о признании незаконным решени об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения и понуждении в его назначении, перерасчете пенсии



дело №2-1231\2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Димитровград 19 июля 2011 года

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи С.Н. Орловой при секретаре Зангировой Ф.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдулгазизовой Х.А. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения и понуждении в его назначении, перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истица Абдулгазизова Х.А. обратилась в суд с данным иском к ответчику.

В обоснование иска указала, что родилась в 19** году, в 19** году вступила в зарегистрированный брак с Абдулгазизовым Г.З. После этого их брак и не расторгался, в новый брак она не вступала. ** апреля 198* года супруг Абдулгазизов Гайнулла Зайнагабдинович скончался на территории республики Узбекистан. Он являлся инвалидом 2 группы Великой отечественной войны и получателем пенсии, что подтверждается справкой №* от **.08.2010 г., выданной Внебюджетным пенсионным фондом З*ого района Д*ой области р.Узбекистан.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30.03.2005 г «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан РФ в связи с 60-летием Победы в ВОВ» как вдова ветерана и инвалида ВОВ, она имеет право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за счет Пенсионного фонда РФ, куда она обратилась за назначением данной выплаты, представив справку Внебюджетного пенсионного фонда р.Узбекистан. Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от ** марта 2011 года ей было отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения как вдове ветерана и инвалида ВОВ, а справка не была принята во внимание.

Ей, как пенсионеру, достигшему 80-летнего возраста в соответствии с Указом президента РФ от 26.12.2006 г. «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и постановлением Правительства РФ от 04.06.2006 г. «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам …» положена компенсационная выплата в сумме 1200 руб. ежемесячно. Однако данная льгота была предоставлена ей только с 1 января 2011 года и перерасчет пенсии с учетом указанной выплаты ей не производился.

Просила признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе в назначении ей дополнительного ежемесячного материального обеспечения как вдове инвалида и ветерана ВОВ и обязать ответчика предоставить ей указанную компенсационную выплату, произвести перерасчет пенсии с указанной льготой, а также как пенсионеру, достигшему 80-летнего возраста.

В судебное заседание Абдулгазизова Х.А. не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истицы Абдулгазизов Р.Г., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования и пояснил, что его отец Абдулгазизов Г.З. участвовал в ВОВ, получил осколочное ранение в правую лопатку в 194* году, в связи с ранением был комиссован. Первоначально ему присвоили инвалидность третьей группы вследствие ранения. После этого они проживали в р. Таджикистан. затем переехали в р.Узбекистан. Отец до 198* года сознательно отказывался от пенсии по инвалидности в связи с ее низким размером. Последствия ранения он испытывал всю жизнь, так как у него было ограничено движение в правом плечевом суставе, он не мог поднимать руку. Несмотря на это он работал по своей профессии столяром. В 198* году он решил оформить инвалидность в связи с ранением и затребовал в Военно-медицинском музее справку о ранении. После ее получения ему присвоили инвалидность вследствие ранения, полученного при защите Родины. Он являлся инвалидом ВОВ, получал соответствующие льготы, пользовался бесплатным проездом всеми видами транспорта. В этот период он проживал один в совхозе им. Х* О*ого района Д*ой области р.Узбекистан, а истица проживала и работала в г.Н*. Удостоверение инвалида ВОВ после смерти отца было изъято сотрудниками собеса. У истицы осталось лишь удостоверение участника ВОВ на имя Абдулгазизова Г.З. После издания Указа Президента РФ о компенсационных выплатах вдовам инвалидов ВОВ, истица обратилась за назначением данной выплаты, ей предложили представить справку ВТЭК об инвалидности, связанной с ранением в период пребывания на фронте. на ее неоднократные письменные обращение учреждения р.Узбекистан не отвечали. поэтому в 2010 году он попросил своего земляка. проживающего в г.Димитровград, поехать в г.Д* р.Узбекистан и получить лично справки из Пенсионного фонда и службы ВТЭК. для этого на имя Абдуллаева А.Х. была выдана нотариальная доверенность. Абдуллаев в августе 20** года получил во Внебюджетном пенсионном фонде справку о получении отцом пенсии по инвалидности ВОВ 2 группы. Считает, что истица имеет право на получение компенсационной выплаты как вдова инвалида войны. Кроме того, как лицо, достигшее 80-летнего возраста, истица имеет право на получение компенсации по уходу, которую ответчик должен был назначить истице без заявления.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г.Димитровграде Кудряшова О.М., действующая на основании доверенности, не признала исковые требования и пояснила, что в соответствии с Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, утвержденной постановлением № 69 от 11.10.2000 года, в качестве документа, подтверждающего статус инвалида ВОВ, принимается удостоверение инвалида ВОВ. Документами, подтверждающими данный статус также могут быть справки ВТЭК с указанием в качестве причины инвалидности «ранение (контузия, увечье), полученное в боях при защите СССР ( Родины) «или «заболевание, полученное в период пребывания на фронте2 и другие аналогичные формулировки, связанные с фронтом ( ВОВ). Истица при обращении в УПФ РФ с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения не представила необходимые документы, подтверждающие причины инвалидности ее супруга, поэтому в назначении выплаты ей было отказано. Были произведены запросы в Пенсионный фонд р.Узбекистан с просьбой выслать архивное пенсионное дело Абдулгазизова Г.З., ответы на запросы не получены. Требование о назначении ежемесячно компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами с момента достижения 80-летнего возраста, основано на неверном понимании норм права, поскольку данная выплата назначается на заявительной основе лицам. После представления лицом, осуществляющим уход, заявления с необходимым комплектом компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату. За данной выплатой истица не обращалась. Она является получателем пенсии по старости и ежемесячной денежной выплат, как член семьи погибшего участника ВОВ. По достижении 80-летнего возраста перерасчет размера пенсии (удвоение размера базовой части пенсии) истицы был произведен в автоматическом режиме без истребования дополнительных документов. Просила в иске

