об удовлетворении иска о признании незаконным бездействия, понуждении к принятию мер по государственной регистрации ограничений на земельный участок



Дело № 2-1125/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2011 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Жоровой И.А., при секретаре Зангировой Ф.А., с участием прокурора Душковой К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом города Димитровграда о признании бездействия незаконным, понуждении к принятию мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с названным иском к Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда, указав в обоснование своих требований на то, что по результатам проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в сфере кадастровой деятельности, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, прокуратурой города Димитровграда выявлены нарушения такого законодательства, заключающиеся в бездействии Комитета по управлению имуществом города Димитровграда, как отраслевого (функционального) органа Администрации города Димитровграда, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками на территории города Димитровграда, по государственной регистрации установленных ограничений на земельные участки.

Исходя из части 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно пункту 1 части 1 этой же статьи могут устанавливаться ограничения прав на землю, в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Как указано в статье 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указанные ограничения вводятся в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Одним из водных объектов, расположенных в границах города Димитровграда, на которых соответственно должны устанавливаться водоохранные зоны, является река Мелекесска.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю, в том числе устанавливаются актами исполнительных органов местного самоуправления.

На основании приведенных норм, пунктом 1 постановления Администрации города Димитровграда от 26.10.2007 № *, действующего и в настоящее время, на земельный участок площадью 9745 кв.м. по ул.К*,* в г.Димитровграде установлено ограничение, т.к. участок находится в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Абзацем вторым части 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.

Во исполнение приведенных требований пунктом 2 постановления Администрации города от 26.10.2007 № * на Комитет по управлению имуществом города Димитровграда, как на отраслевой (функциональный) орган Администрации города Димитровграда, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками на территории города Димитровграда, возложена обязанность осуществить государственную регистрацию ограничений на земельный участок, указанный в пункте 1 настоящего постановления, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Вместе с тем, согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка по ул.К*, *, ограничения (обременения) на такой земельный участок до настоящего времени не зарегистрированы в установленном порядке.

Отсутствие государственной регистрации установленных ограничений (обременений) на такой земельный участок является нарушением части 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации и абзаца второго части 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Воспользовавшись данным бездействием Комитета по управлению имуществом города Димитровграда пользователи указанного земельного участка могут использовать земельный участок для целей, запрещенных статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, что со своей стороны может повлечь загрязнение, засорение, заиление и истощения водного объекта – реки Мелекесски, и как следствие нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц – водопользователей такого водного объекта.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.05.2011 № * в реестре отсутствуют какие-либо сведения о государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок по ул.К*, * в г.Димитровграде, арендатором указанного земельного участка является Ракитин В.М.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом города Димитровграда по непринятию мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок площадью 9745 кв.м. по ул.К*, * площадью в г.Димитровграде, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и обязать Комитет по управлению имуществом города Димитровграда принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок по ул.К*, * в г.Димитровграде, как на земельный участок, находящейся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора г.Димитровграда Душкова К.Б. исковые требования поддержала, дав суду пояснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета по имеющимся доказательствам. Дополнительно сообщают, что в настоящее время Комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда готовится документация для регистрации указанных в исковом заявлении ограничений (л.д.22).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Ракитин В.М., будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменных возражений по иску в суд не представил.

Заслушав помощника прокурора Душкову К.Б., исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Согласно п. 1 ч. 1 этой же статьи могут устанавливаться ограничения прав на землю, в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Согласно ст.52 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указанные ограничения вводятся в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю, в том числе устанавливаются актами исполнительных органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Абзацем вторым части 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.

Судом установлено, что земельный участок по ул.К*, * в г.Димитровграде, расположен в водоохраной зоне реки Мелекесска, которая является одним из водных объектов, расположенных в границах города и на которых должны устанавливаться водоохранные зоны.

Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 9745 кв.м., расположенный по ул.К*,* в г.Димитровграде, предоставлен в аренду Ракитину В.М., что подтверждается копией постановления администрации г.Димитровграда № * от 10.10.2007г. (л.д.7), а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № * от 12.05.2011г., согласно которой произведена регистрация договора аренды указанного земельного участка, срок: с 24.09.2009г. по 01.05.2019г.(л.д.5). При этом какие-либо ограничения (обременения), в связи с нахождением земельного участка в водоохраной зоне, не зарегистрированы.

Таким образом, поскольку законом обязанность по регистрации ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством возложена на органы местного самоуправления и должна быть инициирована ими, суд считает, что ответчиком должна быть осуществлена регистрация обременения земельного участка по ул.К*, * в г.Димитровграде.

Постановлением Администрации города Димитровграда от 26.10.2007 № * на земельный участок площадью 9745 кв.м. по ул.К*, * в г.Димитровграде установлено ограничение, т.к. участок находится в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. Комитету по управлению имуществом поручено осуществить государственную регистрацию ограничений на данный земельный участок (л.д.6).

Однако, как следует из приведенных выше сведений о правах на данный земельный участок, до настоящего времени государственная регистрация ограничений (обременений) на земельный участок по ул.К*, * в г.Димитровграде ответчиком не осуществлена.

А потому суд считает, что ответчиком допущено незаконное бездействие, заключающиеся в непринятии мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок по ул.К*, * в г.Димитровграде Ульяновской области с кадастровым номером *, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

И для устранения нарушений прав и законных интересов неограниченного круга лиц следует обязать Комитет по управлению имуществом г. Димитровграда принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на указанный земельный участок.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г.Димитровграда в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом города Димитровграда по непринятию мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок по ул.К*, * в г.Димитровграде Ульяновской области с кадастровым номером * площадью 9745 кв.м., находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Обязать Комитет по управлению имуществом города Димитровграда принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок по ул.К*, * в г.Димитровграде Ульяновской области с кадастровым номером * площадью 9745 кв.м., переданный в аренду Ракитину В* М*, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения -20 июня 2011 года.

Судья И.А. Жорова

Решение вступило в законную силу 01 июля 2011 года.