о включении периода службы в армии в льготном исчислении в стаж на соответствующих видах работ и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



Дело № 2-857/2011Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая 2011 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Варовой С.А., при секретаре Лапиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коротченко О. М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении периода службы в армии в льготном исчислении в стаж на соответствующих видах работы и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л :

Коротченко О.М. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что 16.03.2011 обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако, в назначении указанной пенсии ему было отказано в связи с недостаточностью стажа на соответствующих видах работы. Ответчик не включил в его специальный стаж период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 14.11.1982 по 11.12.1985 – 3 года 28 дней.

Считает отказ в назначении пенсии необоснованным, поскольку в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

Период его службы в армии относится к периоду деятельности до 01.01.2002, т.е. до нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Кроме того, полагает, что в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» время нахождения на службе по призыву засчитывается в специальный стаж из расчета один день военной службы за два дня работы. Поскольку он прослужил по призыву 3 года 28 дней, то специальный стаж составит 6 лет 1 месяц 25 дней.

Просил суд признать незаконным отказ ответчика в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области засчитать в его льготный стаж период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 14.11.1982 по 11.12.1985 в льготном исчислении ( 3 года 28 дней из расчета один день службы за два рабочих дня, всего 6 лет 1 месяц 25 дней), а также обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за назначением пенсии, т.е. с 16.03.2011.

В судебном заседании истец Коротченко О.М. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив суду, на службу в армии он был призван в период обучения на очном отделении Б* техникума *, после службы в армии продолжил учебу в том же техникуме. По окончании техникума был направлен по распределению на работу в Т* среднюю школу Мелекесского района Ульяновской области, где работает в указанной должности с 15.08.1987 по настоящее время.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области Берхеева А.В., действующая на основании доверенности от 07.12.2010, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Согласно отзыву ответчик исковые требования Коротченко О.М. не признает по следующим основаниям.

Согласно Федеральному закону от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости указанным лицам, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, ни ранее действовавшими Списками 1991 и 1999 годов, не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж периодов прохождения действительной военной службы в вооруженных Силах СССР, для назначении пенсии.

В период прохождения истцом военной службы в составе Вооруженных Сил СССР действовал Закон СССР от 12.10.1967 «О всеобщей воинской обязанности». Статьей 78 указанного Закона предусматривалось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж, солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с пунктом 2 статьи 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности.

Коротченко О.М. был демобилизован в декабре 1985 года, однако педагогическую деятельность стал осуществлять только с 15.08.1987. При таких обстоятельствах, руководствуясь нормами законодательства, действовавшего в спорный период, Коротченко О.М. не может претендовать на включение службы в армии в специальный стаж.

В иске просит отказать в полном объеме (л.д.40-42).

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело, суд находит исковые требования Коротченко О.М. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что Коротченко О.М. 16.03.2011 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области № 51697 от 04.04.2011 (протокол Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 413 от 04.04.2011) Коротченко О.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в связи с недостаточностью стажа на соответствующих видах работ (л.д.33,34).

Согласно указанному выше протоколу стаж истца на соответствующих видах работ (педагогический стаж) на 16.03.2011 составил 23 года 7 месяцев 2 дня. Из подсчета стажа Коротченко О.М. исключен период прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с 14.11.1982 по 11.12.1985 – 3 года 28 дней.

Доводы истца о необоснованности исключения из его стажа указанного периода службы в Вооруженных Силах СССР суд находит заслуживающими внимания.

Из копии военного билета истца МН № * от 10.11.1982 следует, что с 14.11.1982 по 11.12.1985 Коротченко О.М. проходил службу по призыву в Вооруженных Силах СССР (л.д.21-32).

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный выше спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу п.4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Период службы Коротченко О.М. в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 01.01.2002, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогически работникам.

Принимая во внимание, что на момент обращения Коротченко О.М. в УПФ с заявлением о назначении пенсии им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы истца в армии подлежал включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит зачесть в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем, требования истца о включении периода службы в Вооруженных Силах СССР в льготном исчислении - из расчета одни день службы за два рабочих дня- удовлетворению не подлежат.

При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости и при исчислении стажа, дающего право на такую пенсию за период с 01.01.2002 применяется порядок исчисления и подтверждения такого стажа, установленный действующим законодательством (Федеральным законом № 173-ФЗ и изданными в целях его реализации нормативными актами), а за период до 01.01.2002 может применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, установленный нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права на пенсию. Нормы о необходимости кратного (в двойном размере) включения периода военной службы по призыву в стаж работы по специальности установлены Законом РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих», пункт 3 статьи 10 которого предусматривал, что время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за два месяца работы. Данный Закон был введен в действие с 01.01.1993. Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон № 76-ФЗ) Закон РФ № 4338-1 признан утратившим силу с 01.01.1998. В дальнейшем аналогичное правило о кратном включении военной службы в стаж работы по специальности установлено статьей 10 Федерального закона № 76-ФЗ, пунктом 3 которой определено, что время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона № 76-ФЗ, данный закон вступает в силу с 01.01.1998. Статьей 4 ГК РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Как указано выше данные законы вступили в силу с 01.01.1993 и с 01.01.1998, соответственно, при этом в них или в других нормативных актах не определено, что действие данных законов распространяется на отношения, возникшие до введения их в действие. Военная служба Коротченко О.М. протекала в период с 14.11.1982 по 11.12.1985, т.е. до введения в действие указанных законов, а значит нормы Закона РФ № 4338-1 и Федерального закона № 76-ФЗ о кратном включении военной службы по призыву в стаж работы по специальности к военной службе Коротченко О.М. и его пенсионному обеспечению применяться не могут. Кроме того, указанные нормы противоречат положениям Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и изданным в целях его реализации Правилам, которые не предусматривают включения периодов военной службы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, а значит, в силу нормы пункта 2 статьи 31 Федерального закона № 173-ФЗ не могут применяться по отношению к пенсионному обеспечению истца.

В соответствии с п.4 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж служба в Вооруженных Силах бывшего СССР включается в календарном исчислении. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 также не предусматривало льготное исчисление стажа военной службы.

При таких обстоятельствах спорный период службы истца в армии подлежит зачислению в специальный стаж в календарном исчислении.

Из пояснений истца и пенсионного дела Коротченко О.М. усматривается, что с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области 16.03.2011, ответчиком стаж истца на соответствующих видах работы (педагогический стаж) на момент его обращения определен как 23 года 7 месяцев 2 дня.

Исчисленный календарно (по фактической продолжительности) период прохождения истцом действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР составляет 3 года 28 дней.

Таким образом, стаж истца на соответствующих видах работы на день обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с учетом включения календарно периода прохождения им военной службы по состоянию на 16.03.2011 составил более 25 лет, необходимых для назначений досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая, что на момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью стаж истца на соответствующих видах работы составил более 25 лет, на Управление Пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области следует возложить обязанность по назначению истцу досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 16.03.2011.


Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Коротченко О. М. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской в назначении досрочной трудовой пенсии Коротченко О. М..

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить в стаж Коротченко О.М. на соответствующих видах работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 14.11.1982 по 11.12.1985 в календарном исчислении и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости по указанному основанию с 16.03.2011.

В остальной части исковых требований Коротченко О. М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения – 01.06.2011.

Судья С.А.Варова

15.06.2011 решение вступило в законную силу.