Дело № 2-1517/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 августа 2011 года г. Димитровград Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А., с участием помощника прокурора г. Димитровграда Душковой К.Б., при секретаре Кузнецовой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Димитровграда, заявленному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Окна» о признании бездействия незаконным и понуждении к проведению аттестации рабочих мест, понуждении к организации проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными производственными факторами, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Димитровграда обратился в суд с указанным иском в защиту прав и интересов неопределенного округа лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Окна», в обоснование исковых требований указав, что прокуратурой г. Димитровграда проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в деятельности ответчика. ООО «Окна» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда в нарушение требований действующего законодательства об охране труда – ст. 212 ТК РФ. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Частью 3 ст. 213 ТК РФ определено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры, порядок их проведения, определяются нормативными правовыми актами, утвержденными в порядке, установленном Правительством РФ. В соответствии с п. 3.3 Порядка проведения предварительных и периодических медицинском осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее Порядок), периодические медицинские осмотры должны производиться не реже чем один раз в два года. Согласно п. 7 Порядка, для проведения медицинских осмотров работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров. В ООО «Окна» работает водитель, который в соответствии с требованиями ст. 213 ТК РФ и Перечня должен проходить предварительные и периодические медицинские осмотры. В результате проверки, установлено, что ООО «Окна» нарушены вышеуказанные требования ст. 213 ТК РФ, медицинские осмотры в установленном порядке не проходят, договор с медицинской организацией на проведение медицинских осмотров руководство не заключало. В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить и организовать проведение в установленных случаях медицинских осмотров, проведение аттестации рабочих мест. Прокурор просил признать незаконным бездействие ООО «Окна» по не проведению аттестации, а также по не обеспечению проведения обязательных и предварительных и периодических медицинских работников ООО «Окна» занятых на вредных работах и работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, обязать ООО «Окна» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда; организовать проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, занятых на вредных работах и работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Помощник прокурора г. Димитровграда Душкова К.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам, просила удовлетворить исковые требования. Представитель ответчика ООО «Окна», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении дела не просил, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Каких-либо возражений по иску суду от ответчика не поступило. Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что ООО «Окна» является юридическим лицом, запись о нем внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, ООО «Окна» постановлено на учет в налоговом органе **.12.20**г., что подтверждается свидетельствами о внесении в ЕГРЮЛ, о постановке на учет в налоговом органе. Из Устава ООО «ДУС» следует, что основными видами деятельности являются, производство стекольных, столярных, плотнических работ, строительство зданий и сооружений, монтаж инженерного оборудования и др. В материалах дела имеется список сотрудников ООО «Окна», являющихся работниками указанной организации, следовательно, ООО «Окна» по отношению к своим работникам выступает в качестве работодателя. Таким образом, отношения между ООО «Окна» и его работниками должны регулироваться трудовым законодательством, в частности, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. В силу ст. 209 Трудового кодекса РФ под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Судом установлено, что аттестация рабочих мест в ООО «Окна» не проведена. Доказательств обратного ответчик суду не представил. Обязанность по проведению аттестации рабочих мест регламентирована Трудовым кодексом РФ, вступившим в действие с 01.02.2002г. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от № 569 от 31.08.2007г. и введен в действие с 01.09.2008г., поэтому ООО «Окна» в нарушение требований законодательства об охране труда бездействует, поскольку до настоящего времени не организовало и не провело аттестацию рабочих мест. В силу п. 1 Порядка проведения аттестации предусмотрено, что аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Таким образом, исковые требования прокурора г. Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. Следует признать бездействие ООО «Окна» по не проведению аттестации рабочих мест незаконным и обязать ответчика организовать проведение аттестации в срок до 30.11.2011г. Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований). В соответствии с ч. 1 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Частью 3 ст. 213 ТК РФ определено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры, порядок их проведения, определяются нормативными правовыми актами, утвержденными в порядке, установленном Правительством РФ. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004г. № 83 утверждены Порядок проведения предварительных и периодических медицинском осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Приложение №3); Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение №2). Согласно п.17 Перечня, к работам, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, помимо прочих, относятся работы по непосредственному управлению транспортными средствами. Согласно п.2 Порядка предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе. В соответствии с п. 3.3 Порядка Периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся с целью: - динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска; - выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов; - своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников. Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года. Лица, не достигшие возраста 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно. Согласно п. 7 Порядка, для проведения медицинских осмотров работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров. Материалами дела подтверждается, что в ООО «Окна» работают директор, водитель, следовательно, ответчик обязан обеспечить соблюдение требований трудового законодательства по организации медицинских осмотров. Доказательств, подтверждающих надлежащее соблюдение требований трудового законодательства об организации и проведении медицинских осмотров в установленном законом порядке, суду ответчиком не представлено. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о правомерности требований прокурора, соответственно исковые требования прокурора г. Димитровграда в этой части также подлежат удовлетворению, следует признать незаконным бездействие ООО «Окна» по не обеспечению проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными производственными факторами; а также обязать ООО «Окна» организовать проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными производственными факторами, в срок до 31.12.2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Димитровграда, заявленному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Окна» о признании бездействия незаконным и понуждении к проведению аттестации рабочих мест, понуждении к организации проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными производственными факторами, удовлетворить. Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Окна» по не проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Окна» организовать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до 30 ноября 2011 года. Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Окна» по не обеспечению проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными производственными факторами. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Окна» организовать проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и работах с вредными производственными факторами, в срок до 31 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи кассационных жалоб, кассационного представления через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме – 9 августа 2011 года. Судья Н.А. Пулькина Решение суда вступило в законную силу 20.08.2011 года.