РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2010 года. г.Димитровград.
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атамановой Т.П. при секретаре Сараевой М.Н., с участием прокурора Салахутдиновой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Димитровграда, действующего в интересах Крашенинниковой М.И., к Администрации г.Димитровграда, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья и о понуждении к предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с названным иском в интересах Крашенинниковой М.И., указав, что Министерство труда и социального развития Ульяновской области незаконно отказало в предоставлении участнику Великой Отечественной Войны Крашенинниковой М.И. в социальной выплате для улучшения жилищных условий на приобретение жилья.
Крашенинникова М.И. является ветераном ВОВ, что подтверждается удостоверением серии * от * года.
Согласно протоколу заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Димитровграда № * от * года Крашенинникова М.И. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Крашенинникова М.И. не имеет на праве собственности жилых помещений.
Из справки формы 8 от 05.02.2010 года следует, что Крашенинникова М.И. зарегистрирована в квартире № * дома *по ул.М* г.Димитровграда.
Кроме неё в квартире зарегистрированы и проживают её сын Крашенинников А.С., сноха К*ва В.С. и внук К*ков Д.А.
Квартира принадлежит К*ву А.С., К*вой В.С. и К*ву Д.А. на праве общей долевой собственности по 1\3 доли каждому.
Постановлением Администрации г.Димитровграда № * от 22.06.2006 года в соответствии со ст. 50 ЖК РФ была установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади.
Из справки по лицевому счету по квартире * дома* по ул.М* следует, что она имеет общую площадь 60,96 кв.м.
Установлено, что Крашенинникова М.И. вселена в указанную квартиру своего сына как член его семьи, членом семьи снохи и внука она не является. В соответствии со ст.31 ЖК РФ она фактически проживает на жилой площади, приходящейся на долю её сына, т.е. на 20,32 кв.м. и на Крашенинникову М.И. на законных основаниях приходится 10,16 кв.м., что менее учетной нормы. Таким образом, Крашенинникова М.И. законно поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Учетное доле на неё было сформировано в Администрации г.Димитровграда, и направлено в Министерство труда и социального развития для разрешения вопроса о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья.
Решением рабочей группы по вопросам обеспечения жильем ветеранов ВОВ от 07.10.2010 года № * Крашенинниковой М.И. отказано в предоставлении социальной выплаты в связи с тем, что она обеспечена жильем в соответствии с учетной нормой.
Вместе с тем, п.4 ст.14 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 23.2 того же Закона, Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников великой Отечественной войны, имеющих право на данную меру социальной поддержки в соответствии с Законом «О ветеранах».
Таким образом, поскольку Крашенинникова М.И. правомерно поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, решение рабочей группы по вопросам обеспечения жильем ветеранов ВОВ от 7.10.2010 года № *, которым ей отказано в предоставлении социальной выплаты, принято с нарушением норм жилищного законодательства.
Кроме того, из указанного решения следует, что при его вынесении был нарушен порядок его вынесения. Так, в соответствии с п.10 Порядка решение(распоряжение) о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства принимает руководитель уполномоченного органа в течение 30 дней с даты принятия заявления.
В отношении Крашенинниковой М.И. данное решение принято по истечении указанного срока.
Просят признать незаконным отказ Министерства труда и социального развития Ульяновской области в выдаче свидетельства на предоставление социальной выплаты Крашенинниковой М.И. на приобретение жилья, и обязать Администрацию г.Димитровграда и Министерство труда и социального развития Ульяновской области выдать Крашенинниковой М.И. свидетельство на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья.
В судебном заседании помощник прокурора г.Димитровграда Салахутдинова Г.И. исковые требования поддержала, дав суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель истицы Крашенинниковой М.И. Крашенинникова В.С. исковые требования так же в судебном заседании поддержала. Суду пояснила, что Крашенинникова М.И. имела в собственности дом по ул. К*-*, который был продан, и в августе 1994 году она была вселена в их квартиру по ул.М* *-*. С того же момента она зарегистрирована в данной квартире и проживает в квартире до настоящего времени. В июне 2009 года они решили приватизировать квартиру, но Крашенинникова М.И. отказалась от участия в приватизации в связи с тем, что не хотела, что бы после её смерти им пришлось оформлять её долю в праве собственности в квартире. Считает, что иск подлежит удовлетворению, так как Крашенинникова М.И. является нуждающейся в улучшении жилищных условий и является ветераном Великой Отечественной войны. Просит иск удовлетворить.
Представитель Администрации г.Димитровграда исковые требования не признала, суду пояснила, что Администрация г.Димитровграда признала Крашенинникову М.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий, её учетное дело было направлено в Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Полномочий на предоставление социальной выплаты ветеранам Великой Отечественной войны у них нет, а потому просит в иске к ним отказать.
Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, представили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Из письменного отзыва следует, что согласно представленным документам Крашенинникова М.И. зарегистрирована и проживает в квартире по ул. М* *-* общей площадью 61,2 кв.м., принадлежащей на праве собственности с 26.06.2009 года её сыну,снохе и внуку Кроме Крашенинниковой М.И. в квартире проживает 4 человека сын,сноха и два внука.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Крашенинникова М.И. отказалась от приобретения в общую долевую собственность квартиры, в которой проживает, однако могла проживать не как зарегистрированный член семьи собственника, а как собственник. Просят в иске прокурора г.Димитровграда отказать.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г.Димитровграда, заявленные в интересах Крашенинниковой М.И. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Крашенинникова М.И. является участником и ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением от 19.03.2002 года (л.д.40).
Крашенинникова М.И. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 04.03.2010 г. на основании решения комиссии по жилищным вопросам № * от 05.04.2010 года (л.д.48), включена в льготную очередь участников ВОВ за № * (л.д.47,48).
В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п.п.2 п.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из выписки из сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.31) следует, что Крашенинникова на праве собственности жилых помещений не имеет.
Как следует из справки ф.8 от 05.02.2010года (л.д.20) Крашенинникова М.И. зарегистрирована в квартире № * дома № * по ул. М* г.Димитровграда с 02.08.1994 года. Из пояснений сторон следует, что Крашенинникова М.И. с того же момента проживала в данной квартире и проживает до настоящего времени.
Кроме неё в квартире зарегистрированы и проживают её сын К* А.С.., её сноха К*ва В.С.., их дети К*в И.А. и К*в Д.А..
23.06.2009 года К*вы обратились в МУП БТИ с заявлением о приватизации квартиры по ул.М* *-*. Крашенинникова М.И. при этом отказалась от участия в приватизации квартиры(л.д.58).
В связи с чем, квартира была передана в порядке приватизации в общую долевую собственность К*вым А.С., В.С., Д.А.(л.д.57).
Таким образом, Крашенинникова М.И. была вселена в квартиру по ул.М* *-* не как член семьи собственника, а в соответствии со ст. 54 ЖК РСФСР, действующего на момент её вселения в квартиру, как член семьи нанимателя.
В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР она имела права пользования всем жилым помещением в данной квартире, а не какой-то её частью.
Аналогичная норма содержится в ЖК РФ (ст.69 ЖК РФ).
Согласно п.1, п.2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно п.4, п.5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Постановлением Администрации г. Димитровграда № * от 22.06.2006г. в соответствии со ст. 50 ЖК РФ была установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади.
Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» было постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п.4 ст. 14 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ (с последующими изменениями) мерой социальной поддержки инвалидов войны является, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 также утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Согласно п.3 Порядка социальная выплата на приобретение жилья предоставляется участникам Великой Отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления.
Согласно п.4 Порядка социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета. Согласно п.5 Порядка социальные выплаты предоставляются Получателям в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на предоставление социальных выплат. Из п.7 Порядка следует, что право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты. Формирование списков Получателей социальных выплат и его рассмотрение в силу п. 10 Порядка возложено на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Из анализа указанных норм законодательства следует, что получатель социальной выплаты не только должен был встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Как указано выше Крашенинникова М.И. признана в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, но не является таковой, поскольку приобрела право пользования муниципальной квартирой в 1994 году, и отказавшись от участия в приватизации жилья, сохраняет это право бессрочно, при этом в её пользовании остается не доля квартиры, а вся квартира. Согласно частям 2 и 4 статьи 69 ЖК РФ (до 1 марта 2005 года - статья 53 ЖК РСФСР) равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
Данное право пользования жилым помещением сохраняется за членом семьи нанимателя и после передачи жилого помещения в собственность, в том числе по приватизации, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), член семьи нанимателя жилого помещения, отказавшийся от участия в приватизации исходил из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение.
Как следует из технического паспорта на квартиру № * дома № * по ул.М* г.Димитровграда общая жилая площадь квартиры составляет 61,23 кв.м., таким образом на 5 членов семьи Крашенинниковых приходится по 12,25 кв.м. на каждого, в том числе, и на Крашенинникову, а потому она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, ей обоснованно отказано во включении в программу по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008г., и у Министерства труда и социального развития Ульяновской области, а так же у Администрации г.Димитровграда нет обязанности предоставить Крашенинниковой М.И. социальную выплату на приобретение жилья.
А потому, следует отказать в удовлетворении исковых требований Прокурора города Димитровграда, действующего в интересах Крашенинниковой М.И., к Администрации г.Димитровграда, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья и о понуждении к предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Прокурора города Димитровграда, действующего в интересах Крашенинниковой М.И., к Администрации г.Димитровграда, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья и о понуждении к предоставлению социальной выплаты на приобретение жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения, с 27 декабря 2010 года.
Судья: Атаманова Т.П.
Решение вступило в законную силу 01.02.2011 года.