дело №2-334\2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Димитровград 1 марта 2011 года
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи С.Н. Орловой, при секретаре Зангировой Ф.А., с участием прокурора Душковой К.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Димитровграда в интересах Якимчева Р.И. к Администрации города Димитровграда, Управлению образования администрации города Димитровграда и Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда о признании бездействия незаконным и понуждении в осуществлении ремонта жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с данным иском в интересах Якимчева Р.И. В обоснование иска указал, что истец относится к категории детей –сирот, на него распространяются требования ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно п.1 ст. 8 данного закона дети, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении, на период службы в Вооруженных силах РФ.
Статьей 7 ФЗ «Об опеке и попечительстве» к задачам органов опеки и попечительства отнесен контроль за сохранностью имущества и управление имуществом граждан, находящихся под опекой и попечительством.
Якимчев Р.И. остался без родительского попечения, был передан под опеку Погребняк Н.Н. Постановлением Администрации города от 16.02.2003 г. за ним закреплена жилая площадь по ул.Т*,** кв.** г. Димитровграда.
Надлежащий контроль за состоянием вышеуказанного жилого помещения сотрудниками Управления образования Администрации г. Димитровграда не осуществлялся, меры к его сохранности не принимались. Только 19.05.2009 года начальником Управления образования Администрации города направлено письмо в адрес Главы города с просьбой провести комиссионное обследование жилого помещения поскольку «при неоднократном посещении данного адреса было установлено, что жилое помещение находится в аварийном состоянии, возник вопрос о пригодности данного жилого помещения для проживания». Согласно акту обследования от 10.06.2009 г. №02/09 жилое помещение по ул.А*, ** кв. ** пригодно для проживания при условии выполнения ремонтных работ.
Якимчев Р.И. вынужден проживать у знакомых, поскольку состояние жилого помещения, закрепленного за ним, не отвечает требованиям законодательства, то есть фактически не пригодно для проживания. Данное помещение является муниципальной собственностью и пришло в непригодное для проживания состояние вследствие бездействия Управления образования Администрации г. Димитровграда и Администрации г. Димитровграда, не обеспечивших целостность и сохранность данного помещения.
Просит признать незаконным бездействие Управления образования Администрации г. Димитровграда, Администрации г. Димитровграда по необеспечению сохранности жилого помещения по ул.Т*, д.**, кв.** в г. Димитровграде Ульяновской области, закрепленной за Якимчевым Р.И., обязать Администрацию г.Димитровграда произвести капитальный ремонт спорного жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Димитровграда Душкова К.Б. исковые требования уточнила, просила признать незаконным бездействие ответчиков по необеспечению сохранности жилого помещения и обязать Администрацию города произвести ремонтно-восстановительные работы системы электроснабжения, перегородок, пола, дверных блоков, отделочных покрытий, установить газовую плиту в кв. ** д.** по ул.А* г.Димитровграда.
Истец Якимчев Р.И. поддержал заявленный иск и пояснил, что не проживает в квартире по ул.А*, **-** с 2003 года с момента смерти матери. После этого в квартире остался проживать его брат Якимчев А.А., скончавшийся в 2005 году. Он постоянно проживал у опекуна Погребняк Н.Н. В 2009 году был призван на срочную военную службу, находился на службе до октября 2010 года. В настоящее время желает проживать в данное квартире, однако состояние квартиры не отвечает санитарным требованиям. Он не имеет материальной возможности восстановить жилое помещение за счет собственных средств. Просил об удовлетворении его иска.
Представитель ответчика Администрации г. Димитровграда Большаков А.Н., действующий на основании доверенности от 11.01.2011 года (л.д.21) в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что согласно п.6.12 Положения о Комитете по управлению имуществом г. Димитровграда Комитет заключает с гражданами договоры социального найма жилых помещений и договоры найма специализированных жилых помещений, договоры найма жилых помещений коммерческого использования в установленном порядке. Комитет по управлению имуществом выступает наймодателем муниципальных квартир, предоставленных гражданам по договорам социального найма жилых помещений и обязан в силу п.3 ч.2 ст.65 ЖК РФ осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. Требования прокурора г. Димитровграда в интересах Якимчева Р.И. должны быть заявлены к Комитету по управлению имуществом г. Димитровграда.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда Спивак Р.М., действующий на основании доверенности от 31.08.2010 года (л.д.22) в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что спорное жилое помещение пригодно для проживания при проведении следующих ремонтных работ: ремонт системы электроснабжения, перегородок, пола, дверных блоков, отделочных покрытий, установлении газовой плиты. Указанные ремонтные работы относятся к текущему ремонту и должны производится нанимателем жилого помещения. Постановлением Главы города Димитровграда от **.01.2003 года №** несовершеннолетний Якимчев Р.И. передан под опеку Погребняк Н.Н. и за ним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Димитровград, ул. Т*, д.*, кв.*. Контроль за исполнением данного постановления возложен на Управление образования г. Димитровграда. В соответствии с письмом Министерства общего и профессионального образования РФ «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» от 09.06.1999 г. №244/26-5, в целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка. Считает. что ответственность за приведение жилого помещения несовершеннолетнего в непригодное состояние должен нести опекун. Просил в удовлетворении исковых требований к Комитету отказать.