отказать.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело истицы, суд находит исковые требования Абдулгазизовой Х.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ** декабря 2010 года Абдулгазизова Х.А. обратилась в ГУ УПФ РФ с заявлением о назначении ей дополнительного ежемесячного материального обеспечения на основании Указа Президента РФ от 30.03.2005 N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов".

Решением ГУ УПФ РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе №* от ** марта 2011 года Абдулгазизовой Х.А. отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в связи с отсутствием необходимых правоустанавливающих документов.

Данное решение ответчика об отказе в назначении истице материального обеспечения как вдове инвалида Великой Отечественной войны ( далее-ВОВ) суд находит обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.в ч.1 Указа Президента РФ от 30.03.2005 N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" с 1 мая 2005 г. установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны - в размере 500 рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2005 г. N 273 утверждены Правила выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

Гражданам Российской Федерации, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается на основании документов, имеющихся в распоряжении органов, осуществляющих назначение и выплату соответствующей пенсии или ежемесячного пожизненного содержания судьи.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии; 2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе.

Таким образом, инвалидами ВОВ признаются лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученного при защите отечества, при исполнении обязанностей военной службы.

По смыслу действующего законодательства именно такая причина инвалидности является основанием для признания лицом инвалидом Великой Отечественной войны.

Из удостоверения серии ** №*, выданного ** января 198* года О*им районным военным комиссариатом Д*ой области, видно, что Абдулгазизов Г.З. являлся участником ВОВ ( л.д.6).

Согласно свидетельству о смерти ** №**, выданному райбюро ЗАГС О*ого района Д*ой области р.Узбекистан, Абдулгазизов Г.З. умер ** апреля 198* года от цирроза печени в с\х Х* О*ого района Д*ой области р.Узбекистан ( л.д.9).

Из представленного суду свидетельства о заключении брака ** №**, выданного ** июня 195* года, следует, что ** мая 19** года Ахметшина Х.А. и Абдулгазизов Г.З. вступили в брак на территории Таджикской ССР. После заключения брака супруге присвоена фамилия Абдулгазизова (л.д.7).

Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 N 69 утверждена Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах".

В соответствии с п.п.2.15 п. 2 Инструкции, права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются в следующем порядке инвалидам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в статье 4 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения инвалида Отечественной войны, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209.

Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании справок учреждений медико - социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности.

В обоснование своего иска Абдулгазизовой Х.А. суду представлена справка о ранении №* от ** апреля 1980 года, выданная архивом Военно-медицинского музея Минобороны СССР, из которой видно, что ** марта 194* года командир отделения * с.п., красноармеец Абдулгазизов Г.З. на фронте ВОВ получил осколочное ранение правой лопаточной области с переломом лопатки и ранением мягких тканей правого плеча, по поводу которого с ** апреля 194* года находился на лечение и ** ноября 194* года выбыл в запас ( л.д.10).

Из копии свидетельства о болезни №* от ** октября 194* года, выданной ** августа 195* года, следует, что Абдулгазизову Г.З. устанавливалась третья группа инвалидности сроком на 3 месяца в связи с заболеванием, связанным с прохождением военной службы и ранением на фронте при защите Родины ( л.д.11).

Доводы истицы и ее представителя об установлении Абдулгазизову Г.З. инвалидности вследствие ранения, полученного на фронте в период военной службы, не может быть принят судом, поскольку имеющимися в деле доказательствами данное обстоятельство не подтверждается.

