о назначении досрочной трудовой пенсии



№ 2-300/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Осипенко О.Б.

при секретаре Шарафутдиновой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черновой О* В* к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о понуждении к включению в специальный трудовой стаж периода работы и к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Чернова О.В. обратилась в суд с данным иском, указав, что её заявление от 05.03.2010 года о назначении досрочной пенсии на основании подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» решением комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 04.05.2010 года № 618 было оставлено без удовлетворения. Данный отказ ответчик мотивировал отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, не засчитав в специальный стаж период работы по Списку № 1 в ОАО «**» с 01.11.2004 года по 05.03.2010 года. Однако, факт её работы с особо вредными условиями труда в вышеуказанный период подтверждается записями в трудовой книжке; льготно-уточняющей справкой № 9 от 07.03.20** года; картой аттестации рабочего места № 03 от 20** года; приказами по личному составу № 2718/лс от 01.11.20** года, № 0930/лс от 24.07.20** года и личной карточкой формы Т-2. Просит обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии по Списку № 1 период работы с 01.11.2004 года по 05.03.2010 года и назначить ей вышеуказанную пенсию с 05.03.2010 года.

В судебном заседании Чернова О.В. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика включить в её специальный стаж указанный в иске период работы, за исключением времени её нахождения в отпуске без содержания, т.е. с 03.12.2007 года 31.12.2007 года. Суду пояснила, что в спорный период времени она работала кладовщиком в реакторно-исследовательском комплексе (РИК), здание № **. В данном комплексе обслуживаются исследовательские установки СМ-3 и РБТ-6. В её должностные обязанности входит дезактивацией саншлюзов, отслеживанием загрязнения шкафчиков в санпропускниках. Так, в частности она занимается сбор грязной обуви, сортировкой грязной спецодежды, которую относит в центральный зал, т.е. готовит её к отходам. Затем 1 -2 раза в неделю данные отходы вывозятся. Также она следит за сортировкой высокоактивных отходов. Отправка вышеуказанных отходов производится только по допускам. На складе она производит выдачу средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые хранятся в санпропускниках. Грязную одежду она списывает либо направляет в стирку, которая сначала хранится в комнате № 16. Также она занимается сбором низкоактивных отходов, т.е. разного мусора.

Представитель третьего лица - Тутарова В.Л., действующая на основании доверенности от 25.01.2011 года, считая исковые требования обоснованными, суду пояснила, что истице при переводе её на работу в качестве кладовщика в РИК были установлены особо вредные условия труда, в частности доплата в размере 24 %. Также рабочее место Черновой О.В. дважды аттестовывалось и оба раза специалисты, проводившие его, устанавливали, что работа истицы связана с эксплуатационной работой в радиационных условиях. Статус реакторов подтверждается паспортами на установки; главным инженером дана справка о характере работы истицы. Из данных документов следует, что эксплуатация реакторных установок без работы кладовщика не возможна, так как иначе персонал будет подвергаться угрозе жизни и здоровью. Как таковое место работы кладовщика расположено не на складе, а непосредственно в здании эксплуатации реакторной установки. Названа так должность в связи с тем, что спец одежда подлежит учёту, который и ведётся кладовщиками, как материально-ответственными лицами. Должность кладовщика относится к группе подготовки производства, т.е он именно определяет уровень загрязнённости спецодежды и занимается сбором радиоактивных отходов.

