о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости



дело №2-1065\2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Димитровград 6 июня 2011 года

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Орловой С.Н, при секретаре Зангировой Ф.А., рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску Абрамовой Н.В. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесскому районе о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ :

Абрамова Н.В. обратилась в суд с данным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесскому районе.

В обоснование иска указала, что обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», однако комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ей было отказано в назначении пенсии за отсутствием необходимой продолжительности стажа. В ее специальный стаж не был включен период работы с 25 сентября 2001 года по 23 мая 2010 года в качестве инженера-программиста химико-технологического отделения ОАО ГНЦ НИИАР. Она не согласна с решением ответчика, так как стаж ее работы с вредными условиями труда за этот период подтверждается документально.

Просила обязать ответчика включить в ее специальный стаж период работы с 25 сентября 2001 года по 23 мая 2010 года в ОАО ГНЦ НИИАР.

В судебном заседании истец Абрамова Н.А. поддержала исковые требования и пояснила, что с 2001 года работает в ОАО ГНЦ НИИАР в должности инженера-программиста химико-технологического отделения. Ее работа происходила в здании №*, на котором производится изготовление радиоактивных тепловыделяющих ( ТВЭЛ) элементов и сборок, а также уран-плутониевого смешанного топлива, которое используется в реакторных установках. Все рабочее время она находится в загрязненной зоне, где находится ее рабочее место. Ежедневно утром проходит через санпропускник. В ее обязанности входит обеспечение надлежащей работы программного обеспечения и сетевого оборудования, расположенного в помещениях здания, в том числе прокладка кабельных каналов, дезактивация компьютерного оборудования. Ей каждый день приходится проводить время в разных помещениях здания, в том числе и камерах, где осуществляется изготовление ТВЭЛов, в которых установлена система видеонаблюдения, обслуживаемая ею. Кроме того, процесс смешения уран-плутониевого топлива носит автоматизированный характер, контролируется компьютерным оборудованием, надлежащую работу которого она обязана обеспечивать. Она проходит ежедневный личный дозиметрический контроль. Ей установлен сокращенный рабочий день, предоставляется удлиненный ежегодный отпуск и дополнительное питание. Полагает, что работала в спорном периоде с особыми условиями труда и имеет право на досрочную трудовую пенсию с понижением возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях» на 4 года. Поскольку на 23 мая 2010 года ей исполнился 51 год, она обратилась за назначением пенсии. Отказ ответчика считает неправомерным, просит удовлетворить ее требования и обязать ответчика включить период работы с 25 сентября 2001 года по 23 мая 2010 года в специальный стаж и назначить трудовую пенсию.

Представитель ответчика Берхеева А.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменный отзыв на исковые требования. Из отзыва следует, что ответчик возражает против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по реализации пенсионных прав. Дополнительно указала, что функции разработки и отладки программных средств автоматизированных систем управления технологическими процессами выполняется в помещениях, изолированных от источников ионизирующего облучения, где инженер-программист проводит большую часть времени. Участие в пусконаладочных работах оборудований горячих камер проводится инженером–программистом в пределах своей компетенции, «грязную работу» выполняет мастер службы, техник и слесари КИПиА. Считает, что инженер-программист по характеру своей деятельности не мог быть занят постоянно на работах с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри. Рабочее место инженера-программиста было аттестовано только 10.12.2010 года, и подтверждает характер работы с вредными условиями труда после указанной даты. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица ОАО ГНЦ НИИАР Тутарова В.Л. действующая на основании доверенности, считала исковые требования подлежащими удовлетворению и пояснила, что истец работает в должности инженера второй категории в бюро автоматизированных систем управления химико-технологического отделения. В связи с вредными условиями труда ей предоставлялся дополнительный отпуск для восстановления здоровья, спецпитание и доплата к окладу в соответствии с коллективным договором и трудовым кодексом РФ. В ХТО ведутся работы по производству радиоактивных веществ, относящиеся к Списку №1, и изготавливаются изделия из радиоактивных веществ- тепловыделяющих элементов и сборок. Поскольку Абрамова Н.В. непосредственного участия в технологическом процессе ХТО не принимает, ее работа относится к Списку №2, так как связана с занятостью не менее 80% на работах с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри. Рабочее место истца аттестовано, картой аттестации подтверждается особый характер работы. В связи с длительным процессом аттестации рабочих мест карта аттестации рабочего места истицы была готова только в апреле 2011 года, поэтому не могла быть представлена в декабре 2010 года. Характер работы и условия труда истца не изменялись с 2001 года.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и обозрев пенсионное дело истца, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п.п.2 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 ст. 27).

