о понуждении произвести единовременную денежную выплату на улучшение жилищных условий



Дело № 2-15/2011Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2011 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Варовой С.А.,

при секретаре Лапиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаминой К. А. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о понуждении произвести единовременную денежную выплату на улучшение жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Шамина К.А. через своего представителя Кильман С.Г., действующую на основании доверенности от 10.01.2009, обратилась в суд с иском к Администрации г.Димитровграда и Министерству труда и социального развития Ульяновской области о понуждении произвести единовременную денежную выплату на улучшение жилищных условий, указав, что на основании Федерального закона «О ветеранах» (от 12.01.1995 №5 - ФЗ, с изменениями от 21.12.2009 №327 - ФЗ) Шамина К.А. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении (постановление Администрации г.Димитровграда от 28.06.2010 № 2037, учетное дело №113).

В жилищном отделе г. Димитровграда сообщили, что документы были направлены в Министерство труда и социального развития Ульяновской области. До настоящего времени социальная выплата не предоставлена.

На основании закона «О ветеранах» и изменений к нему просила суд понудить Администрацию города Димитровграда и Министерство труда и социального развития Ульяновской области предоставить Шаминой К.А. социальную выплату на улучшение жилищных условий как ветерану Великой Отечественной войны.

В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы Кильман С.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования к Министерству труда и социального развития Ульяновской области по изложенным доводам, дополнительно пояснила, что Шамина К.А. – ее бабушка, является участницей Великой Отечественной войны, инвалидом * группы по общему заболеванию. Шамина К.А. с 1989 года по настоящее время проживает по адресу г.Димитровград, ул.3*, *-*, ей принадлежит по праву собственности ? доля дома * по ул.3* на основании договора купли-продажи. У бабушки был дом в р.п.М* М* района, по ул.Н*, *, который достался ей по наследству от ее матери в 1992 году, которым она не пользовалась. Летом они (внуки) использовали этот дом под дачу, на выходные брали с собой бабушку. В декабре 2009 года бабушка продала дом в р.п. М*, так как по состоянию здоровья она не могла содержать его, пользоваться им.

Представитель ответчика - Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Согласно отзыву данный ответчик просит в удовлетворении исковых Шаминой К.А. требований отказать по следующим основаниям.

В соответствии с пп. 4 п. 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам Великой Отечественной войны предоставляется такая мера государственной социальной поддержки, как обеспечение их жильём за счет средств федерального бюджета.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на данную меру социальной поддержки в соответствии с законом «О ветеранах».

Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильём не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно представленным документам, Шамина К. А. зарегистрирована и проживает по адресу: г. Димитровград, ул. 3*, д. *, кв. *. 1/2 доли дома, в котором зарегистрирована заявительница, общей площадью 67,1 кв. м, находится у нее в собственности. Согласно акту обследования жилого помещения от 23.04.2010 № 74/10 жилой дом по ул. 3*, д. *, кв. *, не отвечает установленным требованиям.

Комиссия по жилищным вопросам Администрации города Димитровграда признала Шамину К.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставила на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Однако, обращает внимание суда на то, что согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно представленным документам Шамина К.А. 03.02.2009 передала право собственности по договору купли-продажи жилое помещение, расположенное по адресу: М* район, р.п. М*, ул. Н*, д.*. Таким образом, по мнению Министерства труда и социального развития Ульяновской области, совершила действия указанные в статье 53 ЖК РФ, и, следовательно, была принята на учет в качестве нуждающейся незаконно.

После предварительного рассмотрения учётного дела истицы Министерство труда и социального развития Ульяновской области не находит законных оснований для выдачи свидетельства. Письменный отказ направлен был в Администрацию г. Димитровграда откуда и поступили документы.

Представитель ответчика Администрации г. Димитровграда Лукьянова Н.С., действующая на основании доверенности от 14.01.2010, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации города, в иске к Администрации просила отказать.

Опрошенная ранее в судебном заседании Лукьянова Н.С. суду пояснила, что поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении. Шаминой К.А. принадлежит ? доля дома * по ул.* И* в г.Димитровграде, где она и проживает. После обращения истицы в Администрацию г.Димитровграда по вопросу произвести единовременную денежную выплату на улучшение жилищных условий, они посоветовали ей обратиться в Комитет ЖККиС для обследования дома для решения вопроса о пригодности дома для проживания. Согласно акту обследования данное жилое помещение не пригодно для проживания, не соответствует нормам жилищного законодательства, в связи с чем, Шамина К.А. 03.06.2010 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет. Необходимые документы на социальную выплату на приобретение жилья были направлены в Министерство труда и социального развития Ульяновской области. На момент продажи дома в р.п.М* истица не могла знать, что законодательство будет изменено. Считает, что, продав дом в р.п. М*, в котором Шамина К.А. не проживала, она не стремилась ухудшись свои жилищные условия. Считает, что отказ Министерства труда и социального развития Ульяновской области в социальной выплате истице является необоснованным. Полагает, что ст.53 ЖК РФ, на которую ссылается Министерство труда и социального развития, в данном случае применять нельзя, т.к. на момент продажи дома истица не могла знать об Указе Президента РФ, который дает возможность таким ветеранам, как Шамина К.А. получить социальную выплату на приобретение жилья. Доказательств намеренного ухудшения жилищных условий Шаминой не имеется.

Выслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в т.ч.:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст.13 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (с последующими изменениями) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в т.ч. получение жилых помещений.

Согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ (с последующими изменениями) мерой социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны является, в т.ч., обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138 определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

Этим Постановлением утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее Порядок).

Согласно п.2 и п. 3 Порядка социальная выплата на приобретение жилья предоставляется членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области осуществляют постановку на учет граждан в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области формируют списки граждан, имеющих право на получение указанной социальной выплаты, и направляют их в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения (уполномоченный орган), в срок до 15 апреля текущего года.

В силу п. 4 Порядка социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета.

Из п.7 Порядка следует, что право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты. Социальные выплаты предоставляются Получателям в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в списки на предоставление социальных выплат уполномоченным органом, по мере поступления средств из федерального бюджета.

В силу п. 10 Порядка решение (распоряжение) о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства принимает руководитель уполномоченного органа в течение 30 дней с даты принятия заявления с документами, указанными в п.8 Порядка.

Из анализа указанных норм законодательства следует, что получатель социальной выплаты должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что Шамина К. А., * г.р., является участником Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст.14 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается соответствующим удостоверением Комитета социальной защиты населения от 11.04.2002 (л.д. 7).

Шамина К.А. 18.08.1988 признана инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно (л.д.84).

Согласно паспорту гражданина Российской Федерации истица Шамина К.А. с 14.07.1989 по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.3*, дом *, кв.* (л.д.6), что также подтверждается справкой ф. 8 (л.д.8), лицевым счетом (л.д.11), медицинской картой амбулаторной больной (л.д.87-100).

1/2 доли дома * по ул.3* в г. Димитровград принадлежит Шаминой К.А. на основании договора купли-продажи от 11.07.1989 (л.д.12, 29-30, 51,52).

Из материалов учётного дела Шаминой К.А. (л.д.25-47) усматривается, что 29.04.2010 она обратилась в Администрацию г.Димитровграда с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета как ветерана-участника Великой Отечественной войны.

Согласно акту обследования жилого помещения от 23.04.2010 № 74/10 жилой дом по ул. 3*, д. *, кв. *, признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодным для проживания.

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Димитровграда от 03.06.2010 № 29, утвержденным постановлением Администрации г.Димитровграда от 28.06.2010 № 2037, Шамина К.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

02.08.2010 Администрация г.Димитровграда направила в Министерство труда и социального развития Ульяновской области список и учетные дела ветеранов Великой Отечественной войны, т.ч. Шаминой К.А., для рассмотрения вопроса о выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья (л.д.56-57).

Решением заседания рабочей группы по вопросам обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и их семей, имеющих детей-инвалидов, Министерства труда и социального развития Ульяновской области (протокол от 12.12.2010 № 15) Шаминой К.А. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в связи с намеренным ухудшением жилищных условий (л.д.61).

Из отзыва Министерства труда и социального развития Ульяновской области усматривается, что причиной отказа в выдаче указанного свидетельства является то обстоятельство, что Шамина К.А. 03.02.2009 передала право собственности по договору купли-продажи на жилое помещение, расположенное по адресу: Ульяновская область, М*, р.п. М*, ул. Н*, д.*. По мнению Министерства труда и социального развития Ульяновской области, Шамина К.А. совершила действия указанные в статье 53 ЖК РФ и, следовательно, была принята на учет в качестве нуждающейся незаконно.

Указанное решение Министерства, является, по мнению суда, необоснованным по следующим основаниям.

Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Действительно, согласно договору от 31.01.2009 Шамина К.А., от имени которой действовала Кильман С.Г., продала жилое помещение-дом, расположенный по адресу: М* район, р.п. М*, ул. Н*, д.*, общей площадью 43,45 кв.м., принадлежавший ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 08.04.1992 (л.д.81-82).

Однако доказательств, что Шамина К.А. совершила указанные действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, суду не представлено.

Указанные доводы ответчика - Министерства труда и социального развития Ульяновской области опровергаются доводами представителя истицы и представленными доказательствами.

При этом суд учитывает, что Шамина К.А. с 1989 зарегистрирована и проживает в г. Димитровград, состоит на медицинском учете и получает медицинскую помощь в г. Димитровград, в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования Шаминой К.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Министерство труда и социального развития Ульяновской области следует обязать произвести Шаминой К. А. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области произвести Шаминой К. А. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения- 26.01.2011.

Судья С.А. Варова

08.02.2011 решение вступило в законную силу.