Представитель ответчика – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области (далее - УПФ) - в судебное заседание не явился, согласно отзыву просят данное дело рассмотреть без участия их представителя. По существу поясняют, что возражают против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям. В подтверждение специального стажа истицей была предоставлена справка от 07.03.20** года, выданную ФГУП ГНЦ «**», уточняющая характер работы истицы. Согласно данной справки Чернова О.В. работала в качестве кладовщика постоянно и непосредственно занятой на эксплуатационных работах в условиях радиационной вредности на исследовательском атомном реакторе с полным рабочим днём, т.е. имеет право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1 разделу 22 подразделу 02 код позиции 12202000-17541. Обоснованность выдачи указанной справки была проверена и не подтвердилась. Так, в должностные обязанности кладовщика РИК входит: содержание в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами санпропускников, санузлов и саншлюзов; выписка в ООМТС, организация получения со склада УПТК и доставка в отделение спецодежды, спецобуви, моющих средств, хозяйственного инвентаря; выдача в работу инвентаря, моющие и дезактивирующие средства; контроль запаса спецодежды, обуви, защитных средств и составление заявок на пополнение; оформление актов на списание спецодежды, обуви, защитных средств по срокам износа, преждевременному износу по справкам служб ТБ и РБ; поддержание на складе надлежащего порядка хранения и выдачи материальных ценностей. Таким образом, эксплуатация исследовательского атомного реактора в данном случае не усматривается, поскольку под ней понимается: набор критической массы; работа на заданной мощности; проведение экспериментов; остановы; обращение с ядерными материалами и источниками радиационного излучения; техническое обслуживание; ремонт и другая связанная с этим деятельность. Из этого следует, что кладовщик непосредственно не участвует ни в одной из названных стадий (видов) эксплуатации, а лишь осуществляет деятельность, возможно, сопутствующую эксплуатации. Представленная карта аттестации № 03 рабочего места кладовщика также не подтверждает занятость Черновой О.В. на эксплуатационных работах.

Выслушав пояснения истца и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело, суд приходит к следующему.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона).

Из представленной суду трудовой книжки, а также приказов о переводе № 2718/лс от 01.11.20** года и № 0930/лс от 24.07.20** года усматривается, что Чернова О.В., **.03.19** года рождения, работала, в частности с 01.11.2004 года по 31.03.2007 года в качестве кладовщика в группе подготовки производства отделения реакторного комплекса, а с 01.04.2007 года по настоящее время в качестве кладовщика в службе подготовки и производства реакторного исследовательского комплекса. При этом ей были установлены особо вредные и особо тяжёлые условия труда с доплатой 24 % ставки (л.д. 9 – 19).

Из обозретого пенсионного дела усматривается, что Чернова О.В. обратилась в УПФ с заявлением о назначении ей досрочной пенсии 05.02.2010 года, но просила назначить ей пенсию с 05.03.2010 года. При этом из ОАО «**» была предоставлена льготно-уточняющая справка б/н от 07.03.20** года, согласно которой истица работала с 01.11.2004 года по настоящее время по Списку № 1 разделу 22 подразделу 02 код позиции 12202000-17541, т.е. была занята постоянно и непосредственно на эксплуатационных работах в условиях радиационной вредности на исследовательском атомном реакторе с полным рабочим днём, за исключением периода времени с 03.12.2007 года по 31.12.2007 года (отпуск без содержания).

Согласно протоколу № 618 от 04.05.2010 года комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ истице было отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку в результате проверки было выявлено, что в период с 01.11.2004 года по 04.03.2010 года работа Черновой О.В. не была связана с постоянной и непосредственной занятостью на эксплуатационных работах в условиях радиационной вредности на исследовательском атомном реакторе.

Решая вопрос о том, относится ли работа истца к вышеуказанному виду работ, суд исходит из следующего.

Из представленных суду паспортов исследовательских реакторов СМ-3 и РБТ-6 усматривается, что они предназначены для исследования по радиационному материаловедению и наработке изотопов (л.д. 60 – 62).

Согласно Положению о подразделении «Реакторный исследовательский комплекс» в его организационную структуру входит группа подготовки производства; данный комплекс эксплуатирует, в частности исследовательские реакторы СМ-3 и РБТ-6 (л.д. 33 -39).

Должностная инструкция кладовщика службы подготовки производства "РИК" предусматривает, что в обязанности указанного работника входит:

- содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами санпропускники, санузлы и саншлюзы;

- выписывать в ООМТС, организовывать получение со склада УПТК и доставку в отделение спецодежду, спецобувь, защитные и моющие средства, хоз. инвентарь;

- выдавать в работу инвентарь, моющие и дезактивирующие средства;

- контролировать запас спецодежды, обуви, защитных средств и составлять заявки на пополнение;

- оформлять акты на списание спецодежды, обуви, защитных средств по срокам износа, преждевременному износу по справкам служб ТБ и РБ;

- поддерживать на складе надлежащий порядок хранения и выдачи материальных ценностей;

- сортировать загрязнённую спецодежду по категориям в присутствии работника службы РБ;

- отправлять на спецтранспорте спецодежду и бельё, загрязнённую в пределах допустимых норм, на дезактивацию в спецпрачечную и принимать обратно;

- собирать твёрдые радиоактивные отходы на временное хранение и отправлять на спецтранспорте к месту их захоронения;

-сортировать твердые радиоактивные отходы 1 группы на сгораемые и несгораемые;

-следить за технической исправностью и санитарным состоянием шкафов для личной одежды персонала в санпропускнике;

- выполнять и контролировать выполнение подчинённым персоналом правил ТБ и РБ и принимать меры по предупреждению несчастных случаев.