Судом установлено, что 21 мая 2010 года Абрамова Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №** от 23.08.2010 года следует, что в специальный стаж истца не включен период работы в качестве инженера –программиста химико-технологического отделения ОАО ГНЦ НИИАР, в связи с отсутствием подтверждения постоянной занятостью на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ радии 226.

В соответствии с позицией раздела ХХХ11 ( код позиции 23302000-17541) Списка№2 производств, работ, профессий и должностей, применяемого при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537, правом на досрочную трудовую пенсию пользуются рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте технологического оборудования в этих условиях.

Из трудовой книжки истца видно, что 25.09.2001 года она принята на работу на должность инженера-программиста 2 категории в бюро автоматизированных систем управления технологическими процессами химико-технологического отделения ОАО ГНЦ НИИАР, 01.03.2003 года переведена инженером-программистом 2 категории в группу автоматизации научных разработок ХТО, с 01.01.2008 года переведена инженером-программистом 2 категории в службу КИПиА химико- технологического отделения.

Решая вопрос о том, относится ли работа истца к вышеуказанному виду работ, суд исходит из следующего.

Из льготно-уточняющей справки №** от 23.05.2010г., выданной Абрамовой Н.В. ОАО «ГНЦ НИИАР», следует, что она с 25.09.2001 года по 23.05.2010 года постоянно была занята на работах с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ радия 226.

Основанием к выдаче справки явились приказы по личному составу, положение о ХТО, Положение о службе КИПиА, должностная инструкция, справка дозиметрического контроля, карточка Т2, санитарно-эпидемиологическое заключение на здание **.

Пояснения истца о характере выполняемой ею работы в должности инженера-программиста, которые следует считать работой с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ радия 226, подтверждается следующими доказательствами.

Из Устава ОАО ГНЦ НИИАР видно, что к сфере деятельности Общества относится осуществление научной и научно-технической деятельности по разработке научных основ и технических решений для развития ядерных технологий. В этих целях ОАО вправе, в том числе, осуществлять разработку научно-технических основ для промышленного производства топлива и изготовления твэлов, разработка технологий вовлечения в топливный цикл плутония, фракционирования и трансмутации экологически опасных радиоактивных отходов.

Согласно Положению о химико-технологическом отделении ( ХТО), ХТО является производственно-технологическим подразделением ОАО ГНЦ НИИАР, осуществляющим производство радиоактивных веществ, изготовление изделий из радиоактивных веществ и их соединений. К функциям ХТО отнесены изготовление ядерного топлива различного химического и изотопного состава, изготовление твэлов и ТВС ( тепловыделяющих сборок) для реакторных установок, извлечение высокообогащенного урана из различных топливных композиций с целью их дальнейшего перевода в соединения с низким обогащением, аналитическое обеспечение технологических процессов изготовления топлива, твэлов и ТВС, проведение комплекса работ по выводу из эксплуатации реакторной установки АСТ-1 и создание на базе здания * хранилища ЯМ.

Санитарно-эпидемиологическим заключением от 01.11.2008 года подтверждается соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам работ с закрытыми и открытыми источниками ионизирующего излучения: выполнение НИОКР и производственных работ по переработке ядерного топлива и изготовлению виброуплотненных твэл и ТВС в химико-технологическом отделении здания ** ОАО ГНЦ НИИАР ( л.д.40)

Суду была представлена карта аттестации рабочего места по условиям труда №* должности инженера-программиста 2 категории ХТО ОАО ГНЦ НИИАР, согласно которой к факторам производственной среды и трудового процесса отнесены источники ионизирующего излучения. По результатам оценки условий труда признана необходимость предоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных для работников, занятых на тяжелых работах с вредными и ( или) опасными условиями труда; связанных с постоянной занятостью с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте технологического оборудования в этих условиях.

