о признании бездействия незаконным



Дело № 2-1667/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2011 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Володиной Л.А.,

при секретаре Манаховой Е.Н.,

с участием прокурора Душковой К.Б.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Димитровграда, Комитету по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г.Димитровграда, Открытому акционерному обществу "Государственный научный центр "Научно-исследовательский институт атомных реакторов" о признании бездействия незаконным, понуждении к установке дорожных знаков,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с настоящим иском, в обоснование исковых требований указал, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения в деятельности Администрации г.Димитровграда и его отраслевого (функционального) органа Комитета по жилищно-­коммунальному комплексу и строительству (далее по тексту - Комитет по ЖКК и С) выявлены следующие нарушения.

Установлено, что на территории города Димитровграда на железнодорожном переезде принадлежащем ОАО «ГНЦ НИИАР», расположенном южнее жилого дома по ул.* д.*, отсутствует дорожный знак 1.2. «Железнодорожный переезд без шлагбаума». Кроме того, на железнодорожном переезде, принадлежащем ОАО «ГНЦ НИИАР», расположенном западнее пожарного депо по ул.* д.*, отсутствуют дорожный знак 1.1. «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», а также световая и звуковая сигнализация.

В соответствии с требованиями ГОСТ 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» знаки сервиса 1.1. «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», а также 1.2. «Железнодорожный переезд без шлагбаума» применяются для информирования участников движения о соответствующих объектах.

Согласно П.5.2.5. ГОСТ Р 52289-2004 знаки 1.1 "Железнодорожный переезд со шлагбаумом" и 1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума" устанавливают перед всеми железнодорожными переездами, соответственно оборудованными или не оборудованными шлагбаумами. Знаки дублируют на дорогах с двумя или более полосами для движения в одном направлении, а на дорогах с одной полосой, если расстояние видимости переезда вне населенных пунктов менее 300 м, а в населенных пунктах - менее 100 м.

Статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со СТ.21 указанного закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В силу П.5 ч.l СТ.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и cт.l3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по содержанию дорог, находящихся в их ведении.

На основании П.5 ст.6 Устава муниципального образования «Город Димитровград» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности - относится к вопросам местного значения города.

В соответствии с п.3 пп.2 ст. 42 Устава муниципального образования «Город Димитровград» к полномочиям Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству относятся организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 2 части 3 статьи 43 Устава города Димитровграда, принятого решением Совета депутатов города от 14.05.2008 NQ 74/946, к полномочиям Комитета по ЖКК и С относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 4 раздела 4 Положения о порядке использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в городе Димитровграде, утвержденного решением Совета депутатов города от 26.03.2008 NQ 69/890 функции по организации дорожной деятельности осуществляет Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации города.

Согласно ч.2 ст.21 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

Таким образом, непринятие мер к установлению Администрацией города, Комитетом по ЖКК и С, а также ОАО «ГНЦ НИИАР» дорожных знаков 1.1. «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», а также 1.2. «Железнодорожный переезд без шлагбаума», а также отсутствием звуковой сигнализации нарушает права и законные интересы граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Просил признать бездействие администрации г.Димитровграда, Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству, а также ОАО «ГНЦ НИИАР» по не установке дорожного знака 1.2. «Железнодорожный переезд без шлагбаума» на железнодорожном переезде южнее жилого дома по ул.* д.*, а также по не установке дорожного знака 1.1. «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и звуковой сигнализации на железнодорожном переезде западнее пожарного депо по ул.* д.* незаконным.

Также просил обязать Администрацию г.Димитровграда, Комитет по жилищно-коммунальному комплексу, а также ОАО «ГНЦ НИИАР» установить дорожный знак 1.2. «Железнодорожный переезд без шлагбаума» на железнодорожном переезде южнее жилого дома по ул.Гоголя д.23, а также дорожный знак 1.1. «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», звуковую сигнализацию на железнодорожном переезде западнее пожарного депо по ул.* д.*.

В судебном заседании прокурор Душкова К.Б. от требований к ГНЦ НИИАР о понуждении к установке звуковой сигнализации на железнодорожном переезде южнее дома № * по ул.* г.Димитровграда отказалась в связи с тем, что ответчик добровольно исполнил указанную обязанность, производство по делу в этой части было прекращено.

