Дело № 2-344/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2011 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Жоровой И.А., при секретаре Витушкиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева С* А* к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении периода службы в армии в специальный стаж в льготном исчислении, понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л :
Николаев С.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что 15.10.2010г. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако, в назначении указанной пенсии ему было отказано в связи с недостаточностью специального стажа. Ответчик не включил в его специальный стаж период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 28.11.1986 по 28.11. 1989 года – 3 года 1 день.
Считает отказ в назначении пенсии необоснованным, поскольку в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 служба в составе Вооруженных Сил СССР, засчитывается в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Период службы в армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, т.е. до нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Кроме того полагает, что в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих» время нахождения на службе по призыву засчитывается в специальный стаж из расчета один день военной службы за два дня работы. Поскольку он прослужил по призыву 3 года 1 день, то специальный стаж составит 6 лет 2 дня.
Просил суд признать незаконным отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика засчитать в его специальный стаж период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 28.11.1986г. по 28.11.1989г. в льготном исчислении ( 3 года 1 день из расчета один день службы за два рабочих дня, всего 6 лет 2 дня), а также обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за назначением пенсии, т.е. с 15.10.2010г.
В судебном заседании истец Николаев С.А. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив суду, что после службы в армии с 16 декабря 1989г. работал в Н* средней школе учителем физкультуры, также заочно обучался в институте. В 2000 году перешел работать в З* среднюю школу учителем физкультуры, где и работает по настоящее время. Считает, что с учетом периода службы в армии в льготном исчислении имеет необходимый педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, в связи с чем настаивает на удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив отзыв на иск, согласно которому исковые требования Николаева С.А. не признают. Как следует из военного билета серии НП № * от 20.11.1986г., Николаев С* А* 28 ноября 1986 года признан годным к строевой службе и призван на действительную военную службу и направлен в часть, а 28 ноября 1989 года на основании приказа КГБ СССР от 28.09.1989г. № 112 уволен (демобилизован) в запас.
В период прохождения истцом военной службы в составе
Вооруженных Сил СССР действовал Закон СССР от 12.10.1967
года «О всеобщей воинской обязанности». Статьей 78 Закона СССР
от 12.10.1967г. предусматривалось, что время нахождения граждан
на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР
засчитывается в их трудовой стаж, солдатам, матросам,
сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские
должности в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Закона, время их
действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по
специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по
уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят
к работе по полученной до призыва специальности.
Николаев С. А. до призыва на военную службу работал на Н* ковровой фабрике комплектовщиком. При таких обстоятельствах, руководствуясь нормами законодательства, действовавшего в спорный период, Николаев С. А. не может претендовать на включение службы в армии в специальный стаж и к нему не могут быть применены положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» о кратном включении военной службы по призыву в стаж работы по специальности. В иске просили отказать в полном объеме (л.д.19-22).
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Николаева С.А. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ( в редакции Федерального закона от 30.12.2008г. № 319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Николаев С.А. 15 октября 2010 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области № * от 31 декабря 2010 года в назначении пенсии истцу было отказано в связи с недостаточностью специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии, определив указанный стаж на соответствующих видах работ равным 20 годам 9 месяцам 26 дням (л.д.14-15).
Ответчик не включил в специальный стаж Николаева Н.А. период прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с 28.11.1986 по 28.11.1989 года – 3 года 1 день.
Доводы истца о необоснованности исключения из его специального стажа указанного периода суд находит заслуживающими внимания.
Из копии военного билета истца НП № * следует, что с 28.11.1986г. по 28.11.1989г. (л.д.10) Николаев Н.А. проходил службу в Вооруженных Силах СССР по призыву на должностях рядового и сержантского состава.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Николаева С.А. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Вместе с тем, требования истца о включении периода службы в Вооруженных Силах СССР в льготном исчислении - из расчета одни день службы за два рабочих дня удовлетворению не подлежат.
При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости и при исчислении стажа, дающего право на такую пенсию за период с 01.01.2002г. применяется порядок исчисления и подтверждения такого стажа, установленный действующим законодательством (Федеральным законом № 173-ФЗ и изданными в целях его реализации нормативными актами), а за период до 01.01.2002 года может применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, установленный нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права на пенсию. Нормы о необходимости кратного (в двойном размере) включения периода военной службы по призыву в стаж работы по специальности установлены Законом РФ от 22.01.1993г. №4338-1 «О статусе военнослужащих», пункт 3 статьи 10 которого предусматривал, что время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за два месяца работы. Постановлением Верховного Совета РФ от 22.01.1993г. № 433,9-1 данный Закон введен в действие с 1 января 1993 года. Федеральным законом от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон № 76-ФЗ) Закон РФ № 4338-1 признан утратившим силу с 01.01.1998 года. В дальнейшем аналогичное правило о кратном включении военной службы в стаж работы по специальности установлено статьей 10 Федерального закона № 76-ФЗ, пунктом 3 которой определено, что время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона № 76-ФЗ, данный закон вступает в силу с 1 января 1998 года. Статьей 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Как указано выше данные законы вступили в силу с 01.01.1993г. и с 01.01.1998г. соответственно, при этом в них или в других нормативных актах не определено, что действие данных законов распространяется на отношения, возникшие до введения их в действие. Военная служба Николаева С.А. протекала в период с 28.11.1986г. по 28.11.1989г., т.е. до введения в действие указанных законов, а значит нормы Закона РФ № 4338-1 и Федерального закона № 76-ФЗ о кратном включении военной службы по призыву в стаж работы по специальности к военной службе Николаева С.А. и его пенсионному обеспечению применяться не могут. Кроме того, указанные нормы противоречат положениям Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и изданным в целях его реализации Правилам, которые не предусматривают включения периодов военной службы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, а значит, в силу нормы пункта 2 статьи 31 Федерального закона № 173-ФЗ не могут применяться по отношению к пенсионному обеспечению Николаева С.А.
В соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж служба в Вооруженных Силах бывшего СССР включается в календарном исчислении. Постановление Совета Министров СССР от 17.12. 1959 года № 1397 также не предусматривало льготное исчисление стажа военной службы. При таких обстоятельствах спорный период службы истца в армии подлежит зачислению в специальный стаж в календарном исчислении.
Из пояснений истца и пенсионного дела Николаева С.А. усматривается, что с заявлением о назначении трудовой пенсии он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области 15.10.2010г. и ответчиком специальный стаж истца на момент его обращения определен как 20 лет 9 месяцев 26 дней.
Исчисленный календарно (по фактической продолжительности) период прохождения истцом действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР составляет 3 года 1 день.
Таким образом, специальный стаж истца на день обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с учетом включения календарно периода прохождения военной службы по состоянию на 15.10.2010г. составил 23 года 9 месяцев 27 дней.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что на момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельности, как и на день рассмотрения спора в суде, специальный стаж истца составляет менее 25 лет, оснований для возложения на Управление Пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области обязанности по назначению истцу досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не имеется и в этой части в удовлетворении исковых требований Николаева С.А. надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Николаева С.А. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить в специальный стаж Николаева С* А*, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период прохождения службы в Вооруженных силах СССР по призыву с 28.11.1986г. по 28.11.1989г. - 3 года 1 день в календарном исчислении.
В удовлетворении исковых требований Николаева С* А* к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении периода службы в армии в специальный стаж в льготном исчислении, понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения – 22 февраля 2011 года.
Судья И.А. Жорова
Решение вступило в законную силу 29 марта 2011 года.