дело №2-1400\2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г.Димитровград 26 июля 2011 года Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Орловой С.Н., при секретаре Зангировой Ф.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стогний Н.Е. к Администрации г.Димитровграду, Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда о признании незаконным постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, УСТАНОВИЛ: Истица Стогний Н.Е. обратилась в суд с данным иском к Администрации г.Димитровграда и Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда, указав, что является собственником садового домика, расположенного на земельном участке №** площадью ** кв.м в садоводческом товариществе «Ж*». С целью осуществления своего исключительного права на приватизацию земельного участка она обратилась в Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда с заявлением об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении его в собственность за плату, однако в устной беседе с сотрудниками Комитета по управлению имуществом города ей стало известно о принятии **.02.2011 года Администрацией города постановления №* «Об утверждении схемы расположения земельного участка в 40 метрах северо-восточнее земельного участка №* в с\о «Ж*». Из схемы данного земельного участка, являющейся неотъемлемой частью постановления, видно, что формируемый земельный участок накладывается на земельный участок площадью ** кв.м, необходимый ей для использования своего садового домика. Считает, что данным постановлением нарушены ее права. В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию участок или приобретение права аренды земельный участок имеют граждане и юридические лица-собственники зданий, строений, сооружений. Орган местного самоуправления в месячный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка гражданам и юридическим лицам, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. В письме № ** от **.09.2010 г. Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда сообщил, что земельный участок № *в с\т «Ж*» будет предоставлен ей в установленном порядке после того, как будет предоставлена документация, подтверждающая право собственности на строение, находящееся на земельном участке. Просила признать незаконным и отменить Постановление Администрации г.Димитровграда №* от *.02.2011 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка в 40 метрах северо-восточнее земельного участка №** в с\т «Ж*». В судебное заседание истица не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, ей был необходим земельный участок для садоводства и строительства дачи. В 2010 году в садоводческом товариществе «Ж*» она заметила земельный участок с оврагом и мусором и обратилась к председателю садового товарищества за предоставлением данного участка. На общем собрании ей разрешили очистить участок и пользоваться им. Летом 2010 года она очистила от растительности и мусора земельный участок, засыпала овраг и начала строительство садового домика. Когда строительство еще не было окончено, она обратилась в Комитет по управлению имуществом города с заявлением о предоставлении ей данного земельного участка площадью ** кв.м., необходимого ей для обслуживания домика и садоводства. Размер участка ею был определен произвольно по существующим нормам и огорожен забором. Комитет по управлению имуществом сообщил ей о том, что земельный участок будет ей предоставлен после оформления права на садовый домик. Она обращалась в Администрацию города с заявлением о принятии в эксплуатацию садового домика, но ей рекомендовали обратиться в суд. Решением мирового судьи за ней признано право собственности на садовый домик. После этого она обратилась в ООО «М*н» за межеванием и оформлением землеустроительного дела. После геодезической съемки ей сообщили, что данный земельный участок уже прошел процедуру межевания по заявлению другого лица. С актом о согласовании границ своего участка она обратилась в Комитет по управлению имуществом, с просьбой о предоставлении ей земельного участка №* в с\т «Ж*», однако председатель комитета отказался согласовывать границы земельного участка, так как данный участок готовился к предоставлению Мингалиевой Р.Х. Вновь образованный земельный участок накладывается полностью на земельный участок, необходимый для использования ее садового домика, поэтому просила признать незаконным постановление №** от **.02.2011 года об образовании земельного участка. Представитель истца Богданов А.А., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования и пояснил, что истица имеет исключительное право на земельный участок как собственник садового домика, размещенного на нем. Она обращалась за предоставлением земельного участка. В письме Комитет по управлению имуществом города обещал выделить земельный участок после оформления строения в собственность. Администрация города привлекалась к участию в деле мировым судьей и не возражала против признания право собственности на строение. Решение мирового судьи является законным. Оспариваемым постановлением образован иной земельный участок, границы которого пересекают земельный участок истицы. Представитель Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие по имеющимся доказательствам. Представитель Администрации г.