Ссылка истицы на полученную ее доверенным лицом при личном посещении отделения пенсионного фонда р.Узбекистан справку о том, что Абдулгазизов Г.З. по сведениям всех внебюджетных фондов З*ого района, инвалид 2 группы ВОВ, получал пенсию в размере ** руб.** коп с ** августа 198* года, не может быть принята судом, поскольку причину инвалидности супруга истицы данная справка не подтверждает.

Судом из Внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов р.Узбекистан, в подчинении которого находится служба медико-социальной экспертизы ( прежнее наименование ВТЭК), истребованы сведения об установлении Абдлугазизову Г.З. инвалидности в период с 198* года по 198* г.г. и ее причинах.

Согласно полученной справке Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы Внебюджетного пенсионного фонда при Министерстве финансов Р.Узбекистан, Абдулгазизов Г.З., 192* года рождения в период с 198* по 198* годы проходил освидетельствование в Д*ой межрайонной врачебно-трудовой экспертной комиссии Джизакской области, где ему устанавливалась 2 группа инвалидности по причине общего заболевания сроком на 1 год. Впоследствии он проходил освидетельствование ** октября 198* года в Д*ой межрайонной ВТЭК Д*ой области, где ему установлена 2 группа инвалидности по причине общего заболевания сроком на 1 год, то есть до ** ноября 198* года (л.д.44).

Согласно приложенной к данному сообщению копии протокола заседания Д*ой межрайонной ВТЭК от **.10.198* года Абдулгазизов Г.З. признан нетрудоспособным, ему установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию, в связи с диагнозом хроническая пневмония 2 ст., хр. гепатит с переходом в цирроз ( л.д.45).

У суда не оснований не доверять указанному документу, поскольку он исходит из официального государственного органа, ведающего вопросами установления инвалидности.

Оценивая изложенное, суд находит, что поскольку у супруга истицы Абдулгазизова Г.З. причина инвалидности не связана с заболеванием, полученным в период военной службы, у него не имелось статуса инвалида Великой Отечественной войны, поэтому у истицы не возникло право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ № 363 от 30 марта 2005 года.

Разрешая исковые требования о назначении компенсационной выплаты по уходу в сумме 500 рублей ежемесячно, суд приходит к следующему.

В соответствии с Указом Президента РФ "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" от 26.12.2006 N 1455 установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Согласно п.6 Правил, для назначения компенсационной выплаты в пенсионный орган представляются заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства, а также перечень необходимых документов, в том числе заявление пенсионера о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом.

Решение о назначении компенсационной выплаты принимается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 дней со дня подачи заявлений со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил.

Таким образом, назначение указанной компенсационной выплаты производится пенсионным органом после подачи соответствующего заявления лицом, осуществляющим уход за престарелым гражданином.

Истица либо лицо, осуществляющее за ней уход, за назначением данной компенсационной выплаты в установленном законом порядке в пенсионный орган не обращались, что не оспаривал в судебном заседании представитель истца Абдулгагизов Р.Г.

Из пенсионного дела истицы видно, что ей производился перерасчет пенсии по достижении 80-летнего возраста до 01.01.2002 года в соответствии с действовавшим ранее Законом РФ «О государственных пенсиях в РСФСР». С 01.01.2002 года, после изменений пенсионного законодательства, и по настоящее время, истице выплачивается пенсия по старости с учетом двукратного размера базовой части трудовой пенсии в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Доводы истицы о том, что с достижением 80-летия гражданину начисляется надбавка за уход в сумме 500 руб. при отсутствии лица, осуществляющего уход, не основаны на законе, поскольку в соответствии с вышеприведенным Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ назначение и выплата компенсации по уходу производится на заявительной основе, причем по заявлению лица, осуществляющего уход, с представлением необходимого пакета документов.

Оценивая изложенное, суд находит, что решение пенсионного органа об отказе в назначении истице дополнительного ежемесячного материального обеспечения является правомерным, поскольку законных оснований для данной выплаты не имелось. Кроме того, отсутствуют основания для назначения компенсационной выплаты в сумме 500 руб. и перерасчета пенсии за последние 3 года в связи с данной выплатой. Права истицы Абдулгазизовой Х.А. на пенсионное обеспечение действиями ответчика не нарушены, поэтому в удовлетворении иска Абдулгазизовой Х.А. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Абдулгазизовой Х.А. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения и понуждении в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, перерасчете пенсии с учетом дополнительного ежемесячного материального обеспечения и компенсационной выплаты по уходу отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения- 25 июля 2011 года.

Судья: С.Н. Орлова

Решение вступило в законную силу 05.08.2011 года