области (далее – Министерство) в судебное заседание не явился, согласно отзыву просят рассмотреть данное дело в отсутствие их представителя. По существу пояснили, что действующее законодательство предусматривает возможность обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именно органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и именно по месту их жительства, каковым признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Представитель третьего лица – Министерство финансов Ульяновской области – в судебное заседание не явился, согласно письменному отзыву просят данное дело рассмотреть без их участия, по существу поясняют, что действующее законодательство предусматривает осуществление регистрационного учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства (места закрепления за ними жилого помещения) или по месту их временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приёмная семья). Таким образом, в период обучения истицы в С* п* училище Ульяновской области органы опеки и попечительства должны были поставить её на регистрационный учёт и в последующем обеспечить жильём. Доказательств обращения Стрельцовой Н.Н. в органы исполнительной власти по вопросу предоставления социальной выплаты на приобретение жилья до 23-х лет не представила. В связи с этим считают, что истица утратила вышеуказанное право.

Выслушав пояснения истицы и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 149 Семейного кодекса РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право: на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР (действующего до 01.05.2005 года) правом на внеочередное получение жилых помещений имели граждане по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.

В соответствии с ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что Стрельцова Н.Н., 2*.03.19** года рождения (л.д. 7, 8), в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, что подтверждается выпиской из решения исполнительного комитета Е* сельского Совета Ц* района Ульяновской области; направлением в дом ребёнка; справкой, выданной П* детским домом и решением П* районного суда Ульяновской области от 1*.04.20** года (л.д. 9, 12, 18, 20).

Также справкой, выданной П* детским домом «**», подтверждается, что Стрельцова Н.Н. действительно находилась на полном государственном обеспечении в данном учреждении в период с 1*.10.19** года по 0*.09.20** года.

Согласно исследованным судом материалам личного дела истицы, а также из пояснений Стрельцовой Н.Н. следует, что сведений о закреплении за ней какого-либо жилья не имеется. Данное обстоятельство не оспаривала в судебном заседании представитель ответчика.

Пояснениями Стрельцовой Н.Н., а также дипломом об окончании С* п* училища, выданным в 20** году, подтверждает, что с 0*.09.20** года по 2*.06.20** года истица проживала в общежитии при данном учебном заведении.

Из представленного суду паспорта гражданина России следует, что Стрельцова Н.Н. имела постоянную регистрацию по месту жительства в р.п. Н* Н* района Ульяновской области лишь с 1*.09.20** года по 2*.03.20** года; иных сведений о регистрации в данном паспорте не имеется (л.д. 7).

Как следует из пояснений Стрельцовой Н.Н. она после окончания С* п* училища переехала жить в р.п. Н*, где устроилась на работу; в 20** году она переехала проживать в С* область, где живёт до настоящего времени; последнее её место работы, где она работает и в настоящее время – Н* основная общеобразовательная школа № * (л.д. 46); регистрацию в Самарской области имела только временную.

Таким образом, анализ всех вышеуказанных обстоятельств и норм действующего законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что у Стрельцовой Н.Н., в частности после окончания образовательного учреждения в июне 20** года возникло право на внеочередное получение жилой площади.

Однако, таким правом она имела право воспользоваться по месту своего жительства, каковым г. Димитровград Ульяновской области никогда для истицы не являлся.

То обстоятельство, что с 0*.12.20** года Стрельцова Н.Н. временно на срок с 0*.12.20** года по 0*.12.20** года зарегистрировалась по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Самарская, дом 18, не предопределяет возникновение у ответчиков обязанности по выдаче истице жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья.

Так, в силу ч. 1 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 года № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, регистрация по тому либо иному адресу является административным актом, который выражает волю гражданина на признание за ним данного места регистрации постоянным местом жительства, а временное проживание по другим адресам признается лишь местом пребывания (статья 27 Конституции РФ).

Как пояснила в судебном заседании сама Стрельцова Н.Н., она в настоящее время в г. Димитровграде не проживает, а только лишь предполагает возможность своего переезда в данный населённый пункт. Как установлено судом, постоянным местом жительства истицы в настоящее время является п. Н*, т.е. по месту её работы.

В связи с вышеизложенным, оснований для понуждения ответчиков к предоставлению Стрельцовой Н.Н. социальной выплаты на приобретение жилого помещения не имеется, поэтому в удовлетворении её исковых требований необходимо отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Стрельцовой Н* Н* к Администрации г.Димитровграда и Управлению образования администрации г. Димитровграда о понуждении к предоставлению социальной выплаты на приобретение жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения – 28.12.2010 года.

Судья: О.Б. Осипенко

Решение вступило в законную силу 01.02.2011г.