Представитель Управления образования Администрации г. Димитровграда Колесова Н.С., действующая на основании доверенности от 12.01.2011 года (л.д.23) в судебном заседании исковые требования не признал в части признания незаконным бездействия Управления образования. В части понуждения в проведении ремонта жилого помещения исковые требования не оспаривала и пояснила, что за несовершеннолетним Якимчевым Р.И. было закреплено жилое помещение по адресу: г. Димитровград, ул. Т*, д.**, кв.**. Согласно акту Межведомственной комиссии от 10.06.2009 года, локальной смете, данное жилое помещение признано пригодным к постоянному проживанию, однако требующим проведение ремонтно-восстановительных работ. На письменное обращение отдела опеки и попечительства в администрацию города с просьбой о выделении дополнительных средств на проведение ремонтно-восстановительных работ было разъяснено, что согласно п.4 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации г. Димитровграда бюджетные ассигнования резервного фонда могут быть выделены на проведение непредвиденных ремонтных работ. Для того, чтобы произвели ремонт в жилых помещениях, закрепленных за детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимо оформить обращение на имя Главы Администрации города о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда. Отделом опеки и попечительства направлялись докладные записки о выделении ассигнований из резервного фонда Администрации г. Димитровграда, письмо о рассмотрении вопроса на КЧС о выделении ассигнований из резервного фонда Администрации г. Димитровграда, также было направлено ходатайство в МУП «УЖФ» о произведении перерасчета за коммунальные услуги по данному адресу, в Комитет по управлению имуществом г. Димитровграда было направлено ходатайство о проведении ремонта в жилых помещениях. Просят отказать в удовлетворении исковых требований в части признания бездействий Управления образования Администрации г. Димитровграда по не обеспечению сохранности спорного жилого помещения
Третье лицо Погребняк Н.Н. в судебном заседании пояснила, что она предпринимала меры по сохранности квартиры, закрепленной за ее опекаемым. За коммунальные услуги по квартире числится большой долг, поэтому оформление приватизации квартиры Якимчева было невозможно. В настоящее время Якимчев Р.И. может проживать отдельно, хочет создать семью, но состояние квартиры не позволяет проживать в ней.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Якимчев Р.И., ** июля 1990 года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Мать истца Якимчева Л.Н. умерла ** мая 2002 года, что подтверждается свидетельством о смерти сер. *№*, выданным **.05.2002 года ( л.д.6).
** ноября 2005 года умер брат истца Якимчев А.А., что подтверждается свидетельством о смерти сер. * №* от **.11.2005 года (л.д. 8).
Постановлением Главы г. Димитровграда №** от **.01.2003 года в связи со смертью матери и отсутствием попечения отца над несовершеннолетним Якимчевым Р.И. была установлена опека, опекуном назначена Погребняк Н.Н., за Якимчевым Р.И. закреплено жилое помещение по адресу: г. Димитровград, ул. Т*, **-** (л.д.7).
Указанное жилое помещение было предоставлено матери истца Якимчевой Л.Н. на основании ордера №* **.08.1990 года на семью из трех человек: на нее и 2-х сыновей – Якимчева А.А., Якимчева Р.И. (л.д.5).
Из справки формы №8, выданной ООО «РИЦ» видно, что в спорном жилом помещении в настоящее время зарегистрирован Якимчев Р.И. (л.д.27, 35).
В соответствии со ст. 34 ГК РФ, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
Согласно п. 1 Положения об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Ульяновской области, утвержденного постановлением Главы администрации области №11 от 29.01.1998 г., органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Осуществление функций по опеке и попечительству в Ульяновской области возложено на органы управления образования в отношении несовершеннолетних лиц.
В соответствии с п.2 Положения основными задачами органов опеки и попечительства являются обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье; защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних.
Согласно п.4 указанного Положения, в соответствии с возложенными на них задачами органы местного самоуправления как органы опеки и попечительства принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.61 ЖК РФ, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В соответствии со ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом, обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения.
Истец Якимчев Р.И. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу г.Димитровград ул.Т*, ** кв.**. В период с 2003 года по 2010 год за ним сохранялось право пользование квартирой. В период его временного отсутствия в жилом помещении предусмотренные законом обязанности нанимателя жилого помещения должны были исполняться администрацией города Димитровграда как органом опеки и попечительства.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства являются в том числе контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из сообщения Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда от **.03.2011 года №* следует, что жилое помещение по ул. Т*, д.**, кв.** в г. Димитровграде является муниципальной собственностью г. Димитровграда и включено в раздел «Муниципальная казна» реестра муниципальной собственности города (л.д.57).
