О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановке на учет нуждающихся в жищиных условиях, понуждении к выдаче сертификата



Дело № 2-397/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2011 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кузнецовой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Илиндеевой З.Ф. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Администрации г. Димитровграда, Министерству финансов РФ о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении к выдаче сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Истец Илиндеева З.Ф. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование своих требований указав, что она является вдовой участника Вов, проживает в жилом помещении – квартире, расположенной в г. Димитровграде, ул. О***, **-*. 30.11.2010г. она обратилась в Администрацию г. Димитровграда с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением Администрации г. Димитровграда от 27.12.2010г. № ХХ1 ей было отказано в постановке на учет на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. Считает данное постановление незаконным. В квартире зарегистрированы и проживают она, её внучка А1, её муж А2, их несовершеннолетние дочери А3, А4, всего 5 человек. Решением суда указанные лица признаны членами семьи собственника жилого помещения. Она обеспечена жильем менее учетной нормы. Просила признать постановление Администрации г. Димитровграда от 27.12.2010г. № ХХ1 незаконным; обязать Администрацию г. Димитровграда поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчиков выдать ей сертификат, дающий право на приобретение жилья.

В судебном заседании представитель истца Абдуллаева О.А., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от 18.11.2010г., исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика Администрации г. Димитровграда, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявлением просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из отзыва на иск следует, что исковые требования Администрация г. Димитровграда не признает, постановление от 27.12.2010г. № ХХ1 является законным, поскольку на момент принятия решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий судебное решение представлено не было. Илиндеева З.Ф. является собственником 1/2 доли жилого помещения, общая площадь которой составляла более учетной нормы.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя; возражают против удовлетворения требования о выдаче жилищного сертификата, поскольку в представленных списках получателей социальной выплаты Илиндеева З.Ф. не значится.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело № 2-73/2011 по иску А1, А2, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних А3, А4, к Илиндеевой З.Ф. о признании членами семьи собственника, суд находит исковые требования Илиндеевой З.Ф. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Илиндеева З.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серия Х № *** от **.03.2010г.

Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Димитровграда от 16.12.2010г. (протокол заседания комиссии по жилищным вопросам утвержден Постановлением Администрации г. Димитровграда от 27.12.2010г. № ХХ1) Илиндеевой З.Ф. было отказано в постановке на учет нуждающихся жилищных условий, поскольку комиссия пришла к выводу, что заявитель обеспечен площадью жилого помещения сверх учетной нормы.

В ходе рассмотрения дела доводы Илиндеевой З.Ф. об обеспеченности жильем менее учетной нормы нашли свое подтверждение.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Из ст. 49 ЖК РФ следует, что муниципальное жилое помещение предоставляется малоимущим и иным категориям граждан, определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Из анализа данной нормы следует, что указанная мера социальной поддержки предоставляется гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.1, п.2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно п.4, п.5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением Администрации г. Димитровграда № 1742 от 22.06.2006г. в соответствии со ст. 50 ЖК РФ была установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади.

Согласно справке ф.8, выданной Димитровградским филиалом ООО «Региональный информационный центр», на регистрационном учете в жилом помещении, расположенном в г. Димитровграде, ул. О***, **-*, состоят и проживают Илиндеева З.Ф., А1, А2, А3, А4.

Собственником 1/2 доли указанной квартиры является Илиндеева З.Ф., что подтверждается договором о передаче жилых помещений в собственности от **.12.19**г.

На основании указанного договора собственником 1/2 доли жилого помещения по ул. О***, **-*, также являлся И**в Ф.П., который умер **.10.20**г., оставив завещание на принадлежащую ему 1/2 долю квартиры в пользу А1.

Из указанных документов на жилое помещение следует, что общая площадь квартиры составляет 38,74 кв.м.

В силу ч.1, ч.2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Димитровградского городского суда от 13.01.2011г., вступившим в законную силу 29.01.2011г. А1, А2, А3, А4. были признаны членами семьи собственника жилого помещения Илиндеевой З.Ф.

Согласно ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Между тем, материалами дела подтверждается, что у А2, А3, А4 какого-либо жилья не имеется; у Илиндеевой З.Ф. в собственности имеется 1/2 доля квартиры по ул. О***, **-*; А1 также является собственником 1/2 доли той же квартиры, приняв наследство после смерти И**ва Ф.П.

В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие, что Илиндеева З.Ф. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершила действия, в результате которых могла быть признана нуждающейся в жилье.

Таким образом, исходя из размера общей площади жилого помещения – 38,74 кв.м., и количества проживающих в жилом помещении лиц (5 человек), уровень обеспеченности жильем Илиндеевой З.Ф. не соблюден, так как на неё приходится 7,75 кв.м., что менее учетной нормы.

Учитывая изложенное, суд полагает, что имеются основания для признания Илиндееву З.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий, а потому следует обязать ответчика Администрацию г. Димитровграда поставить Илиндееву З.Ф. на учет как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, суд полагает, что оснований для признания незаконным постановления Администрации г. Димитровграда от 27.12.2010г. № ХХ1 не имеется, поскольку на рассмотрение комиссии не было представлено документов, подтверждающих нуждаемость Илиндеевой З.Ф. в улучшении жилищных условий, решение суда, которым А1 со своей семьей были признаны членами семьи собственника жилого помещения Илиндеевой З.Ф., состоялось лишь 13.01.2010г., то есть, после принятия решения Администрацией г. Димитровграда.

Разрешая требование Илиндеевой З.Ф. о понуждении ответчика выдать ей жилищный сертификат, суд не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.

Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» было постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.4 ст. 14 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12.01.1995г. № 5-ФЗ (с последующими изменениями) мерой социальной поддержки инвалидов войны является, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006г. № 138 также утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Согласно утвержденному Порядку социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета. Право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области осуществляют постановку на учет граждан в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006г. № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области формируют списки граждан и направляют их в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, в срок до 15 апреля текущего года.

Социальные выплаты предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в списки на предоставление социальных выплат уполномоченным органом, по мере поступления средств из федерального бюджета.

Анализ указанных правовых норм позволяет суду прийти к выводу, что при разрешении настоящего дела не имеется оснований для понуждения ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области (уполномоченного органа) по выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты, поскольку будет нарушена очередность её получения истцом. Настоящее решение после вступления в законную силу будет являться основанием для постановки на учет Илиндеевой З.Ф. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и после постановки на учет Илиндеева З.Ф. вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Илиндеевой З.Ф. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Администрации г. Димитровграда, Министерству финансов РФ о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении к выдаче сертификата удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.Димитровграда поставить Илиндееву З.Ф, **.02.19** года рождения, на учет как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

В удовлетворении остальной части исковых требований Илиндеевой З.Ф. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи кассационных жалоб через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме – 28 марта 2011 года.

Судья Н.А. Пулькина

Решение вступило в законную силу 08.04.2011 года.