об удовлетворении иска о понуждении к принятию мер к обеспечению доступности маломобильных групп населения при входе в здание аптеки



Дело № 2-957/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2011 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Жоровой И.А.

с участием прокурора Шокиной А.В.

при секретаре Витушкиной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мелекесского района в интересах неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области о понуждении к принятию мер по обеспечению доступности маломобильных групп населения при входе в аптеку,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с указанным иском к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, уточненным в ходе судебного разбирательства, ссылаясь в обоснование требований на то, что в нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район», сдав ООО «Здрава» в аренду нежилое помещение общей площадью 59,06 кв.м., расположенное по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.Новая Майна, ул.Микрорайон д.2, предназначенное для размещения аптеки, не обеспечило его надлежащее техническое оснащение. В частности лестница, ведущая к входу аптеки, где осуществляется торговая деятельность, не оборудована пандусом, обеспечивающим доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками.

Данное помещение является собственностью МО «Мелекесский район», что, подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.

В результате бездействия администрации муниципального образования «Мелекесский район», неисполнения возложенных законом обязанностей были нарушены ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. №. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 21, 27 Конституции Российской Федерации, поскольку не обеспечены необходимые условия для осуществления конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбора места пребывания, а также право инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с письмом Главного архитектора администрации МО
«Мелекесский район» Русиновой М.А. от 24.05.2011, установка пандуса в
соответствии с требованиями СНиП 35-01-2011 «Доступность зданий и
сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных
Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73, при входе в вышеуказанное
здание технически невозможна. При этом не исключена возможность установки
кнопки вызова персонала на стене здания в соответствии с требованиями СНиП
35-0-1-2011. щ

Прокурор Мелекесского района просил суд обязать администрацию МО «Мелекесский район» принять меры к обеспечению доступности маломобильных групп населения при входе в здание аптеки, расположенной по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. Новая Майна, ул. Микрорайон д.2, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73.

В судебном заседании помощник прокурора Мелекесского района Шокина А.В. поддержала уточненные исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации МО «Мелекесский район» Чванов М.Ю., действующий на основании доверенности от 28.03.2011г. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив суду, что помещение аптеки, расположенное по адресу: р.п.Новая Майна, ул. Микрорайон, д.2, является муниципальной собственностью МО «Мелекесский район». 08.09.2010г. указанное помещение было передано в аренду ООО «Здрава». Установка пандуса у входа в аптеку технически невозможна, в настоящее время решается вопрос с установкой кнопки вызова. Однако полагает, что соответчиком по делу должно выступать ООО «Здрава», которое фактически использует данное помещение на условиях аренды. В случае удовлетворения исковых требований просил суд предоставить срок до 01.09.2011г. для установки кнопки-вызова, поскольку потребуется время для размещения муниципального заказа и проведения работ по установке кнопки.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район», ООО «Здрава», будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав пояснения помощника прокурора Мелекесского района Ульяновской области Шокину А.В., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон) дается понятие инвалида: инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Судом установлено, что 08.09.2010г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район» (Арендодателем) и ООО «Здрава» (Арендатором) был заключен договор аренды № 13 нежилого помещения общей площадью 59,06 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.Новая Майна, ул.Микрорайон, д.2, предназначенное для размещения аптеки (л.д.4-7).

Согласно указанному договору срок аренды установлен с 08.09.2010г. до 06.10.2010г.

Уведомлением от 06.10.2010г. Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации МО «Мелекесский район» уведомил арендатора ООО «Здрава» о том, что договор аренды № 13 от 08.09.2010г. считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (л.д.50).

Из пояснений сторон, копии протокола осмотра спорного объекта (л.д.8-11) следует, что вход в здание аптеки не оборудован специальными средствами для миломобильных групп населения.

Согласно сообщению главного архитектора Мелекесского района Русиновой М.А. от 24.05.2011г. помещение аптеки находится на первом этаже многоквартирного жилого дома, имеет обособленный вход со стороны главного фасада. Крыльцо при входе в помещение аптеки имеет высоту 92 см, что превышает установленные нормы высоты подъема пандуса при уклоне не более 8%. Кроме того на расстоянии 0,5м от крыльца находится асфальтированное дорожное покрытие внутриквартальной дороги. При невозможности строительства пандуса предлагается установка кнопки вызова персонала на стене здания на высоте не более 1,1 м и не менее 0,85м от пола согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Согласно выписке из реестра муниципального имущества МО «Мелекесский район» нежилое помещение, расположенное по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. Новая Майна, ул.Микрорайон, д.2, общей площадью 59,06 кв.м., является муниципальной собственностью МО «Мелекесский район» (л.д.12).

В соответствии с Уставом МО «Мелекесский район» (л.д.21-25) администрация Мелекесского района -исполнительно-распорядительный орган Мелекесского района, к полномочиям, которой, в том числе, относятся управление и распоряжение муниципальной собственностью, разработка и осуществление мер по развитию социальной сферы, организация системы социальной защиты населения и обеспечение ее функционирования.

В отношении инвалидов действующим законодательством предусмотрены меры социальной защиты, выражающиеся в системе гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Таким образом, отсутствие специальных средств для беспрепятственного доступа инвалидов к входу в помещение аптеки, расположенной по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. Новая Майна, ул.Микрорайон, д.2, собственником которого является МО «Мелекесский район», противоречит требованиям федерального законодательства, а именно Федеральному закону от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Суд полагает, что уточненные исковые требования прокурора Мелекесского района подлежат удовлетворению, что будет соответствовать правам и интересам неопределенного круга граждан, являющихся инвалидами. Учитывая, что для устранения указанных выше недостатков ( установки специальных средств, гарантирующих доступность маломобильным группам населения к входу в помещение аптеки) ответчику потребуется определенное время, суд полагает необходимым установить данный срок до 01.08.2011г. Поэтому следует обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 01 августа 2011 года принять меры к обеспечению доступности маломобильных групп населения при входе в здание аптеки, расположенной по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.Новая Майна, ул.Микрорайон, д.2, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Уточненные исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 01 августа 2011 года принять меры к обеспечению доступности маломобильных групп населения при входе в здание аптеки, расположенной по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, р.п.Новая Майна, ул.Микрорайон, д.2, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения -15 июня 2011 года.

Судья И.А.Жорова

Решение вступило в законную силу 28 июня 2011 года.