Из технического паспорта на домовладение по адресу: г. Димитровград, ул. Т*, д.*, составленного по состоянию на 12.02.2008 года следует, что сведения о правообладателях кв.* данного домовладения отсутствуют (л.д.41-44)
В соответствии со ст.1 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке
В соответствии с п.1 ст.8 вышеуказанного закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из заключения №* от **.06.2009 года обследования помещения по адресу: ул. Т*, д.*, кв.* видно, что спорное жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению пригодно для проживания при условии выполнения мероприятий по ремонту системы энергоснабжения, перегородок, пола, дверных блоков, выполнении ремонта отделочных покрытий, установки газовой плиты (л.д.9-11).
Из локальной сметы №* следует, что стоимость капитального ремонта кв.* в доме * по ул.Т* составляет 1*8 руб. ** коп. (л.д.12-13).
Так, из сообщения МУП «УЖФ» №* от **.03.2008 года видно, что Управление образования Администрации г. Димитровграда обращалось к ним по вопросу произведения перерасчета по начислениям за коммунальные платежи по ул. Т*, д.**, кв.** (л.д.52).
Из сообщения Администрации г. Димитровграда №** от **.08.2009 года следует, что Управлению образования администрации г. Димитровграда было предложено обратиться с заявлением на имя Главы города о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда (л.д.53).
Из докладных записок №** от **.12.2009 года, а также от **.01.2010 года следует, что Управление образования Администрации г. Димитровграда обращались к Главе города с просьбой рассмотреть вопрос о проведении ремонтно-восстановительных работ в том числе кв.** в доме ** по ул. Т* в г. Димитровграде (л.д.54,55)
Кроме того, **.02.2011 года Управление образования администрации г. Димитровграда было подано ходатайство в Комитет по управлению имуществом г. Димитровграда об оказании содействия в проведении ремонтно-восстановительных работ по адресу: г. Димитровград, ул. Т*, д.*, кв.* (л.д.59).
Доводы представителя ответчика Управления образования администрации г. Димитровграда об отсутствии бездействия органа опеки и попечительства суд находит несостоятельными, поскольку внутреннюю переписку управления образования по вопросам выделения денежных средств на ремонт квартиры Якимчева Р.И. с иными подразделениями администрации города нельзя признать совершением надлежащих действий по сохранности жилого помещения истца и поддержании его в надлежащем состоянии. При этом суд учитывает, что в течение 2010 года никаких действий в отношении жилого помещения органом опеки и попечительства не совершено.
Суд полагает, что имеющиеся в деле доказательства подтверждают отсутствие со стороны Администрации г.Димитровграда в лице специализированных подразделений Управления образования г.Димитровграда и Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда действий по обеспечению сохранности жилого помещения истца и его поддержании его в надлежащем состоянии. При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора г.Димитровграда в интересах Якимчева Р.И. о признании незаконным бездействия ответчиков в отношении кв.** д.** по ул.Т* г.Димитровграда подлежат удовлетворению.
Учитывая, что управление муниципальным имуществом осуществляется специально созданным подразделением Администрации города - Комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда, суд считает необходимым обязать Администрацию города в лице Комитета по управлению имуществом города осуществить ремонт системы электроснабжения, перегородок, пола, дверных блоков, отделочных покрытий и установку газовой плиты в жилом помещении по адресу г. Димитровград ул. Т*, ** кв.**.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить.
Признать бездействие Администрации города Димитровграда, Управления образования администрации города Димитровграда по необеспечению сохранности жилого помещения по ул.Т*, ** кв.** г. Димитровграда незаконным.
Обязать Администрацию г. Димитровграда в лице Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда организовать проведение ремонта системы электроснабжения, перегородок, пола, дверных блоков, отделочных покрытий, установку газовой плиты в жилом помещении по адресу г. Димитровград ул. Т*, ** кв.**.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения-9 марта 2011 года.
Судья: С.Н. Орлова
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 12.04.2011 года решение суда отменено, вынесено по делу новое решение, по которому в удовлетворении иска прокурору г. Димитровграда о признании незаконным бездействия Управления образования администрации г. Димитровграда и администрации г. Димитровграда по необеспечению сохранности жилого помещения, возложении обязанности на администрацию г. Димитровграда провести ремонтно-восстановительные работы системы электроснабжения, перегородок, пола, дверных блоков, отделочных покрытий, установке газовой плиты в квартире ** дома ** по ул. Т* в г. Димитровграде – отказать.