В остальной части прокурор Душкова К.Б. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г.Димитровграда Большаков А.Н. исковые требования не признал, указав, что установка дорожных знаков относится к дорожной деятельности, обязанность ведения которой возложена на отраслевой комитет администрации г.Димитровграда ЖККиС, именно этот орган в структуре органов местного самоуправления должен отвечать за правильную установку дорожных знаков, а потому администрация города не возражает против возложения обязанности по установке дорожных знаков на ЖККиС.

Представитель ответчика Комитета по ЖККиС Фахриев А.И. в судебном заседании исковые требования в части понуждения к установке дорожных знаков признал, указав, что Комитет выступает муниципальным заказчиком по размещению заказа на установку дорожных знаков на железнодорожных переездах, просил установить срок исполнения указанной обязанности до 1 октября 2011 года.

Представитель ответчика ОАО "ГНЦ НИИАР" Кирюхин С.В. исковые требования в части установки дорожных знаков не признал, пояснив, что указанная обязанность на владельца железнодорожных путей не распространяется, у ОАО "ГНЦ НИИАР" имеется лишь обязанность по содержанию самого переезда. Просил в этой части в удовлетворении иска к данному ответчику отказать.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск частично обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечении безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 12 данного закона установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 21 указанного закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В силу п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 13Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по содержанию дорог, находящихся в их ведении.

Судом установлено, что указанные в иске железнодорожные переезды принадлежат ОАО "ГНЦ НИИАР", этого не отрицал судебном заседании представитель указанного ответчика.

Факт отсутствия на указанных переездах дорожных знаков 1.1 и 1.2 не оспаривается ответчиками.

Доводы прокурора о нарушении ответчиками законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения суд находит обоснованными. В результате бездействия ответчиков нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения, поскольку создается реальная угроза для жизни и здоровья неопределенного круга людей.

Понуждение к совершению действий, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, создающих угрозу нарушения чужого права на здоровье и жизнь граждан согласно ст. 12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав. Возможное наступление в будущем вредоносного результата является достаточным основанием для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований.

Из пояснений представителя ответчика Комитета ЖККиС следует, что автомобильные дороги, через которые проложены указанные в иске железнодорожные пути, являются муниципальной собственностью. Данный объект закреплен на праве оперативного управления за Комитетом по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации города.

На основании вышеизложенного суд полагает, что исковые требования прокурором г.Димитровграда заявлены в порядке ст.45 ГПК РФ и подлежат удовлетворению, что будет соответствовать как интересам неопределенного круга граждан, так и интересам Российской Федерации, а поскольку судом установлено, что указанные в иске автомобильные дороги находятся в муниципальной собственности и закреплена на праве оперативного управления за Комитетом по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации города Димитровграда, обязанность по установке дорожных знаков 1.1 и 1.2 на указанных переездах следует возложить на Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации города Димитровграда.

Поскольку в соответствии с п.п.2 п.3 ст.42 Устава муниципального образования "Город Димитровград" организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Комитета ЖККС, спорная дорога находится в ведении указанного комитета, в удовлетворении исковых требований, заявленных к Администрации г.Димитровграда и к остальным ответчикам суд считает необходимым отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации г.Димитровграда, Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г.Димитровграда в части неустановления дорожного знака 1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума" на железнодорожном переезде южнее жилого дома № * по ул.* г.Димитровграда, по неустановке дорожного знака 1.1 "Железнодорожный переезд со шлагбаумом" на железнодорожном переезде западнее пожарного депо по ул.* * г.Димитровграда.

Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества "Государственный научный центр "Научно-исследовательский институт атомных реакторов" по неустановке звуковой сигнализации на железнодорожном переезде западнее пожарного депо по ул.Жуковского 5 г.Димитровграда.

Обязать Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г.Димитровграда установить дорожный знак 1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума" на железнодорожном переезде южнее жилого дома № * по ул.* г.Димитровграда и дорожный знак 1.1 "Железнодорожный переезд со шлагбаумом" на железнодорожном переезде западнее пожарного депо по ул.* * г.Димитровграда в срок до 1 октября 2011 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора г.Димитровграда отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения – 23 августа 2011 года – в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд.

Судья Володина Л.А.

Решение вступило в законную силу 03.09.2011 года

.