Работы по п. 3.1., 3.3., 3.4. 3.10, 3.11, 3.12, 3.13, 3.14. выполняются в зоне контролируемого доступа (в условиях ионизирующих излучений).

Из представленных суду карт аттестации № 03 от 15.02.20** года и № 61 от 25.12.20** года рабочего места кладовщика РИК, проведённой аналитической лабораторий ООО «Центр охраны труда «АСЭКО», усматривается, что условия работы истца оценены как постоянно и непосредственно занятая на эксплуатационных работах в условиях радиационной вредности на исследовательском атомном реакторе, т.е. подпадающие под Список № 1 раздела 22 подраздела 02 код позиции 12202000-17541.

То обстоятельство, что истица занята в работе по эксплуатации исследовательского реактора, подтверждается также справкой, выданной 09.02.20** года главным инженером РИК ОАО «**» И*. (л.д. 57 – 59).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действительно истица была занята постоянно и непосредственно на работе, связанной с эксплуатационной.

Наличие радиационной вредности работы истицы подтверждается кроме вышеуказанных аттестационных карт, но и приложениями к санитарно-эпидемиологическому заключению от 13.07.2007 года, согласно которым работа в зд. 106 РИК относится ко 2 зоне - радиационно-опасные работы.

Доводы УПФ, изложенные в отказе в назначении досрочной пенсии о том, что признание работы истицы в условиях радиационной вредности, возможно только при уровне максимальной потенциальной эффективной дозы облучения, где работает истица, превышающем пределы допустимой дозы (5 мкЗв в год), суд не может принять во внимание.

В соответствии с п. 16 НРБ-99 доза эффективная (E) - величина, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения всего тела человека, и отдельных его органов и тканей с учетом их радиоактивной чувствительности.

Таким образом, эффективная доза не может являться критерием, по которому определяются вредные условия работы, так как она зависит не столько от внешних воздействий радиоактивных веществ, сколько от особенностей организма человека, принимающего радиоактивное воздействие (радиочувствительность).

Из вышеизложенного следует, что Чернова О.В. в период с 01.11.2004 года по 02.12.2007 года и с 01.01.2008 года по 04.03.2010 года, работая кладовщиком группы и службы подготовки производства РИК, имеет право на включение указанного периода работы в специальный стаж для назначения ей пенсии в соответствии со Списком № 1 (раздел XXII подраздела 02 код позиции 12202000-17541).

Стаж работы на вышеуказанных работах Черновой О.В. составляет 5 лет 3 мес. 6 дн. С учётом учтённых ей в качестве работы по Списку № 1 периода работы с 05.08.2002 года по 21.10.2004 года (2 года 2 мес. 26 дн.), на дату 05.03.2010 года у истицы имелся необходимый для назначения досрочной пенсии стаж, который составлял фактически 7 лет 6 месс. 2 дня.

Соответственно исковые требования Черновой О.В. подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Черновой О* В* к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о понуждении к включению в специальный трудовой стаж периода работы и к назначению досрочной трудовой пенсии удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить в специальный трудовой Черновой О* В* время её работы в период с 01.11.2004 года по 31.03.2007 года в качестве кладовщика в группе подготовки производства отделения реакторного комплекса, а также с 01.04.2007 года по 02.12.2007 года и с 01.01.2008 года по 04.03.2010 года в качестве кладовщика службы подготовки производства реакторного исследовательского комплекса в открытом акционерном обществе «**» (ранее - ФГУП «**»).

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области назначить Черновой О* В* досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 05.03.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения – 28.02.2011 года.

Судья: О.Б. Осипенко

Решение вступило в законную силу 11 марта 2011 года