Дело № 2-839/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2011 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
при секретаре Кузнецовой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой Ирины Ивановны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении времени работы в специальный стаж и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Полякова И.И. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование исковых требований указав следующее. 09.03.2011г. она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Димитровграде с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, имеющему 30-летний медицинский стаж. Однако решением от 24.03.2011г. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении ПФ РФ в городе Димитровграде отказала ей в назначении пенсии, исключив из специального стажа, периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, а также период работы с 01.01.2007г. по 12.02.2007г. в качестве заведующей фельдшерским здравпунктом – фельдшером медико-санитарной части ОАО «ДААЗ».
Просила зачесть в медицинский стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, указанные периоды работы, а также обязать ответчика произвести ей назначение льготной пенсии с момента обращения – с 09.03.2011г.
В судебном заседании истец Полякова И.И. исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам, дополнив, что в те дни, когда ей были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, она медицинской деятельностью не занималась. По настоящее время работает в должности фельдшера в ФГУЗ КБ № 172 ФМБА России.
Представитель ответчика УПФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, из отзыва на иск следует, что исковые требования Поляковой И.И. не признает, поскольку законодательством не предусмотрено включение периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы в льготный стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, в эти периоды трудовая деятельность не осуществляется. Период работы фельдшером не подлежит зачету, так как в этот период страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не уплачивались.
Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело Поляковой И.И., суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона).
Из решения об отказе истцу в назначении пенсии от 24.03.2011г. (протокол № 372) следует, что Полякова И.И. 09.03.2011г. обращалась к ответчику за назначением досрочной пенсии в связи с медицинской деятельностью, но получила отказ. Продолжительность зачтенного ответчиком специального стажа Поляковой И.И. составила на 09.03.2011г. 29 лет 8 месяцев 24 дня. При этом, из протокола следует, что в стаж на соответствующих видах работ не был включен, в том числе, период работы истца с 01.01.2007г. по 12.02.2007г. в качестве заведующей фельдшерским здравпунктом – фельдшером медико-санитарной части ОАО «ДААЗ» в связи с отсутствием сведений индивидуального (персонифицированного) учета страхового стажа Поляковой И.И. за указанный период.
Доводы ответчика о невозможности включения в специальный стаж работы истца периода работы с 01.01.2007г. по 12.02.2007г. в должности заведующей фельдшерским здравпунктом – фельдшером МСЧ ОАО «ДААЗ» по мотиву отсутствия сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете страхового стажа суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Из трудовой книжки Поляковой И.И. следует, что она с 02.10.1999г. по 12.02.2007г. работала в медико-санитарной части ОАО «ДААЗ» заведующей фельдшерским здравпунктом – фельдшером. 12.02.2007г. уволена в порядке перевода в ФГУЗ МСЧ № 172 ФМБА России.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно Списку работа в качестве заведующей фельдшерским здравпунктом – фельдшером в медико-санитарной части подлежит зачету в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
П.1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно п.2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях» при подсчете страхового стажа указанные, а также иные засчитываемые в него периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно абз.3 п.7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002г. № 407, поступившие в Пенсионный фонд РФ суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.
Вместе с тем, в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10.07.2007г. № 9-П по делу о проверке конституционности п.1 ст. 10, п.2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку сами застрахованные лица непосредственно не вовлечены в систему правоотношений, связанных с уплатой страховых платежей на обязательное пенсионное страхование, они, как правило, не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки по страховым взносам. Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Если в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались, граждане безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые ст. 39 Конституции РФ пенсионные права.
Согласно ст.6 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994г. № 1-ФКЗ, решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Таким образом, доводы ответчика суд принять не может, поэтому работа Поляковой И.И. в качестве заведующей фельдшерским здравпунктом – фельдшером МСЧ ОАО «ДААЗ» в период с 01.01.2007г. по 12.02.2007г. должна быть включена в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии, не смотря на отсутствие сведений о страховом стаже и стаже на соответствующих видах работ.
Из протокола УПФ от 24.03.2011г. также следует, что в специальный стаж Поляковой И.И. не были включены периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы: с 19.04.2006г. по 21.04.2006г., с 24.04.2006г. по 27.04.2006г., с 13.07.2006г. по 15.07.2006г., с 24.02.2009г. по 27.02.2009г., с 01.04.2009г. по 03.04.2009г., с 08.06.2009г. по 11.06.2009г., с 29.06.2009г. по 02.07.2009г., с 29.07.2009г. по 31.07.2009г., с 21.09.2009г. по 25.09.2009г., с 28.09.2009г. по 30.09.2009г., с 19.10.2009г. по 23.10.2009г., с 26.10.2009г. по 30.10.2009г.
Разрешая требование истца о зачете в специальный медицинский стаж указанных периодов, суд не находит оснований для его удовлетворения.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п.2 Правил при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. № 516.
Согласно п.5 указанных Правил, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из указанных положений законодательства, включение в специальный стаж периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы не предусмотрено. Во время нахождения в отпусках без сохранения заработной платы работником не осуществляется трудовая деятельность, а тем более, лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения ввиду отсутствия работника на рабочем месте.
На основании изложенного суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований Поляковой И.И. о зачете в льготный стаж периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы.
Поскольку продолжительности специального стажа Поляковой И.И. с учетом зачтенного судом периода на соответствующих видах работ недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, её требование о назначении ей досрочной пенсии удовлетворено быть не может.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Поляковой Ирины Ивановны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении времени работы в специальный стаж и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить в медицинский стаж Поляковой Ирины Ивановны период работы 01.01.2007г. по 12.02.2007г. в качестве заведующей фельдшерским здравпунктом – фельдшером медико-санитарной части ОАО «ДААЗ».
В удовлетворении остальной части исковых требований Поляковой Ирины Ивановны отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи кассационных жалоб через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме – 3 мая 2011 года.
Судья Н.А. Пулькина