2-266\2011 год.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2011 года. г.Димитровград.
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атамановой Т.П., при секретаре Сараевой М.Н. с участием прокурора Шихранова С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Димитровградский завод химического машиностроения» об обеспечении надлежащей очистки сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Димитровградский завод химического машиностроения» (далее по тексту ОАО «Димитровградхиммаш»), указав в обоснование своих требований, что Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства об охране окружающей среды при сбросе сточных вод в р.Мелекесску от ОАО «Димитровградхиммаш».
ОАО «Димитровградхиммаш» осуществляет водоотведение поверхностного (ливневого) стока через водовыпуск в р.Мелекесску. Очистка ливневых вод не производится.
Согласно ст.1 Водного кодекса водоотведение – любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты, а сточные воды – это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
В соответствии с ч.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Пунктом 4.7 «Гигиенических требований к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.5.980-00» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000), предусмотрено, что к отведению поверхностного стока в водные объекты предъявляются такие же требования, как к сточным водам.
Статьей 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определено, что нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17 декабря 2007 г. № 333) определено, что:
- нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством (п.2);
- нормативы качества воды водного объекта включают: общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования; перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования; перечень ПДК веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения (п.3);
- при сборе вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов рыбохозяйственного значения, нормативы качества поверхностных вод или их природные состав и свойства (в случае природного превышения этих нормативов) соблюдаются на протяжении всего участка водопользования начиная с контрольного створа (контрольный створ – поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды), но не далее чем 500 м от места сброса сточных вод или расположения других источников загрязнения поверхностных вод (мест добычи полезных ископаемых, производства работ на водном объекте и т.п.) (п.5);
- в случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных (п.6).
В соответствии с приказом Росрыболовства от 04.08.2009 № 695 «Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» разработаны нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения.(утв. Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 № 20).
Однако, в нарушение указанных требований закона ответчик осуществляет сброс загрязненных ливневых вод в р.Мелекесску без полученного в установленном порядке разрешения на сбросы, в связи с чем подлежат применению нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (ПДКрх).
Сброс загрязненных ливневых вод в р.Мелекесску ОАО «Димитровградхиммаш» производит без очистки от загрязняющих веществ сбрасываемых вод,т.е. не обеспечивает соблюдение нормативов качества окружающей среды. Данное нарушение, связанное с недостаточной очисткой и превышением ПДКрх в сточных водах зафиксировано в результате ряда измерений, проведенных 16.06.2010 г. и 14.09.2010 г. лабораторией ЦЛАТИ по Ульяновской области по веществам, указанным в таблице.
Таким образом, сброс недостаточно очищенных вод в р.Мелекесску от ОАО «Димитровградхиммаш», не обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»), что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем, а именно из-за поступления неочищенных стоков в р.Б.Авраль вода в местах сброса не отвечает по химическим показателям требованиям санитарных правил и нормативов. В связи с изложенным, создана угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, поскольку статья 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Права Российской Федерации нарушены поскольку, в соответствии со статьей 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), поэтому загрязнение водного объекта, находящегося в федеральной собственности нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов. Поскольку водный объект является средой обитания водных биоресурсов, то его загрязнение влияет на их воспроизводство и сохранение, чем также нарушаются права Российской Федерации поскольку, в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», водные биоресурсы находятся в федеральной собственности.
Права неопределенного круга лиц – населения Ульяновской области, проживающего в районе расположения р.Мелекесски, а также лиц временно находящихся на указанной территории (то есть субъекты, персонифицировать которых невозможно) нарушены поскольку негативное влияние на водный объект загрязняющих веществ ведет к затруднениям в водопользовании в целях: питьевых (которые согласно Водному кодексу РФ являются приоритетными) и рыбохозяйственных (так как согласно ст.24 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом). Указанные нарушения посягают на гарантированные ст.42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании статьи 304 Гражданского кодекса РФ, собственник (Российская Федерация) может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Просили обязать ОАО «Димитровградхиммаш» обеспечить надлежащую очистку загрязненных ливневых вод в р.Мелекесску до нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения на период до получения в установленном порядке разрешения на сбросы.
В уточненных исковых требованиях Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор указал, что в настоящее время им стало известно, что ОАО «Димитровградхиммаш» имеет действующее разрешение на сбросы от 09.09.2010 года № 80-р-10, сроком действия до 05.08.2015 года, в котором указаны допустимые концентрации сброса загрязняющих веществ.
В соответствии с ч.4 ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, по результатам измерений, проведенных лабораторией ЦЛАТИ 16.06.2010 года (до получения разрешения на сбросы) установлено превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (ПДКрх), а по результатам измерений проведенных лабораторией ЦЛАТИ 14.09.2010 года (после получения разрешения на сбросы) установлено превышение нормативов допустимых сбросов, указанных в разрешении. Кроме того, лабораторией ЦЗЛ ОАО «Димитровградхиммаш» проведены исследования сточных вод 12.01.2011 года.