Димитровграда в судебном заседании не признала исковые требования и пояснила, что истица в установленном порядке за предоставлением ей земельного участка для садоводства не обращалась, а обратилась уже после самовольного захвата земельного участка. Она представила Комитету по управлению имуществом вместе с заявлением инвентарную карту на садовый домик, поэтому ей ответили, что земельные участки под строениями предоставляются после представления документов, подтверждающих право на них. В ноябре 2009 года в Администрацию города обратилась Мингалиева Р.Х. с заявлением о предоставлении земельного участка для садоводства, ее заявление прошло всю процедуру оформления, рассматривалось на комиссии по выбору земельных участков, и **.11.2010 года Комиссия согласовала предоставление земельного участка, который был сориентирован как участок в 40 метрах северо-восточнее земельного участка №** в с\т Ж*. В городской газете было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка. Поскольку более никто не претендовал на данный земельный участок, было произведено межевание данного участка по инициативе Мингалиевой Р.Х., вынесено постановление об образовании участка и утверждении схемы его расположения. Участка № ** в с\т Ж*, как объекта прав, не существует. Он образован и захвачен истцом самовольно. Планировалось создание нового садоводческого товарищества, формировались новые земельные участки. Ранее созданные садоводческие товарищества существуют в границах тех земельных участков, которые находятся в пользовании их членов. Захваченный истцом земельный участок является муниципальной собственностью. Председатель садового товарищества не полномочен распоряжаться муниципальными землями. Истица права на земельный участок не имеет, ее право собственности на строение было зарегистрировано позже вынесения оспариваемого постановления. Решение мирового судьи о признании права собственности на садовый домик не вступило в законную силу. Администрация города намерена обратиться с иском о сносе садового домика истицы. Просила в иске Стогний Н.Е. отказать. Третье лицо Мингалиева Р.Х. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель третьего лица Мингалиевой Р.Х. Каштанов Д.С., действующий на основании доверенности, считал исковые требования не подлежащими удовлетворению, в пояснениях присоединился к позиции представителя Администрации г.Димитровграда. Дополнительно указал, что заявлению Мингалиевой Р.Х. восстановлен срок на апелляционное обжалование решения мирового судьи о признании права собственности на садовый домик. Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. Судом установлено, что постановлением Главы Администрации г.Димитровграда от ** февраля 2011 года образован земельный участок площадью ** кв.м. в 40 метрах северо-восточнее земельного участка №** в садоводческом товариществе «Ж*» (земли населенных пунктов), расположенный в кадастровом квартале ** для садоводства, утверждена прилагаемая к постановлению схема расположения земельного участка, установлены ограничения на земельный участок в связи с его нахождением в водоохранной зоне реки Б.Черемшан (л.д. 103). Указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, находится на землях, являющихся муниципальной собственностью. Согласно кадастровой выписке от ** июня 2011 года земельный участок площадью ** кв.м. в 40 метрах северо-восточнее земельного участка №** в садоводческом товариществе «Ж*» поставлен на кадастровый учет ** мая 2011 года, ему присвоен кадастровый номер **( л.д.49). Оценивая оспариваемое истцом постановление администрации г.Димитровграда от **.06.2011 года, суд не находит оснований для признания его незаконным ввиду следующего. В силу п.2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Образованный на основании Постановления Администрации г.Димитровграда №** от **.02.2011 года земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, находится на землях, являющихся муниципальной собственностью. Статьей 11.1 ЗК РФ определено понятие земельного участка, согласно которому земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных в статье 29 настоящего Кодекса случаев. В соответствии со п.4 ст. 11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Процесс образования земельного участка как объекта гражданских прав предшествует предоставлению земельного участка заинтересованному лицу в собственность или аренду. Статьей 34 ЗК РФ определен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Согласно п.1 указанной нормы закона, органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Пунктом 2 ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления, в котором указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании данного заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Решением Городской Думы города Димитровграда от 23.12.2009 г. № 24/315 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении города Димитровграда Ульяновской области, для целей, не связанных со строительством. В силу ст. 2 данного Положения юридические или физические лица, заинтересованные в предоставлении в собственность либо передаче в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в Администрацию города Димитровграда Ульяновской области, в котором указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок. Администрация города после получения заявления передает его в Комитет по управлению имуществом города Димитровграда ( далее- Комитет) как в уполномоченный орган на владение, пользование и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности и (или) в ведении города. Комитет направляет заявление о предоставлении в собственность