Дело 2-2232/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Димитровградский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Варовой С.А., при секретаре ФИО1, с участием прокурора ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении к принятию мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> обратился в суд с названным иском к Комитету по управлению имуществом <адрес>, указав в обоснование своих требований, что по результатам проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в сфере кадастровой деятельности, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, прокуратурой <адрес> выявлены нарушения такого законодательства, заключающиеся в бездействии Комитета по управлению имуществом <адрес>, как отраслевого (функционального) органа Администрации <адрес>, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками на территории <адрес>, по государственной регистрации установленных ограничений на земельные участки. Исходя из части 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно пункту 1 части 1 этой же статьи могут устанавливаться ограничения прав на землю, в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Как указано в статье 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указанные ограничения вводятся в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Одним из водных объектов, расположенных в границах <адрес>, на берегах которых должны устанавливаться водоохранные зоны, является река Мелекесска. В соответствии с частью 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю, в том числе устанавливаются актами исполнительных органов местного самоуправления. На основании приведенных норм, постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на земельный участок № * в ГСК «А*» в <адрес> установлено ограничение, т.к. участок находится в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. В соответствии с частью 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Абзацем вторым части 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Во исполнение приведенных требований постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № на Комитет по управлению имуществом <адрес>, как на отраслевой (функциональный) орган Администрации <адрес>, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками на территории <адрес>, возложена обязанность осуществить государственную регистрацию ограничений на земельный участок № * в ГСК «А*» в <адрес>. Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка № * в ГСК «А*» в <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ в реестре отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на него, в т.ч. ограничений (обременений) на него. Отсутствие государственной регистрации установленных ограничений (обременений) на такой земельный участок является нарушением частью 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации и абзаца второго части 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Воспользовавшись данным бездействием Комитета по управлению имуществом <адрес>, пользователи указанного земельного участка могут использовать земельный участок для целей, запрещенных статьей 65 Водного кодекса РФ, что со своей стороны может повлечь загрязнение, засорение, заиление и истощения водного объекта – река Мелекесска, и как следствие нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц – водопользователей такого водного объекта. С учетом изложенного, настоящее заявление подано в интересах неопределенного круга – водопользователей водного объекта река Мелекесска. Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно информации Комитета по управлению имуществом города от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок № * в ГСК «А*» в <адрес> предоставлен в собственность ФИО4 Просит: признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом <адрес>, заключающиеся в непринятии мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок № * в ГСК «А*» в <адрес>, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации; обязать Комитет по управлению имуществом <адрес> принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок № * в ГСК «А*» в <адрес>, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 исковые требования поддержал, дав суду пояснения аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета, сообщив, что в настоящее время Комитетом по управлению имуществом <адрес> готовится документация для регистрации указанных в исковом заявлении ограничений. Третье лицо ФИО4 извещенная надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, возражений по иску не представила. Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Согласно п. 1 ч. 1 этой же статьи могут устанавливаться ограничения прав на землю, в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Согласно ст.52 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указанные ограничения вводятся в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с ч.1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В соответствии с частью 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю, в том числе устанавливаются актами исполнительных органов местного самоуправления. В соответствии с частью 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Абзацем вторым части 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Судом установлено, что земельный участок № * в ГСК «А*» в <адрес> находится в водоохраной зоне реки Мелекесска, которая является одним из водных объектов, расположенных в границах города и на которых должны устанавливаться водоохранные зоны. Согласно уведомлений Димитровградского отдела УФСГРКК по <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка № * в ГСК «А*» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в реестре отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на него, в т.ч. ограничений (обременений) на него. Таким образом, поскольку законом обязанность по регистрации ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством возложена на органы местного самоуправления и должна быть инициирована ими, суд считает, что Администрацией <адрес> должна быть осуществлена регистрация обременения земельного участка № * в ГСК «А*» в <адрес>. Согласно постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и информации Комитета по управлению имуществом города от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок № * в ГСК «А*» в <адрес> предоставлен в собственность ФИО4 по договору купли-продажи Однако, как следует из приведенных выше сведений о правах на данный земельный участок, до настоящего времени государственная регистрация ограничений (обременений) на указанный земельный участок не осуществлена ответчиком. А потому суд считает, что ответчиком допущено незаконное бездействие, заключающееся в непринятии мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок № * в ГСК «А*» <адрес>, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. Для устранения нарушений прав и законных интересов неограниченного круга лиц следует обязать Комитет по управлению имуществом <адрес> принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок № * в ГСК «А*» в <адрес>, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом <адрес>, заключающееся в непринятии мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок № * в ГСК «А*» в <адрес>, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. Обязать Комитет по управлению имуществом <адрес> принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок № * в ГСК «А*» в <адрес>, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения- ДД.ММ.ГГГГ. Судья С.А.Варова ДД.ММ.ГГГГ решение вступило в законную силу.