О признании бездействия незаконным, понуждении к принятию мер по госудасртвенной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок



Дело №2-1964/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2011 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Лапиной А.В., с участием прокурора Душковой К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом города Димитровграда о признании бездействия незаконным, понуждении к принятию мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с названным, указав в обоснование своих требований на то, что по результатам проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в сфере кадастровой деятельности, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, прокуратурой города Димитровграда выявлены нарушения такого законодательства, заключающиеся в бездействии Комитета по управлению имуществом города Димитровграда, как отраслевого (функционального) органа Администрации города Димитровграда, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками на территории города Димитровграда, по государственной регистрации установленных ограничений на земельные участки. Исходя из ч.1 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно п.1 ч.1 этой же статьи могут устанавливаться ограничения прав на землю, в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Как указано в ст.52 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указанные ограничения вводятся в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Одним из водных объектов, расположенных в границах города Димитровграда, на которых соответственно должны устанавливаться водоохранные зоны, является река Большой Черемшан. В соответствии с ч.3 ст.56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю, в том числе устанавливаются актами исполнительных органов местного самоуправления. На основании приведенных норм, постановления Администрации города Димитровграда от 30 декабря 2009 года, действующего и в настоящее время, на земельный участок, примыкающий с западной стороны к земельному участку по ул.* в г.Димитровграде установлено ограничение, поскольку участок находится в зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. В соответствии с ч.6 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Абзацем 2 ч.2 ст.13 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Во исполнение приведенных требований вышеназванного постановления Администрации города на Комитет по управлению имуществом города Димитровграда, как на отраслевой (функциональный) орган Администрации города Димитровграда, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками на территории города Димитровграда, возложена обязанность осуществить государственную регистрацию ограничений на указанный земельный участок в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Вместе с тем, согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка, примыкающего с западной стороны к земельному участку по ул.* ограничения (обременения) до настоящего времени не зарегистрированы в установленном порядке, что является нарушением ч.6 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации и абзаца 2 ч.2 ст.13 Федерального закона от 21 июля 1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Воспользовавшись данным бездействием Комитета по управлению имуществом города Димитровграда пользователи указанного земельного участка могут использовать его для целей, запрещенных ст.65 Водного кодекса Российской Федерации, что со своей стороны может повлечь загрязнение, засорение, заиление и истощения водного объекта – реки Мелекесска, и как следствие нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц – водопользователей такого водного объекта. Прокурор просил признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом города Димитровграда по непринятию мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок, примыкающий с западной стороны к земельному участку по ул.* в г.Димитровграде, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и обязать Комитет по управлению имуществом города Димитровграда принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок, примыкающий с западной стороны к земельному участку по ул.* в г.Димитровграде, как на земельный участок, находящейся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора г.Димитровграда Душкова К.Б. исковые требования поддержала, дав суду пояснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета по имеющимся доказательствам. Дополнительно сообщает, что в настоящее время земельный участок, расположенный в г.Димитровграде, примыкающий с западной стороны к земельному участку по ул.* снят с кадастрового учета, в связи с чем исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку невозможно осуществить государственную регистрацию ограничений на земельный участок, примыкающий с западной стороны к земельному участку по ул.* г.Димитровграда.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Андреева Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, возражений по иску не представила.

Заслушав помощника прокурора Душкову К.Б., исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Согласно п.1 ч.1 этой же статьи могут устанавливаться ограничения прав на землю, в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Согласно ст.52 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указанные ограничения вводятся в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с ч.3 ст.56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю, в том числе устанавливаются актами исполнительных органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.6 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Абзацем 2 ч.2 ст.13 Федерального закона от 21 июля 1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.

Судом установлено, что земельный участок, примыкающий с западной стороны к земельному участку по ул.* в г.Димитровграде расположен в водоохраной зоне реки Мелекесска, которая является одним из водных объектов, расположенных в границах города и на которых должны устанавливаться водоохранные зоны.

Из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации г.Димитровграда от 30 декабря 2009 года №* предоставлен в аренду Андреевой Л.А. до 01 декабря 2010 года земельный участок площадью * кв.м, примыкающий с западной стороны к земельному участку по ул.* г.Димитровградаи в отношении него установлено ограничение, т.к. он находится в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. Комитету по управлению имуществом поручено осуществить государственную регистрацию ограничений на данный земельный участок (л.д.6).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09 августа 2011 года (л.д.5) права на объект недвижимого имущества - земельный участок, примыкающий с западной стороны к земельному участку по ул.* г.Димитровграда не зарегистрированы, и соответственно, не зарегистрированы обременения (ограничения) на земельный участок в связи с нахождением указанного земельного участка в водоохранной зоне.

Таким образом, поскольку законом обязанность по регистрации ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством возложена на органы местного самоуправления и должна быть инициирована ими, суд считает, что ответчиком должна быть осуществлена регистрация обременения земельного участка, примыкающего с западной стороны к земельному участку по ул.* в г.Димитровграде.

Однако как следует из приведенных выше сведений о правах на данный земельный участок, до настоящего времени государственная регистрация ограничений (обременений) на земельный участок, примыкающий с западной стороны к земельному участку по ул.* в г.Димитровграде ответчиком не осуществлена, а потому суд считает, что ответчиком допущено незаконное бездействие, заключающиеся в непринятии мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок, примыкающий с западной стороны к земельному участку по ул.* в г.Димитровграде Ульяновской области, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. Для устранения нарушений прав и законных интересов неограниченного круга лиц следует обязать Комитет по управлению имуществом г. Димитровграда принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на указанный земельный участок.

Доводы ответчика о том, что земельный участок снят с кадастрового учета, в связи с чем не может быть осуществлена регистрация ограничений (обременений) на него, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку постановление администрации г.Димитровграда от 30 декабря 2009 года №* не отменено, отсутствие у земельного участка кадастрового номера не лишает ответчика возможности зарегистрировать указанные обременения в установленном законом порядке при присвоении земельному участку кадастрового номера.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г.Димитровграда в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом города Димитровграда по непринятию мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок, примыкающий с западной стороны к земельному участку по ул.* в г.Димитровграде Ульяновской области площадью * кв.м., находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Обязать Комитет по управлению имуществом города Димитровграда принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок, примыкающий с западной стороны к земельному участку по ул.* в г.Димитровграде Ульяновской области площадью * кв.м., находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней.

Судья О.П. Кочергаева

Решение вступило в законную силу 01.11.2011г.