Дело № 2- 958\2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2011 года г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Жоровой И.А., при секретаре Витушкиной А.О., с участием прокурора Душковой К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом города Димитровграда о признании бездействия незаконным, понуждении к принятию мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с названным иском к Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда, указав в обоснование своих требований на то, что по результатам проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в сфере кадастровой деятельности, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, прокуратурой города Димитровграда выявлены нарушения такого законодательства, заключающиеся в бездействии Комитета по управлению имуществом города Димитровграда, как отраслевого (функционального) органа Администрации города Димитровграда, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками на территории города Димитровграда, по государственной регистрации установленных ограничений на земельные участки.
Исходя из части 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно пункту 1 части 1 этой же статьи могут устанавливаться ограничения прав на землю, в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Как указано в статье 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указанные ограничения вводятся в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Одним из водных объектов, расположенных в границах города Димитровграда, на которых соответственно должны устанавливаться водоохранные зоны, является река Мелекесска.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю, в том числе устанавливаются актами исполнительных органов местного самоуправления.
На основании приведенных норм, пунктом 3 постановления Администрации города Димитровграда от 27.02.2008 № 476 ( в редакции постановления Администрации города от 24.03.2008г. № 775), действующего и в настоящее время, на земельный участок по ул.К*,* в г.Димитровграде, площадью 2174 кв.м., установлено ограничение, т.к. участок находится в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Абзацем вторым части 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.
Во исполнение приведенных требований пунктом 4 постановления Администрации города от 27.02.2008 № 476( в редакции постановления от 24.03.2008г.№ 775) на Комитет по управлению имуществом города Димитровграда, как на отраслевой (функциональный) орган Администрации города Димитровграда, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками на территории города Димитровграда, возложена обязанность осуществить государственную регистрацию ограничений на земельный участок, указанный в пункте 1 настоящего постановления, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Вместе с тем, согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка по ул.К*,* в г.Димитровграде от 10.02.2011 № *, ограничения (обременения) на такой земельный участок до настоящего времени не зарегистрированы в установленном порядке.
Отсутствие государственной регистрации установленных ограничений (обременений) на такой земельный участок является нарушением части 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации и абзаца второго части 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Воспользовавшись данным бездействием Комитета по управлению имуществом города Димитровграда пользователи указанного земельного участка могут использовать земельный участок для целей, запрещенных статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, что со своей стороны может повлечь загрязнение, засорение, заиление и истощения водного объекта – реки Мелекесски, и как следствие нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц – водопользователей такого водного объекта.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.02.2011 № 02/026/2011-065 собственником 103/1000 доли нежилого здания, расположенного на указанном земельном участке, является Гасымов Б* Г*,а пользователем на праве хозяйственного ведения 897/1000 доли здании является МУП «Сервис-К», с которым на основании постановления Администрации города от 25.02.2010г. № * заключен договор аренды 897/1000 доли указанного земельного участка.
Прокурор просил признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом города Димитровграда по непринятию мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок по ул.К*,* в г.Димитровграде, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и обязать Комитет по управлению имуществом города Димитровграда принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок по ул.К*,* в г.Димитровграде, как на земельный участок, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора г.Димитровграда Душкова К.Б. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета по имеющимся доказательствам. Дополнительно сообщают, что в настоящее время Комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда готовится документация для регистрации указанных в исковом заявлении ограничений (л.д.30).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «Сервис-К», будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя МУП, указав также на то, что во исполнение постановления Главы города от 04.04.2005г. «О перезакреплении муниципального имущества» МУП «Сервис-К» провел государственную регистрацию производственной базы по ул.К*,*, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права хозяйственного ведения. Согласно п.1.3 договора аренды земельного участка от 17.03.2010г. № * наличие ограничений (обременений) отсутствует (л.д.27).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Гасымов Б.Г., будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменных возражений по иску в суд не представил.
Заслушав помощника прокурора Душкову К.Б., исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Согласно п. 1 ч. 1 этой же статьи могут устанавливаться ограничения прав на землю, в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно ст.52 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указанные ограничения вводятся в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю, в том числе устанавливаются актами исполнительных органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Абзацем вторым части 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.
Судом установлено, что земельный участок по ул.К*,* в г.Димитровграде, площадью 2174 кв.м., расположен в водоохраной зоне реки Мелекесска, которая является одним из водных объектов, расположенных в границах города и на которых должны устанавливаться водоохранные зоны.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.02.2011г. № * МУП «Сервис-К» и Гасымову Б.Г. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение -производственная база - расположенное по адресу: г.Димитровград, ул.К*,*, соответственно МУП «Сервис-К» -897/1000 доли, Гасымову Б.Г.- 103/1000 доли.
Постановлением Администрации г.Димитровграда № * от 17.02.2008г. собственнику Гасымову Б.Г. и обладателю на праве хозяйственного ведения МУП «Сервис-К» зданиями по ул.К*,* предоставлен в аренду сроком до 01.01.2009г. фактически занимаемый земельный участок с кадастровым номером 73:23:01 33 01:3, площадью 2174 кв.м. по ул.К*, * (земли населенных пунктов) для производственной базы (л.д.5).
Постановлением Администрации г.Димитровграда № * от 24.03.2008г. в постановление № * от 27.02.2008г. внесены дополнения, согласно которым земельный участок площадью 2174 кв.м. по ул.К*,* находится в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой соарендаторы земли обязаны соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом РФ. Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда предписывалось осуществить государственную регистрацию ограничений в связи с нахождением указанного земельного участка в водоохраной зоне (л.д.6).
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды земельного участка от 17.03.2010г., заключенного между Комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда и МУП «Сервис-К», земельный участок площадью 897/1000 доли земельного участка по ул.К*,* в г.Димитровграде был передан МУП «Сервис-К» в аренду (л.д.10-15).
Согласно п.2.1 договора аренды договор заключен на срок до 01.01.2011г.
В соответствии с ч.2 ст.621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок ( статья 610).
Доказательств изменения арендаторов указанного земельного участка суду не представлено.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.02.2011г. № * сведения о правах на объект недвижимого имущества: земельный участок по адресу: г.Димитровград, ул.К*, * отсутствуют (л.д.8).
Соответственно ограничения (обременения) в связи с нахождением указанного земельного участка в водоохраной зоне не зарегистрированы.
Таким образом, поскольку законом обязанность по регистрации ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством возложена на органы местного самоуправления и должна быть инициирована ими, суд считает, что ответчиком должна быть осуществлена регистрация обременения земельного участка площадью 2174 кв.м. по ул.К*, * в г.Димитровграде.
До настоящего времени такая регистрация не осуществлена, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что ответчиком допущено незаконное бездействие, заключающиеся в непринятии мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок по ул.К*,* в г.Димитровграде Ульяновской области, площадью 2174 кв.м., находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
И для устранения нарушений прав и законных интересов неограниченного круга лиц следует обязать Комитет по управлению имуществом г. Димитровграда принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок по ул. К*, * в г.Димитровграде Ульяновской области, площадью 2174 кв.м., находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г.Димитровграда в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом города Димитровграда по непринятию мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок по ул.К*, * в г.Димитровграде Ульяновской области, площадью 2174 кв.м., находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Обязать Комитет по управлению имуществом города Димитровграда принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок по ул.К*,* в г.Димитровграде Ульяновской области, площадью 2174 кв.м., находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней.
Судья И.А.Жорова
Решение вступило в законную силу 24 мая 2011 года.