Дело № 2-413/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2011 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Жоровой И.А., при секретаре Витушкиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нугаева В* В* к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о понуждении к включению периодов работы в специальный стаж, понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Нугаев В.В. обратился в суд с указанным иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области, ссылаясь в обоснование требований на то, что после окончания учебного заведения с 06.08.1979г. приступил к работе в должности врача-стоматолога стоматологической поликлиники № 4 Октябрьского района г.Куйбышева, где проработал до 29.07.1980г. Далее он работал с 04.08.1980г. по 13.12.1983г. врачом-стоматологом больницы ДААЗ; с 03.01.1984г. по 15.11.1993г.-зав.стоматологическим отделением, врачом-стоматологом больницы ДААЗ; с 16.11.1993г. по 28.02.1994г. –директором медицинского предприятия «*»; с 01.03.1994г. по настоящее время –директором, врачом стоматологом-ортопедом, стоматологом-хирургом ТОО медицинская фирма «*».
Таким образом, стаж его трудовой деятельности по охране здоровья населения составил более 30 лет, в связи с чем полагает, что на основании подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приобрел право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
17.11.2010г. он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде с заявлением о назначении указанной пенсии, однако ему было отказано по тем основаниям, что периоды его работы в медицинском предприятии «*» и в ТОО медицинская фирма «*» не могут быть включены в специальный стаж, поскольку должность директора медицинского предприятия «*» и ТОО не предусмотрены списком.
Считает данный отказ незаконным, поскольку работникам здравоохранения все виды лечебной деятельности и иной работы по охране здоровья населения засчитываются в стаж работы независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности медицинского учреждения.
Просил суд обязать ответчика включить в стаж его трудовой деятельности периоды работы: с 16.11.1993г. по 28.02.1994г., с 01.03.1994г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 16.11.2010г. и назначить пенсию с момента обращения с заявлением о ее назначении.
В судебном заседании истец Нугаев В.В. поддержал исковые требования, дав суду аналогичные пояснения, просил суд обязать ответчика включить в специальный стаж периоды его работы с 16.11.1993г. по 28.02.1994г. директором ТОО Медицинское предприятие «*»; с 01.03.1994г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 16.11.2010г.- директором, врачом-стоматологом, ортопедом, стоматологом-хирургом в ООО (ранее - ТОО) Медицинская фирма «*» и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию на основании подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 17. 11.2010г.
Представитель истца Логинова М.Ф. в судебном заседании также поддержала исковые требования Нугаева В.В., настаивает на удовлетворении иска, поскольку истец имеет стаж медицинской деятельности более 30 лет. Полагает, что независимо от формы собственности предприятия период работы врачом должен быть засчитан в специальный стаж. Считает, что ТОО Медицинское предприятие «*» и ООО Медицинская фирма «*», осуществляющие медицинскую деятельность, тождественны учреждениям, указанным в Списке должностей, организаций, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области Берхеева А.В,, действующая на основании доверенности от 07.12.2010г., в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поскольку истец не имеет необходимого специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Спорные периоды работы истца в ТОО Медицинское предприятие «*» и в ООО Медицинская фирма «*» не могут быть включены в специальный стаж, так как такое наименование учреждений как, «Товарищество с ограниченной ответственностью Медицинское предприятие» и «Общество с ограниченной ответственностью Медицинская фирма» в Списке соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых и назначается досрочная трудовая пенсия в связи с медицинской деятельностью, в графе «Наименование учреждений», не предусмотрены. Законодательство предусматривает возможность включения в стаж для назначения пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов работы именно в учреждениях здравоохранения. ООО (ранее - ТОО) Медицинская фирма «*» и Медицинское предприятие «*» не являются учреждениями здравоохранения. Из Устава ООО Медицинская фирма «*» следует, что целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Наряду с медицинской деятельностью Общество осуществляет и другие виды деятельности. В иске просила отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Нугаева В.В.
Согласно п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 319-ФЗ от 30.12.2008г.), трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона).
Судом установлено, что Нугаев В.В., * года рождения, 17.11.2010г. обратился в УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением № * от 13.01.2011г. УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области в назначении указанной пенсии Нугаеву В.В. было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, определенного ответчиком на 17.11.2010г. равным 14 годам 2 месяцам 17 дням (л.д.10-11).
В специальный стаж Нугаева В.В. не были засчитаны периоды работы: с 16.11.1993г. по 28.02.1994г. в качестве директора медицинского предприятия «*», так как должность и учреждение не предусмотрены Списком; с 01.03.1994г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 16.11.2010г. в качестве директора, врача-стоматолога, ортопеда в ТОО медицинской фирме «*», так как учреждение не предусмотрено Списком.