В нарушение требований закона ОАО «Димитровградхиммаш» осуществляет сброс загрязненных ливневых вод в р.Мелекесску без очистки с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, указанных в разрешении на сбросы, т.е. не обеспечивает соблюдение нормативов качества окружающей среды. Данное нарушение, связанное с недостаточной очисткой и превышением нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах зафиксировано в результатах измерений, проведенных 14.09.2010 года лабораторией ЦЛАТИ по Ульяновской области и 12.01.2011 года лабораторией ЦЗЛ ОАО «Димитровградхиммаш» по указанным в таблице исследований веществам.
Просят обязать ОАО «Димитровградхиммаш» обеспечить надлежащую очистку загрязненных ливневых вод в р. Мелекесску до нормативов предельно допустимых сбросов, указанных в разрешении на сбросы от 9.09.2010 года № 80-р-10.
В судебном заседании прокурор Шихранов С.Д. уточненные исковые требования поддержал, дав суду пояснения, аналогичные указанным в иске.
Представители ответчика ОАО «Димитровградхиммаш» исковые требования не признали. Суду пояснили, что сброс сточных вод в реку Мелекесску осуществляется ОАО «Димитровградхиммаш» на основании Решения на предоставление водного объекта в пользования, выданного Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области №152 от 17.02.2010 года, Проекта нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в водный объект (утвержден 05.08.2010) и выданного на его основании Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду №80-р-10 от 09.09.2010. Согласно данным документам сток в р.Мелекесску с территории нашего завода состоит из:
1) талых и дождевых вод количестве 20,4 тыс.куб.м/год (весна, лето, осень)
2) технической воды, которая забирается из пруда Трехсосенский и используется только для охлаждения оборудования, после чего сбрасывается в ливневую канализацию в количестве 26,841 тыс.куб.м/год (по рабочим дням в течении года). Система охлаждения оборудования представляет собой закрытый контур теплообмена, в котором вода не соприкасается с оборудованием и попадание в нее загрязнений извне не возможно. Т.е. она остается того же химического состава, какого была забрана из Пруда Трехсосенский.
Общее количество стока в реку равно 47241 куб.м/год или 5,4 куб.м/час или 1,5 л/с.
Больше половины стока в реку составляет по сути та же вода из р.Мелекесс (вернее из пруда Трехсосенский на р.Мелекесс), прошедшая по контуру охлаждения и более неиспользуемая в производстве. Согласно справке, выданной ГУ «Ульяновский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» сток (расход) реки Мелекесску равен 290 л/с. Таким образом, сток в реку с территории нашего завода составляет всего 0,5% стока (расхода) реки.
В настоящий зимний период в ливневую канализацию поступает только техническая вода, которая забирается из пруда. Результаты анализов центральной заводской лаборатории от 12.01.2011 показывают, что показатели по фону реки (пруда), откуда забирается вода, практически равны показателям сброса, т.е. предприятие не производит ее загрязнение, вода одинаковая по качеству как на входе в систему охлаждения (при заборе из пруда), так и на выходе.
В другое время года в стоки попадают талые и дождевые воды с территории завода и городских улиц. Система ливневой канализации находится в общей собственности ОАО «Димитровградхиммаш» и г.Димитровграда, и стоки также являются общими, а именно: часть ливневой канализации и 5 (пять) ливневых сточных колодцев расположены за пределами территории ОАО «Димитровградхиммаш» по ул.К* (3 шт.) и по ул.
З* (2 шт.) и не являются нашей собственностью, а следующая часть ливневой канализации и 5 (пять) ливневых сточных колодцев расположены на территории завода. Это видно по представленной в дело схемы. По указанным улицам проходит большой поток автотранспорта, в т.ч. грузового, потому стоки с них значительно загрязнены нефтепродуктами и выхлопными газами и другими веществами (н-р сухой остаток). Городские сточные воды попадают в нашу систему канализации из которой уже производится их выброс в р.Мелекесску. Определить какое количество загрязняющих веществ в ливневых сточных водах происходит из стоков городских улиц, а какое с территории завода невозможно.
Решением Министерства Лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 23.12.2010г. на предоставление водного объекта в пользование определено решить вопрос строительства очистных сооружений с администрацией г.Димитровграда до 2015 года (пункт 16 решения). Данное решение является законным и обоснованным. Строительство очистных сооружений – длительный процесс, предусматривает необходимость выбора проектной организации и разработки проекта очистных сооружений, удовлетворяющего всем требованиям природоохранного законодательства, выделение финансирования, заключение договоров и приобретение необходимого оборудования и материалов для строительства сооружений, заключение договора со строительной организацией и выполнение строительных работ, а так же ввод в эксплуатацию. В связи с чем, уполномоченным органом власти и установлен такой срок.
