дело № 2-1253\2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Димитровград 14 июля 2011 года Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи С.Н. Орловой, при секретаре Зангировой Ф.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой М.Н. к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области в г.Димитровграде и Мелекесскому районе, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании стоимости проезда к месту лечения, УСТАНОВИЛ: Истица Макарова М.Н является инвалидом 2 группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Макарова М.Н. обратилась в суд с данным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району. В обоснование иска указала, что в 2011 году ей была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение в санаторий г.Кисловодска. Согласно закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» она имеет право на ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением и право бесплатного поезда до места лечения и обратно. Новым законом «О государственной социальной помощи « №178-ФЗ также сохранено ее право на бесплатный проезд междугородним транспортом к месту лечения и обратно. Этим законом предусмотрено, что одновременно с получением путевки ее должны обеспечить специальными талонами на право получения проездных документов в поезде дальнего следования, автомобильного транспорта к месту лечения и обратно. Ранее указанные талоны им предоставляли, 2 года они самостоятельно приобретают проездные документы на проезд железнодорожным транспортом, которые затем должны сдавать ответчику. В 2011 году ей оплачен проезд только к месту лечения, а проезд от места лечения из г.Кисловодска до г.Димитровграда до места проживания в сумме 3*8 руб.** коп не оплачен, отказ ответчика в возмещении данных расходов мотивирован несоответствием вида поезда, который она использовала. В приказе Минздравсоцразвития РФ № 328 разрешено пользоваться поездами и вагонами всех категории, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности. Из Димитровграда до г.Кисловодска прямых поездов не имеется, также отсутствуют пригородные поезда из г.Димитровграда до г.Самара и г.Ульяновска. Время отправления поездов из Самары и Ульяновска не позволяет им использовать общественный автомобильный транспорт, а стоимость частного автомобильного транспорта им не возмещают. Из города Ульяновска до г.Кисловодска можно доехать только фирменным поездом № 307 Екатеринбург-Кисловодск, который проходит через Ульяновск только по нечетным числам. Письменного ответа об отказе в возмещении стоимости обратного проезда ей ответчик не дал, однако из ответов, полученных М*ым Н.И. и Г*ой Н.В., видно, что им отказано в возмещении расходов на обратный поезд в связи с тем, что они воспользовались фирменным поездом, не разрешенным к использованию. Приказ Минздравсоцразвития несостоятелен и не основан на законах и Конституции РФ. Изменения в законодательстве не должно уменьшать и отменять уже существующие льготы и права. Подзаконный акт, противоречащий закону, не должен применяться. Просила обязать ответчика оплатить ей проезд на железнодорожном транспорте от места лечения г.Кисловодска до г.Ульяновска в сумме 3*8 рубля ** коп., на автобусе в г.Самару в сумме 2*1 рубль, от г.Ульяновска до г.Димитровграда в сумме 1*6,** руб., обязать ответчика решить вопрос о выдаче им спецталонов для приобретения проездных документов. Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство труда и социального развития Ульяновской области. В судебном заседании Макарова М.Н. уточнила исковые требования, просила взыскать с ответчиков расходы по оплате проезда на поезде от Кисловодска до Ульяновска по тарифу скорого пассажирского поезда в сумме 3*4,** руб., на автобусе в г.Самару в сумме 2*1 рубль, от г.Ульяновска до г.Димитровграда в сумме 1*2,** руб. В обоснование иска она дала пояснения, аналогичные изложенному в иске. Представители ответчиков Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесском районе, Министерства труда и социального развития Ултяновской области в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представили письменные отзывы на исковое заявление Макаровой М.Н. Из отзыва ответчиков следует, что действующим законодательством предусмотрены два варианта предоставления социальной услуги по бесплатному проезду на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно: путем оформления проездных документов транспортными организациями, осуществляющими регулярные междугородние перевозки на основании государственных контрактов по предъявлении гражданином специальных талонов или именных направлений, выдаваемых органами социальной защиты населения либо путем возмещения расходов на оплату проездных документов до места лечения и обратно в случае отсутствия государственных контрактов с организациями транспортного обслуживания. В связи с отказом организаций транспортного обслуживания в заключении соответствующих государственных контрактов органы социальной защиты населения Ульяновской области с 1 января 2010 года осуществляют предоставление бесплатного проезда к месту лечения и обратно путем возмещения расходов. В 2011 году действие этой нормы сохраняется. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно которому для следования к месту лечении и обратно граждане вправе воспользоваться железнодорожным транспортом, поездами и вагонами всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности, автомобильным транспортом общего пользования, водным транспортом третьей категории. Указанная норма перенесена в Положение о порядке предоставления бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, проживающим в Ульяновской области, утвержденное постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 года № 61-П. Возмещение затрат по проезду к месту лечения и обратно при следовании граждан на непредусмотренных законодательством видах транспорта не представляется возможным. Выслушав пояснения истицы, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Истица относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на основании п.п.8 ст. 6.1. ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ ( в ред. от 01.07.2011). В соответствии со ст. 6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются и социальные услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии с п.