Из пояснений истца, его представителя, копии трудовой книжки Нугаева В.В. (л.д.6-9) следует, что истец действительно с 16.11.1993г. по 28.02.1994г. работал директором ТОО Медицинское предприятие «*», а с 01.03.1994г. по настоящее время работает директором, врачом-стоматологом, ортопедом в ООО (ранее - ТОО) Медицинская фирма «*».
Суд полагает, что ответчиком обоснованно не включены в специальный стаж работы истца спорные периоды, поскольку должность директора, а также наименование учреждения «Товарищество с ограниченной ответственностью Медицинское предприятие», «Общество с ограниченной ответственностью Медицинская фирма» не предусмотрены разделами «Наименование должностей», «Наименование учреждений» Списка, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005г. « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Судом установлено, что решением исполнительного комитета Димитровградского городского Совета народных депутатов № 349 от 19.09.1991г. было зарегистрировано товарищество с ограниченной ответственностью Медицинское предприятие «*»(л.д.91).
Согласно свидетельству о государственной регистрации предприятия (л.д.93) основными видами деятельности ТОО Медицинское предприятие «*» являлись стоматологическое лечение, терапевтическая помощь, торгово-посредническая деятельность.
Согласно Уставу ТОО Медицинское предприятие «*» товарищество создано в целях осуществления следующих видов деятельности: стоматологическое лечение, терапевтическая помощь; внедрение новейшей медицинской техники в медицинскую практику, неврологическое обследование и лечение с использованием нетрадиционных методов медицины; торгово-посредническая деятельность; бартерные сделки; маркетинг; заготовка, переработка и реализация даров природы, внешнеэкономическая деятельность (л.д.86-90).
Судом также установлено, что Постановлением Администрации г. Димитровграда от 06.07.1998г. № * было зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью Медицинская фирма «*», переименованное из Медицинской фирмы «*» товарищества с ограниченной ответственностью; из Книги регистрации исключена Медицинская фирма ТОО «*». ООО Медицинская фирма «*» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, что подтверждается Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д.20-26).
Из Устава ООО Медицинская фирма «*» следует, что целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Наряду с медицинской деятельностью Общество осуществляет следующие виды деятельности: кредитно-финансовую, залоговую и страховую деятельность; приобретение и продажа всех видов имущества, в том числе, организация лизинга оборудования; покупка и продажа валюты; реклама; организация и эксплуатация объектов туристического, спортивного, оздоровительного и профилактического назначения; экспортно-импортные операции и иная внешнеэкономическая деятельность; торговля, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая деятельность; осуществление и финансирование строительства производственных и непроизводственных объектов; осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству России (л.д.57-74).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО Медицинская фирма «*» Общество осуществляет 9 видов экономической деятельности: наряду с лечебной деятельностью осуществляет оптовую торговлю фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники; прочую оптовую торговлю; прочее финансовое посредничество; подготовку к продаже, покупку и продажу собственного недвижимого имущества; сдачу внаем собственного недвижимого имущества.
Согласно сообщению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области от 30.03.2011г. указанные виды деятельности были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 30.05.2006г. на основании заявления, полученного от ООО Медицинская фирма «*». Сведениями о видах экономической деятельности ООО Медицинская фирма «*» за период с марта 1994г. по 30.05.2006г. Инспекция не располагает (л.д.97-99).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 22.04.2010г. № 520-О-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 ; при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложенные законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Доводы представителя истца о тождественности ТОО Медицинское предприятие «*», ООО (ранее - ТОО) Медицинская фирма «*» учреждениям здравоохранения, указанным в Списке в разделе «Наименование учреждений», суд находит несостоятельными.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Доказательств установления тождества наименования предприятий, в которых работал истец в спорные периоды, наименованию учреждений здравоохранения, указанных в соответствующем Списке, суду не представлено.
Наличие у ООО Медицинская фирма «*» лицензий на осуществление медицинской деятельности само по себе не может являться основанием для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж.
В соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, не любая деятельность по охране здоровья населения дает право на досрочное пенсионное обеспечение, а лишь та, которая осуществляется в должностях и в учреждениях, поименованных в Списке, то есть одновременно должны соблюдаться оба требования к занимаемой должности и к учреждению, в котором осуществлялась работа.
Учитывая цели и задачи, а также направления деятельности ТОО Медицинское предприятие «*», ООО (ранее - ТОО) Медицинская фирма «*», с которыми Нугаев В.В. состоял в трудовых отношениях в спорные периоды, данные учреждения нельзя отнести к учреждениям здравоохранения и ответчик обоснованно не включил периоды работы истца на данных предприятиях в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Поскольку на день обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, т.е. на 17.11.2010г., у Нугаева В.В. специальный стаж составлял менее 30 лет, ответчик обоснованно отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии.
Оценив представленные суду доказательства, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении иска Нугаева В.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Нугаева В* В* к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о понуждении к включению периодов работы в специальный стаж, понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения – 04 апреля 2011 года.
Судья И.А. Жорова
03 мая 2011 года решение вступило в законную силу.