либо передаче в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, для рассмотрения на заседании Комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов недвижимости, реконструкции и благоустройства существующей застройки и для целей, не связанных со строительством, при Администрации города вопроса о выборе испрашиваемого земельного участка. Решение Комиссии оформляется протоколом. В случае принятия Комиссией положительного решения о выборе испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством, протокол направляется в Комитет, который готовит проект постановления Администрации города об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также обеспечивает информирование жителей города о предстоящем предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, путем официального опубликования информационного сообщения, содержащего сведения о праве, на котором предполагается предоставление земельного участка, местоположении земельного участка, его площади и виде разрешенного использования. В соответствии с п. 7, 8 Положения лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, вправе подать заявление о предоставлении соответствующего земельного участка в собственность или аренду в Администрацию города в течение 14 календарных дней со дня официального опубликования информационного сообщения о предстоящем представлении земельного участка. В случае, если по результатам официального опубликования информационного сообщения о предстоящем представлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявлений от заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц не поступило, Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что **.11.2009 года в Администрацию г.Димитровграда обратилась Мингалиева Р.Х. с заявлением о предоставлении ей земельного участка ориентировочной площадью ** кв.м вдоль реки Б. Черемшан ( в садовом обществе «Х* рядом с садовым обществом «Л*) ( л.д.46). **.12.2009 года для уточнения намерений по вопросу предоставления земельного участка в садовом обществе «Х*» для садоводства Мингалиева Р.Х. была приглашена в МУП «ГИЦ» ( л.д.47). Из показаний допрошенного судом свидетеля Н*а Р.И. видно, что в декабре 2009 года вместе работником МУ «Управление архитектуры и градостроительства» был произведен выход на местность с целью выбора земельного участка для садоводства на месте. Аналогичные заявления Мингалиевой Р.Х. повторно поступили в Администрацию г.Димитровграда ** мая 2010 года и **.10.2010 г. Из сообщения Администрации города от ** июня 2010 года №* следует, что Мингалиева Р.Х. учтена в списке граждан, нуждающихся в предоставлении садоводческих участков. Выделение земельного участка для садоводства будет произведено после утверждения данного списка граждан в порядке, определенном ст.ст.13-14 ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ( л.д.45). Согласно выписке из протокола №** заседания комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов недвижимости, реконструкции и благоустройства существующей застройки и для целей, не связанных со строительством при Администрации г.Димитровграда, **.11.2010 г. на заседании комиссии согласован вопрос предоставления земельного участка №* в садоводческом товариществе, расположенном восточнее земельного участка садоводческого товарищества «Ж*» (согласно утвержденной схеме расположения земельного участка вновь формируемого садоводческого товарищества, расположенного восточнее земельного участка садоводческого товарищества «Ж*») Мингалиевой Р.Х. для садоводства ( л.д.100). ** января 2011 года в городской газете «Димитровград» опубликовано сообщение о возможном или предстоящем предоставлении 4 земельных участков рядом с с\т «Ж*», в том числе земельного участка ориентировочной площадью ** кв.м. в 40 метрах северо-восточнее земельного участка №* в садоводческом товариществе «Ж*» для садоводства. Установлен двухнедельный срок для обращения заинтересованных лиц с заявлениями о предоставлении данных земельных участков ( л.д.69). Земельный участок в настоящее время сформирован, на основании заявления Мингалиевой Р.Х. изготовлено землеустроительное дело. Истица Стогний Н.Е. обратилась в Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда ** сентября 2010 года с заявлением о предоставлении ей земельного участка №* в с\т «Ж*». К заявлению приложила инвентаризационную карточку на садовый домик от **.08.2010 г., согласно которой на земельном участке по фактическому пользованию находился незавершенный строительством 1-этажный садовый домик площадью 34 кв.м, год постройки- 19** ( л.д.96-97), а также уведомление Управления Росреестра Ульяновской области об отсутствии сведений о земельном участке в Государственном кадастре недвижимости ( л.д.95). ** октября 2010 года Стогний Н.Е. обратилась в Администрацию города с заявлением о выдаче разрешения на строительство или принятии в эксплуатацию построенного садового домика в с\т «Ж*» №* ( л.д.98). Согласно ответам Комитета по управлению имуществом города и Администрации города, Стогний Н.Е. рекомендовано обратиться в суд с целью приобретения права собственности на самовольное строение. ** января 2011 года Стогний Н.Е. обратилась к мировому судье судебного участка №6 г.Димитровграда с иском о признании права собственности на самовольное строение. Решением мирового судьи судебного участка № 6 г.Димитровграда от ** февраля 2011 года за Стогний Н.Е. признано право собственности на самовольно возведенный садовый домик, расположенный на земельном участке площадью ** кв.