о признании незаконным бездействия



№ 2-869/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

05 мая 2011 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Осипенко О.Б.

при секретаре Шарафутдиновой Д.Р.

с участием помощника прокурора Душковой К.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Планета» и Министерству образования Ульяновской области о признании незаконным бездействия по не обеспечению пожарной безопасности и о понуждении устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Димитровграда обратился в суд с данным иском, указав, что прокуратурой г. Димитровграда совместно с отделом надзорной деятельности по г. Димитровграду управления надзорной деятельности Государственного Управления МЧС России по Ульяновской области была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности территории и помещений Областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Планета» (далее – Детский дом), расположенного по адресу: г. Димитровград, ул. Л*, дом **. В ходе данной проверки были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, и Норм пожарной безопасности (НПБ 111-89), утверждённых приказом МЧС РФ от 20.06.2003 года № 323, а именно:

- стены коридора из столовой отделаны горючими панелями МДФ (п. 3, 53 ППБ 01-03);

- ширина эвакуационного выхода из обеденного зала столовой, а также из группы № 4 к эвакуационному выходу менее нормативного и составляет 0,8 метра при норме 1,2 метра; ширина эвакуационных выходов из лестничной клетки менее нормативной; ширина лестничных маршей и площадок первой и второй лестничных клеток менее нормативной (п. 3, 53 ППБ 01-03;

- металлические косоуры лестничного марша лестничной клетки группы № 3 не защищены от прямого воздействия огня, в коридоре второго этажа на путях эвакуации уложен горючий деревянный пол (п. 3 ППБ 01-03);

- стены лестничных клеток покрашены горючей масляной краской (п. 53 ППБ 01-03);

- в отсеках потолка спальных комнат мальчиков, девочек, общей комнаты, коридора группы № 4 шириной более 0,75 метра, ограниченных строительными конструкциями, выступающих от потолка на расстояние более 0,4 метра, отсутствуют пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации (п. 53 ППБ 01-03);

- в помещениях автогаража автоматическая пожарная сигнализация находится в не исправном состоянии (п. 34 ППБ 01-03);

- здание автогаража не оборудовано системой оповещения людей при пожаре 1-го типа.

Таким образом, территория, здание и помещения Детского дома эксплуатируются с нарушением норм пожарной безопасности, что создаёт угрозу техногенной катастрофы, последствием которой может стать массовая гибель людей, в число которых в основном входит социально не защищённая категория – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Финансирование детского дома обеспечивается его учредителем – Министерством образования Ульяновской области. Согласно своду потребности в средствах Детскому дому на 2011 год необходимо было ** руб., но с учётом выявленных нарушений правил пожарной безопасности по состоянию на 01.04.2011 года ответчику требуется более ** руб., в связи с чем самостоятельно он устранить вышеуказанные нарушения возможности не имеет. Просит признать незаконным бездействие ответчиков по не обеспечению пожарной безопасности и обязать их устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора г. Димитровграда Душкова К.Б. исковые требования уточнила, просила признать незаконным бездействие ответчиков по не обеспечению пожарной безопасности в здании Детского дома, расположенного по адресу: г. Димитровград, ул. Л*, дом ** и обязать их устранить выявленные в указанном здании нарушения правил пожарной безопасности. При этом не возражала против предоставления ответчикам на усмотрение суда срока для устранения нарушений Суду дала пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика – Детского дома – Муллов В.Г. в судебном заседании исковые требования признал, суду пояснил, что указанные в иске нарушения пожарной безопасности имеют место. Он неоднократно делал заявки в Министерство образования Ульяновской области на финансирование мероприятий по устранению данных нарушений, но необходимых денежных средств для этого не выделяется.

Представитель ответчика - Министерство образования Ульяновской области – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Отдел надзорной деятельности по г. Димитровграду управления надзорной деятельности Государственного Управления МЧС России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил данное дело рассмотреть без участия представителя.

Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 1, 34 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N 69-ФЗ (далее – Закон) пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Положениями ст. 37 данного Закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Положениями ст. 38 Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Положениями п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" предусматривается ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено материалами дела, и не оспаривается ответчиками, по результатам проверки соблюдения норм законодательства о пожарной безопасности в Детском доме был выявлен ряд нарушений ППБ 01-03, а именно:

- стены коридора из столовой отделаны горючими панелями МДФ (п. 3, 53 ППБ 01-03);

- ширина эвакуационного выхода из обеденного зала столовой, а также из группы № 4 к эвакуационному выходу менее нормативного и составляет 0,8 метра при норме1,2 метра; ширина эвакуационных выходов из лестничной клетки менее нормативной; ширина лестничных маршей и площадок первой и второй лестничных клеток менее нормативной (п. 3, 53 ППБ 01-03;

