Именем Российской Федерации 14 июня 2011 года г. Димитровград Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Жоровой И.А., при секретаре Витушкиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к некоммерческому партнерству «Организация развития туризма – Вольный ветер» о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, У С Т А Н О В И Л: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области обратилось в суд с указанным иском к некоммерческому партнерству «Организация развития туризма – Вольный ветер», в обоснование своих требований указав, что ответчик зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по Ульяновской области 05 декабря 2006 года, ОГРН 1067300015485, учетный номер 7314030027, порядковый номер 1561. Согласно п.5 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации, в т.ч. по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В нарушение п.3 ст.32 указанного закона, п.2 постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» ответчик не представил в уполномоченный орган Отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов, Уведомление о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, за 2006-2009 годы. В нарушение п.7 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.5 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ответчик в течение трех дней не представил в уполномоченный орган заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» в сведения об адресе (месте нахождения) некоммерческой организации по форме №РН0004. Просил ликвидировать некоммерческое партнерство «Организация развития туризма – Вольный ветер» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц. В судебное заседание представитель истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что до настоящего времени сведения об адресе (месте нахождения) в Управление Министерства юстиции РФ по Ульяновской области не представлены. Отчеты за 2006-2009 г.г. по формам ОН 0001, ОН 0002 предоставлены с нарушением сроков, предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и постановлением Правительства РФ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций». Кроме того, Некоммерческое партнерство «Организация развития туризма – Вольный ветер» не представило в срок до 15 апреля 2011 года в уполномоченный орган отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме №ОН 0001, №)Н 0002 за 2010 год. Указывает, что из заявления К* В,А. от 03 мая 2011 года усматривается, что невыполнение требований законодательства произошло из-за его незнания требований законодательства РФ, однако предупреждение Управления Министерства юстиции РФ по Ульяновской области было вручено Б* Л.М., которая является учредителем (членом) некоммерческого партнерства «Организация развития туризма – Вольный ветер». Также ссылается на то, что в нарушение требований закона печать некоммерческой организации содержит не зарегистрированную в установленном законом порядке эмблему. Настаивает на удовлетворении исковых требований(л.д.89-93). Представитель ответчика некоммерческого партнерства «Организация развития туризма - Вольный ветер» Исаев С.Е,, действующий на основании доверенности от 12 мая 2011 года (л.д.79), в судебном заседании заявленные требования не признал, суду показал, что Некоммерческое партнерство «Организация развития туризма - Вольный ветер» занимается развитием туризма, в основном, путем набора групп подростков и организации соответствующих мероприятий на территории г. Димитровграда и Мелекесского района. Данная организация зарегистрирована 05 декабря 2006 года. С этого времени она осуществляет свою деятельность и является единственной организацией с таким направлением деятельности в г. Димитровграде и Мелекесском районе. Необходимые документы в Управление Министерства юстиции РФ по Ульяновской области ответчиком не предоставлялись в связи с правовой неграмотностью. В налоговую инспекцию вся необходимая отчетность предоставлялась, а о том, что необходимо предоставлять отчеты истцу, ответчик не знал. Организация регулярно оплачивала соответствующие налоги, каких-либо претензий к ответчику со стороны налоговой инспекции не было. Ответчик не знал, что отчеты о деятельности организации также необходимо направлять в Управление Министерства юстиции РФ по Ульяновской области. Письма и предупреждения, копии которых имеются в материалах дела, истец направлял по юридическому адресу ответчика, но он их не получал, так как это связано со спецификой его работы - разъездами директора некоммерческого партнерства во главе групп. Об имеющихся претензиях со стороны истца ответчик узнал лишь из искового заявления, которое получил директор указанной организации по месту своего жительства. В здании, расположенном по юридическому адресу НП «Организация развития туризма - Вольный ветер», находится Комитет по физической культуре и спорту Администрации г. Димитровграда, председателем которого является В*. Ответчик арендует у Комитета помещение. С момента регистрации НП юридический адрес и состав учредителей не менялся. В настоящее время Б* и директор НП К* находятся в туристическом лагере, организованном НП, который расположен за пределами г.Димитровграда, в связи с чем Б* не может явиться в суд для дачи показаний в качестве свидетеля, но с ее слов ему известно, что предупреждение от истца о необходимости получения отчетности она также не получала. Считает, что истец формально подошел к возникшей ситуации и обратился с требованием о ликвидации организации ответчика, применив крайнюю меру. Ответчик исправил имеющиеся ошибки и недочеты: отчеты о деятельности указанной организации за 2006-2010 годы направлены истцу. Печать НП «Организация развития туризма - Вольный ветер» с эмблемой была с момента регистрации некоммерческого партнерства, какие-либо претензии по этому поводу к ответчику не предъявлялись. В настоящее время НП намерено привести печать в соответствие с требованиями законодательства. НП «Организация развития туризма - Вольный ветер» ведет деятельность, предусмотренную ее уставными документами, а не предоставление отчетов о деятельности указанной организации в Управление Министерства юстиции РФ по Ульяновской области является не преднамеренным действием, указанные недостатки ответчик устранил. Просил в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, которым просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что не возражает против удовлетворения иска, поскольку у организации отсутствует задолженность перед бюджетами по налогам и сборам. Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. В соответствии со ст. 61 ч.2 п.2 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Ликвидация некоммерческого партнерства является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В соответствии со ст.32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации (п.1). Некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе: 1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы; 2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; 4) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд (п. 5 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ) Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 7 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ) Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (п. 10 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ). Судом установлено, что 05 декабря 2006 года под регистрационным номером 1067300015485 Управлением Федеральной налоговой службы по Ульяновской области было зарегистрировано некоммерческое партнерство «Организация развития туризма - Вольный ветер». Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.20-23), копией свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации НП «Организация развития туризма – Вольный ветер». Партнерство действует на основании Устава (л.д.10-18), утвержденного протоколом общего собрания учредителей партнерства №1 от 08 ноября 2006 года (л.д.6-9). Указанным протоколом директором некоммерческого партнерства «Организация развития туризма – Вольный ветер» избран К*В.А. В дело представлены предупреждения, направленные 08 апреля 2008 года, 20 октября 2009 года ответчику (л.д.24-26), из которых следует, что директору НП «Организация развития туризма – Вольный ветер» К* В.А. дважды выносились предупреждения в связи с неисполнением требований Федерального закона от 12 января 1996 года №7 «О некоммерческих организациях», а также Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», предлагалось устранить выявленные нарушения законодательства РФ и представить документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. Однако своевременно данные нарушения ответчиком устранены не были. Как следует из материалов дела, предупреждения были направлены по юридическому адресу ответчика: г.Димитровград, пр.А*, * на имя директора НП К* В.А., но корреспонденция фактически вручена ему не была. Судом установлено, что до настоящего времени НП «Организация развития туризма – Вольный ветер» продолжает вести свою деятельность, предусмотренную Уставом, что подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами. Так, из сообщения МОУ ДОД Дом детского творчества «Мелекесский район» следует, что указанное учреждение тесно сотрудничает с НП ОРТ «Вольный ветер», который является партнером в проведении массовых мероприятий в районе. Считают партнерство социально значимым для Мелекесского района (л.д.124). Также в материалах дела имеется письмо отдела образования администрации МО «Мелекесский район», из которого следует, что муниципальное образование тесно сотрудничает с партнерством. НП ОРТ «Вольный ветер» является партнером в проведении массовых мероприятий, таких как организация полевых палаточных лагерей в Мелекесском районе, туристско-краеведческой экспедиции «Край родной», туристско-краеведческой экспедиции «По Закамской оборонительной линии». Также считает партнерство социально значимым для Мелекесского района (л.д.125). Кроме того, в дело представлены копии дипломов о награждении некоммерческого партнерства организации развития туризма «Вольный ветер» за занятые призовые места в областных смотрах конкурсах на лучшую организацию спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в оздоровительных лагерях в 2007 - 2009 г.г.; о награждении учредителей партнерства К* В.А. и Б* Л.М. за весомый вклад в развитие туризма в г.Димитровграде в 2007, 2009 г.г.; за организацию и проведение спортивного этапа городского конкурса «Семья года 2010» (л.д.126-136). Также в дело представлены копии налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2007-2011 г.г., из которых следует, что указанные декларации представлены в Межрайонную ИФНС № 7 по Ульяновской области НП «Организация развития туризма – Вольный ветер» 03 июня 2011 года по телекоммуникационным каналам связи (л.д.109-123). Согласно сообщению ИФНС по Ульяновской области задолженности по налогам у ответчика не имеется. Из материалов дела следует, что в настоящее время НП «Организация развития туризма – Вольный ветер» составлены и направлены в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области отчеты о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов за 2006-2010 годы (форма ОН 0001) и о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2006-2010 годы (л.д.51-76, 101-108). Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиком некоммерческим партнерством «Организация развития туризма – Вольный ветер» устранены допущенные нарушения по непредставлению указанных форм отчетности в регистрирующий орган. То обстоятельство, что ответчик имеет печать, содержащую не зарегистрированную в установленном законом порядке эмблему, не является самостоятельным основанием для ликвидации организации, поскольку такое основание ликвидации юридического лица не предусмотрено действующим законодательством и ответчик не лишен возможности привести печать организации в соответствие с требованиями законодательства. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003г. № 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 ГК РФ указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности ( в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволили суду – с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, -принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе некоммерческое партнерство, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно лишь путем его ликвидации. Оценив представленные суду доказательства, суд считает, что допущенные некоммерческим партнерством нарушения действующего законодательства по своему характеру и их последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой общественной организации, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области о ликвидации некоммерческого партнерства «Организация развития туризма- Вольный ветер» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц надлежит отказать. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области к Некоммерческому партнерству «Организация развития туризма - Вольный ветер» о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения – 20 июня 2011 года. Судья И.А. Жорова Решение вступило в законную силу 01 июля 2011 года.