На основании вышеизложенного, считаем, что организация очистки сточных вод из общей с городом ливневой канализации должна осуществлять совместно с Администрацией города, для чего муниципальное образование город Димитровград Ульяновской области должен быть привлечен по делу соответчиком, а срок для выполнения должен быть установлен в соответствии с Решением Министерства Лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области – до 2015 г. Просят в иске отказать.
Представитель филиала «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области» ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, представили суду заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представитель территориального отдела водных ресурсов Нижнее-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит уточненные исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.1 Водного кодекса водоотведение – любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты, а сточные воды – это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
В соответствии с ч.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, а также обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Пунктом 4.7 «Гигиенических требований к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.5.980-00» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000), предусмотрено, что к отведению поверхностного стока в водные объекты предъявляются такие же требования, как к сточным водам.
Статьей 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определено, что нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Росрыболовства от 04.08.2009 № 695 «Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» разработаны нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (утв. Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 № 20).
Судом установлено, что в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование № 215 от 23.12..2010 года Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области ОАО «Димитровградхиммаш» получило в водопользование для сброса сточных и дренажных вод водный объект –река Мелекесска сроком до 5.08.2015 года (л.д.41-45).
9.09.2010 года ОАО «Димитровградхимаш» получило разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № 80-р-10 (л.д.28-29). В приложении № 1 к указанному документу указаны предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу данной организацией в р.Мелекесска.
Однако, из протоколов результатов КХА сточных и природных вод от 16.06.2010 года и от 14.09.2010 года и оценки качества сбрасываемых сточных вод ОАО «Димитровградхиммаш» следует, что по показателям БПК, фосфаты, сульфаты, хлориды, СПАВ, железо, медь, цинк, нефтепродукты показатели сточных вод превышают допустимые концентрации загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу данной организацией в р.Мелекесска ОАО «Димитровградхиммаш», указанные в разрешении от 0.09.2010 года (л.д.7-10).
Таким образом судом установлено, что ответчик допускает сброс сточных вод в р.Мелекесска с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу данной организацией в р.Мелекесска.
А потому суд считает, что ОАО «Димитровградхиммаш» как водопользователь обязан обеспечить надлежащую очистку загрязненных ливневых вод, сливаемых в реку Мелекесска до нормативов предельно допустимых сбросов, указанных в разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду № 80-р-10, выданном 9 сентября 2010 года
Доводы ответчика в части того, что они сбрасывают не только воды, используемые ими в процессе производства, но и воды, которые набираются в ливневую канализацию из колодцев, расположенных за территорией ответчика, а потому на них не лежит обязанность по очистке ливневых вод, суд считает несостоятельными.
Так, из проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Мелекесска со сточными водами ОАО «Димитровградхиммаш» от 2009 года (л.д. и заключения о НДС сточных вод в р. Мелекесска с промливневой канализации ОАО «Димитровградхиммаш» следует, что расчеты предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и нормативы допустимого сброса, указанные в разрешении от 9.09.2010 года, выданном ОАО «Димитровградхиммаш» производились только по источникам загрязнения, расположенным на территории ОАО «Димитровгражхиммаш» (ливневые стоки с общей площади ответчика, кровли, асфальта, газонов и озеленения), а так же из расчета воды, используемой для технологического процесса, т.е. для общего объема сброса 47241 тыс. куб. м. сбрасываемой данной организацией воды в р.Мелекесска в год, без учета посторонних источников ливневых вод(л.д.46-55).
Доводы ответчика о том, что они фактически выпускают воду в р.Мелекесска того же качества, что и забирают из Верхнего пруда, суд так же находит несостоятельными.
Так, из представленных самим ответчиком результатов анализов сточных и поверхностных вод ОАО «Димитровградхиммаш» за январь 2011 года, составленных лабораторией ответчика ЦЗЛ(л.д. 56) следует, что в отличие от фона реки, т.е. от состава забираемой из Верхнего пруда воды для нужд предприятия, показатели ливневых вод по взвешенным веществам, сульфатам, нитратам и т.д. увеличены после использования воды ответчиком в технологическом процессе.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым уточненные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить, обязав ОАО «Димитровградский завод химического машиностроения» обеспечить надлежащую очистку загрязненных ливневых вод, сливаемых в реку Мелекесска до нормативов предельно допустимых сбросов, указанных в разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду № 80-р-10, выданном 9 сентября 2010 года ему как водопользователю.
В соответствии со ст. 103 необходимо взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Димитровградский завод химического машиностроения» обеспечить надлежащую очистку загрязненных ливневых вод, сливаемых в реку Мелекесска до нормативов предельно допустимых сбросов, указанных в разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду № 80-р-10, выданном 9 сентября 2010 года Открытому акционерному обществу «Димитровградский завод химического машиностроения».
Взыскать с Открытого акционерного общества «Димитровградский завод химического машиностроения» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере * руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, 21 февраля 2011 года.
Судья: Атаманова Т.П.
Решение вступило в законную силу 4.03.2011 года.