п. 5 ст. 6.3 данного закона, порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, включающего, в том числе, социальные услуги предоставления бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Пунктом 4.1 данного Порядка предусмотрено, что организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом. Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться железнодорожным транспортом (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности), автомобильным транспортом (общего пользования) ( п. 4.2 данного Порядка). Согласно п.4.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, одновременно с получением в территориальных органах Фонда или органах социальной защиты населения санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте. При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта. Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 25.02.2010 N 61-П утвержден Порядок осуществления переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Указанным Постановлением утверждено Положение о порядке предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, проживающих в Ульяновской области. Исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения определен государственным заказчиком по размещению заказа, связанного с предоставлением мер социальной защиты гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и имеющим место жительства в Ульяновской области. Согласно п. 2 вышеуказанного Положения, для следования к месту лечения граждане, при наличии права на получение социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона, вправе воспользоваться железнодорожным транспортом (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности). Для обеспечения предоставления бесплатного проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно Положением предусмотрено заключение исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, с организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные пассажирские перевозки, государственных контрактов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. В случае отсутствия государственных контрактов с транспортными организациями предоставление гражданам бесплатного проезда к месту лечения и обратно осуществляется путем возмещения расходов на оплату проездных документов до места лечения и обратно ( пункт 8 Положения). Из представленного талона к санаторно-курортной путевке № * серия ** видно, что истцу в период с ** марта по ** апреля 2011 года предоставлялась путевка на лечение в санаторно-курортном учреждении ФГБУ Центр восстановительной медицины и реабилитации «Л*» г.Кисловодск. Из проездного билета ** **, Макаровой М.Н. приобретался билет на поезд №* А по маршруту «Самара- Кисловодск» ** марта 2011 года по ( л.д.8). Согласно проездного билета ** **, Макаровой М.Н. приобретен билет на проезд поездом № 307 фирменного класса обслуживания по маршруту «Кисловодск -Ульяновск» ** апреля 2011 года по ( л.д.8). Стоимость билета составила 3*8 руб.коп. Судом установлено, что стоимость проезда истца от места лечения до места жительства ответчиком не возмещалась. Оценивая изложенное, суд находит, что отказ в возмещении истцу затрат на проезд от места лечения не соответствует закону, поскольку истец имеет право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно. В связи с отсутствием государственного контракта с организациями транспортного обслуживания на предоставление инвалидам бесплатного проезда к месту лечения и невозможностью в связи с этим выделения истцу специального талона и именного направления на безденежный проезд ответчик Министерство труда и социального развития Ульяновской области обязано было возместить истцу понесенные затраты на проезд в пределах стоимости билета на проезд тем видом транспорта, который разрешен к использованию в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328. Из сообщения Куйбышевского железнодорожного агентства ОАО «Федеральная пассажирская компания» стоимость проезда по маршруту пассажирского «фирменного» поезда №307 «Урал» по тарифу нефирменного скорого поезда от г.Кисловодска до г.Ульяновска составляет 3*4,** рублей, стоимость комплекта постельного белья ** рублей, страховой сбор ** руб.( л.д. 36,43). Суд также находит, что истец вправе требовать возмещения расходов по оплате проезда от пунктов отправления железнодорожным транспортом до места жительства и обратно, так как законом предусмотрено его право на бесплатный проезд от места жительства и до места лечения и обратно. По обстоятельствам, не зависящим от истца, ему не обеспечивается безденежный проезд на автомобильном транспорте до железнодорожных вокзалов и обратно, в связи с чем для восстановления данного права ответчика надлежит обязать компенсировать стоимость проезда на автомобильном транспорте общего пользования. Согласно справке директора Димитровградского автовокзала стоимость проезда автомобильным общественным транспортом от г.Димитровграда до г.Самара составляет 2*1 рубль, от г Ульяновска до г.Димитровграда -1*2,** рублей. С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность возмещения истцу транспортных расходов по проезду к месту лечения автомобильным транспортом от г.Димитровграда до г.Самара в сумме 2*1 рубль, от места лечения из г.Кисловодск до г.Ульяновска железнодорожным транспортом в сумме 3*4,** руб. (3*4,*+2,3+98) и на автомобильном транспорте от г.Ульяновска до г.Димитровграда в сумме 1*2,* рублей. Обязанность по возмещению указанных расходов следует возложить на Министерство труда и социального развития Ульяновской области на основании п.п. «а» п. 13 Порядка осуществления переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 N 61-П. Таким образом, уточенные исковые требования Макаровой М.Н. подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Макаровой М.Н. удовлетворить. Взыскать с Министерства труда и социального развития Ульяновской области в пользу Макаровой М.Н. расходы по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно в размере 3*8 рублей ** копеек. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения - 19 июля 2011 года. Судья: С.Н. Орлова Решение вступило в законную силу 30.07.2011 года