- металлические косоуры лестничного марша лестничной клетки группы № 3 не защищены от прямого воздействия огня, в коридоре второго этажа на путях эвакуации уложен горючий деревянный пол (п. 3 ППБ 01-03);

- стены лестничных клеток покрашены горючей масляной краской (п. 53 ППБ 01-03);

- в отсеках потолка спальных комнат мальчиков, девочек, общей комнаты, коридора группы № 4 шириной более 0,75 метра, ограниченных строительными конструкциями, выступающих от потолка на расстояние более 0,4 метра, отсутствуют пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации (п. 53 ППБ 01-03);

- в помещениях автогаража автоматическая пожарная сигнализация находится в не исправном состоянии (п. 34 ППБ 01-03);

- здание автогаража не оборудовано системой оповещения людей при пожаре 1-го типа.

Данные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение в представленных суду Акте проверки от **.03.20** года N **, протоколе об административном правонарушении от **.03.20** года и постановлении по делу об административном правонарушении от **.03.20** года, а также других представленных суду документах и не оспариваются ответчиками.

В силу Устава Детского дома, его учредителем является Министерство образования Ульяновской области; содержание, лечение и обучение воспитанников в Детском доме осуществляется на основе полного государственного обеспечения. Разделом 8 Устава также предусмотрено, что Детский дом отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности; при недостаточности у Детского дома этих средств, ответственность несёт Учредитель; деятельность Детского дома финансируется из областного бюджета Ульяновской области путём доведения лимитов бюджетных обязательств через главного распорядителя бюджетных средств.

Аналогичные требования содержит Договор № ** между Министерством образования Ульяновской области и Детским домом «Планета» от **.01.20** года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Димитровграда подлежат удовлетворению, поскольку установленные вышеуказанные нарушения данных требований со стороны ответчиков до настоящего времени не устранены, чем ставятся под угрозу сохранность государственного имущества, а также жизнь и здоровье граждан, и, в частности, учащихся учебного заведения.

Ссылка на отсутствие финансовых средств не может быть принята во внимание, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчиков от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований пожарной безопасности.

В связи с вышеизложенным, следует признать незаконным бездействие ответчиков по не обеспечению пожарной безопасности в здании Детского дома, расположенного по адресу: г. Димитровград, ул. Л*, дом **.

Для устранения допущенных нарушений ФЗ «О пожарной безопасности» следует обязать ответчиков принять меры к устранению в вышеуказанном Детском доме выявленные нарушения ППБ 01-03.

Поскольку данные мероприятия потребуют длительного времени, так как для их организации необходимо выделение денежных средств и в последующем время на само проведение мероприятий, направленных на устранение нарушений, поэтому суд считает возможным предоставить ответчикам срок для приведения зданий Детского дома в соответствие с требованиями пожарной безопасности до 01.01.2012 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г. Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Планета» и Министерству образования Ульяновской области о признании незаконным бездействия по не обеспечению пожарной безопасности и о понуждении устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства образования Ульяновской области и Областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Планета» по не обеспечению пожарной безопасности в здании, помещениях и на территории указанного Детского дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Л*, дом **.

Обязать Министерство образования Ульяновской области и Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Димитровградский специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Планета» в срок до 01.01.2012 года принять меры к устранению нарушений Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, а именно:

- стены коридора из столовой отделаны горючими панелями МДФ;

- ширина эвакуационного выхода из обеденного зала столовой, а также из группы № 4 к эвакуационному выходу менее нормативного и составляет 0,8 метра при норме 1,2 метра; ширина эвакуационных выходов из лестничной клетки менее нормативной; ширина лестничных маршей и площадок первой и второй лестничных клеток менее нормативной;

- металлические косоуры лестничного марша лестничной клетки группы № 3 не защищены от прямого воздействия огня, в коридоре второго этажа на путях эвакуации уложен горючий деревянный пол;

- стены лестничных клеток покрашены горючей масляной краской;

- в отсеках потолка спальных комнат мальчиков, девочек, общей комнаты, коридора группы № 4 шириной более 0,75 метра, ограниченных строительными конструкциями, выступающих от потолка на расстояние более 0,4 метра, отсутствуют пожарные извещатели автоматической пожарной сигнализации;

- в помещениях автогаража автоматическая пожарная сигнализация находится в не исправном состоянии;

- здание автогаража не оборудовано системой оповещения людей при пожаре 1-го типа, по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Л*, дом **.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения – 10.05.2011 года.

Судья: О.Б. Осипенко

Решение вступило в законную силу 21.05.2011 года