Протоколом измерения уровней факторов радиационного воздействия от **.10.2010 года подтверждается, что инженер-программист 2 категории в зоне контролируемого доступа и зоне свободного доступа здания ** при проведении штатных работ и работ по обслуживанию подвергается радиационному воздействию ( л.д.49). Работы производятся в помещениях *\2 т.к *\1, пом. *\2 т.к *\2, пом. * т.т.*\3, в которых, согласно санитарно-эпидемиологическому заключению, производятся работы с источниками ионизирующего излучения.

Суду представлены допуски на проведение радиационно-опасной работы за 2008,2009, 2010 г.г., согласно которым истцу разрешен доступ в помещение *\2 для работ по обслуживанию компьютерной техники.

Из приказов о перемещении истца внутри подразделения ХТО в связи с изменениями штатного расписания следует, что трудовая функция и условия оплаты труда Абрамовой Н.А. после перемещения не изменялись.

Из приказов о переводе видно, что истцу была установлена доплата к окладу за вредные и тяжелые условия труда.

Согласно должностной инструкции, инженер-программист 2 категории службы КИП иА, обязан осуществлять разработку, установку, совершенствование и отладку стандартных и специализированных программных средств автоматизированных систем управления технологическими процессами получения смешанного уран-плутониевого топлива и изготовления виброуплотненных твэлов и ТВС, участие в пределах компетенции в пусконаладочных работах оборудования, установленного в горячих камерах, проведение технического обслуживания и ремонта ПЭВМ АСУ ТП получения смешанного уран-плутониевого топлива и изготовления твэлов и ТВС, подключение их к локальной вычислительной сети химико-технологического отделения, участием в прокладке кабельных трасс локальной вычислительной сети ХТО, проведение технического обслуживания и ремонта сетевого оборудования, обеспечение доступа к корпоративной сети НИИАР и ЛВС РХО участкам получения препарата йод-131 и кобаль-60., участие в проверке технического состояния электронного оборудования, отправке при необходимости на здание * (по согласованию с службой радиационной безопасности).

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду прийти к выводу о подтверждении факта занятости истца при выполнении трудовой функции в спорном периоде на работах с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 милликюри эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ радия 226. У суда нет оснований сомневаться в достоверности представленных ОАО ГНЦ НИИАР документов, подтверждающих занятость истца на указанных видах работ, поскольку все представленные доказательства взаимосвязаны и согласуются между собой и с пояснениями истца.

При таких обстоятельствах суд считает, что период работы истца с 25 сентября 2001 года до 23 мая 2010 года в должности инженера-программиста 2 категории химико-технологического отделения ОАО ГНЦ НИИАР подлежит зачету в специальном стаже истца, дающем право на досрочную трудовую пенсию по старости.

В соответствии с п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку истец проработала на работах с тяжелыми условиями труда 8 лет 7 месяцев 28 дней, то есть более половины установленного срока и имеет продолжительность страхового стажа более 30 лет, трудовая пенсия ей должна быть назначена с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы (полных 8 лет), или на 4 года. Таким образом, учитывая, что по состоянию на 23.05.2008 года истец достигла возраста 51 лет, она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом, исковые требования Абрамовой Н.А. подлежат удовлетворению, ГУ УПФ РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе необходимо обязать включить в специальный стаж истца период ее работы в ОАО ГНЦ НИИАР в качестве инженера-программиста и назначить Абрамовой Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 23.05.2010 г.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Абрамовой Н.В. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе зачесть в специальный стаж Абрамовой Н.В. период ее работы в качестве инженера-программиста химико-технологического отделения ОАО ГНЦ НИИАР с 25.09.2001 года по 22.05.2010 года и обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 23 мая 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения- 14 июня 2011 года.

Судья: С.Н. Орлова

Решение вступило в законную силу 25.06.2011 года