м. в садоводческом товариществе «Ж*» г.Димитровграда. Право собственности Стогний Н.Е. на указанный садовый домик было зарегистрировано в ЕГРП ** марта 2011 года на основании решения мирового судьи судебного участка №6 г.Димитровграда от **.02.2011 года (л.д.8, 31). Из инвентаризационной карточки на садовый домик по состоянию на ** декабря 2010 года видно, что на огражденном земельном участке площадью ** кв.м находится 1 этажный садовый домик площадью ** кв.м. В настоящее время решение мирового судьи в связи с восстановлением процессуального срока на подачу апелляционной жалобы Мингалиевой Р.Х. не вступило в законную силу. Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцом постановление вынесено с соблюдением установленного законом порядка и в пределах полномочий, предусмотренных законом. Доводы истца о нарушении ее прав данным постановлением нельзя признать обоснованными, поскольку в период его разработки и на день вынесения, ** февраля 2011 года, у истицы не имелось каких-либо законных прав как на строение садового домика, так и на образованный истцом самовольно земельный участок площадью ** кв.м., расположенный вокруг строения. В судебном заседании было установлено, что при образовании земельного участка соблюдены требования, установленные законом для вновь образуемых путем выдела из муниципальных земель земельных участков ( ст. 11.9 ЗК РФ). Доводы истца о наложении границ образованного земельного участка на границы необходимого ей земельного участка несостоятельны, поскольку какого-либо иного участка, как объекта гражданских прав, не существует. Истица в момент самовольного занятия земельного участка членом садоводческого товарищества не являлась. Разрешение председателя садоводческого товарищества «Ж*» на засыпку оврага и возделывание сельхозпродуктов не является законным основанием для начала использования земельного участка, поскольку исключительное право распоряжения муниципальными землями имеется у его собственника, от имени которого действует Администрация г.Димитровграда, а распоряжение муниципальными земельными участками не относится к компетенции органов управления садоводческими товариществами. Из постановления Главы г.Димитровграда от **.01.1994 года №**, кадастровой выписки на земельный участок следует, что у садоводческого товарищества «Ж*» на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок площадью ** кв.м. В силу ч.4 ст. 20 ЗК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками не предполагает возможность лиц, обладающих земельными участками на данном праве, распоряжаться этими земельными участками. Доводы истицы о преимуществе ее прав в связи с нахождением на земельном участке принадлежащего ей строения, не могут быть приняты судом, поскольку на момент принятия решения об образовании земельного участка никаких законно созданных строений не имелось. Последующая государственная регистрация права собственности истицы на садовый домик не имеет юридического значения, поскольку она состоялась на основании судебного акта, принятого без учета оспариваемого акта и после его принятия, кроме того, в настоящее время указанный судебный акт является не вступившим в законную силу. Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что признание права собственности на самовольную постройку не свидетельствует о невозможности оспаривания заинтересованным лицом в последующем права собственности на это имущество по иным основаниям. Обращение истицы в Комитет **.09.2010 года за предоставлением ей земельного участка №** состоялся с нарушением установленной законом процедуры, так как к указанному моменту истица фактически осуществила самовольное строительство на занятом ею земельном участке. Ссылка истца на письмо Комитета о предоставлении земельного участка после регистрации права на строение как на основание использования земельного участка несостоятельна, поскольку для его получения истцом представлялись несоответствующие действительности сведения о наличии на земельном участке строения, возведенного в 19** году, тогда как фактически садовый домик был построен ею в августе 2010 года, что истицей в судебном заседании не оспаривалось. Оценив изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у истицы прав на земельный участок под возведенным ею объектом самовольного строительства, поэтому каких-либо преимуществ в отношении данного участка у истца на момент вынесения оспариваемого постановления не имелось. В связи с этим, в результате произведенного Администрацией города образования участка права и законные интересы истца не нарушены. Оснований для признания незаконным постановления Администрации г.Димитровграда №** от **.02.2011 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка в 40 метрах северо-восточнее земельного участка №** в садоводческом товариществе «Ж*» не имеется, в удовлетворении иска Стогний Н.Е. следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Стогний Н.Е. к Администрации г.Димитровграду, Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда о признании незаконным постановления Администрации г.Димитровграда №** от **.02.2011 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка в 40 метрах северо-восточнее земельного участка №** в садоводческом товариществе «Ж*» отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения – 1 августа 2011 года. Судья С.Н. Орлова Решение вступило в законную силу 12.08.2011 года.