о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости



дело № 2-2383\2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

8 ноября 2011 года                                                                г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Орловой С.Н., при секретаре Зангировой Ф.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прытковой С.А. к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) РФ в г. Димитровграде и Мелекесском районе о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

                                                 У С Т А Н О В И Л:

Прыткова С.А. обратилась в суд с данным иском к Управлению пенсионного фонда РФ в г. Димитровграде и Мелекесском районе (далее УПФ (ГУ) РФ). В обоснование иска указала, что 05.05.2011 года она обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по пп.1 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №* от 04.08.2011 года в назначении пенсии ей отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В ее специальный стаж не был включен период работы в ГНЦ НИИАР с 04.11.2003 г. по 04.05.2011 г. Считает данное решение ответчика незаконным и необоснованным, поскольку факт ее работы с особо вредными условиями труда за указанный период подтверждается записью в трудовой книжке №**, льготно-уточняющей справкой, картой аттестации рабочего места и иными доказательствами.

Просила обязать ответчика включить в ее специальный стаж период ее работы с 04.11.2003 г. по 04.05.2011 г. и назначить ей пенсию с момента возникновения права с 05.05.2011 года.

В судебном заседании истец Прыткова С.А. исковые требования поддержала, и пояснила, что работает ** реакторной установки **. В ее обязанности входит уборка помещений здания реакторной установки, дезактивация оборудования в помещениях. На реакторной установке постоянно осуществляются работы, реактор используется для получения электрической энергии. Условия ее труда являются вредными, в связи с чем ей работодателем предоставляется специальное питание, удлиненный ежегодный отпуск, осуществляется доплата к заработной плате. Считает, что в течение необходимого периода осуществляла работу, дающую право на досрочное пенсионное обеспечение, просила об удовлетворении ее иска.

В судебное заседание представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве ответчик исковые требования не признал, указав, что в соответствии с позицией 12417000-1754в Списка №1 от 1991 г. правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются рабочие и руководители, занятые дезактивацией оборудования, помещений и материалов, загрязненных радиоактивными веществами на промышленном атомном реакторе. Согласно заявленной позиции Списка №1 в разделе 17 предусмотрены «работы по дезактивации и обеспыливанию спецодежды и оборудования в санпропускниках (душевых) на предприятиях и производствах, перечисленных в подразделах…6 – работа на промышленных атомных реакторах..». Однако поскольку РУ ** исследовательская ядерная установка, а занятость по указанной позиции Списка в льготно-уточняющей справке предполагает работу именно в производстве радиоактивных веществ либо на промышленном атомном реакторе, полагают, что характер выполняемой работы не соответствует позиции Списка. Большую часть рабочего времени 61% истица была занята на работах с нормальными условиями труда и только 1,76% годового рабочего времени на работах с радиационно-опасными условиями труда. В связи с изложенным, просили отказать в удовлетворении иска (л.д.65-67).

Представители ОАО «ГНЦ НИИАР» Тутарова В.Л. в судебном заседании считала исковые требования Прытковой С.А. подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве работодателя истицы.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Прытковой С.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что Прыткова С.А., **.03.196* г. р, с 04.11.03г. по настоящее время работает в ОАО «ГНЦ НИИАР» в качестве ** реакторной установки **, что подтверждается копией приказа о приеме на работу (л.д.13), записью в трудовой книжке (л.д.5-8).

В соответствии с подп.1 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.01г. трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 этого закона (женщинам ранее 55 лет), назначается женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали на работах с вредными условиями труда не менее 7 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 15 лет. В случае, если женщины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 закона, на один год за каждый полный год такой работы.

Согласно п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 ст.27, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.91г. №10 утвержден «Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях».

Согласно разделу XXIV (код позиции 12417000-1754В) Списка № 1 от 1991 года, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются рабочие и руководители, занятые дезактивацией помещений и материалов, загрязненных радиоактивными веществами.

Истица Прыткова С.А родилась **.03.196** года, на момент обращения за назначением пенсии (05.05.2011г.) ей исполнилось ** лет, в связи с чем досрочная пенсия ей могла быть назначена при наличии льготного стажа продолжительностью не менее 7 лет.6 мес.

05.05.2011 г. Прыткова С.А. обратилась в УПФ (ГУ) РФ в г.Димитровграде с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп.1 ч.1 ст.27 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ (ГУ) РФ в г. Димитровграде от 04.08.2011 г. №* в назначении пенсии Прытковой С.А. было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В решении указано, что основным условием предоставления пенсионных льгот по позиция 12417000-1754в Списка №1, раздел XХIV, подраздел 17 является занятость работника непосредственно на дезактивации оборудования, помещений и материалов, загрязненных радиоактивными веществами на промышленном атомном реакторе. Представленные документы, не подтверждают занятость Прытковой С.А. на вышеуказанных работах (л.д.9-10).

Решение ответчика об исключении из специального стажа истца периода работы в должности ** РУ **, суд находит необоснованным. Доводы ответчика о неподтвержденности полной занятости истца на работах с вредными условиями труда неубедительны и опровергаются представленными истцом доказательствами.

Факт занятости истца на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, подтверждается льготно-уточняющей справкой ОАО ГНЦ НИИАР и также следующими доказательствами.

Как следует из информации об индивидуальных эффективных дозах облучения Прытковой МС.А. за период с 4 квартала 2003 года по 3 квартал 2011 года эффективная доза облучения составила 26,65 мЗв (л.д.23).

Из представленных суду документов - должностной инструкции уборщика производственных помещений группы подготовки производства РУ * от **.05.2008 года, положения о группе подготовки производства реакторной установки ** от **.05.2008 г., санитарно-эпидемиологических заключений от **.09.2009 года, положения о реакторной установке ** от **.11.2009 года, следует, что должностные обязанности ** направлены на обеспечение проведения безопасной эксплуатации и ремонта оборудования РУ **, выполнение работ по сбору, сортировке и отправке радиоактивных отходов на захоронение, обеспечение санитарно-гигиенических условий труда при производстве эксплуатационных и ремонтных работ службами механика, электрика, ТАИ, службой эксплуатации реактора.

Указанное обстоятельство также подтверждается представленным в суд допусками на проведение радиационно-опасной работы за 2007 – 2011 гг. (л.д.50-63).

В соответствии с требованиями п.5.1.1 НП -033-01 эксплуатирующая организация должна разработать организационную структуру, учитывающую количество и специфику реакторов и предусматривающую в числе производственного персонала работников, обеспечивающих и поддерживающих необходимые условия эксплуатации исследовательской реакторной установки РУ **.

Под эксплуатацией реактора понимается деятельность, направленная на достижение безопасным образом цели, для которой сооружалась исследовательская ядерная установка (ИЯУ), включая набор критической массы, работу на заданной мощности и т.д., а так же техническое обслуживание, ремонт и другая, связанная с этим деятельность. При обращении с радиоактивными веществами, техническом обслуживании, ремонте и другой связанной с этим деятельностью возможно загрязнение поверхностей, спецодежды и оборудования выше допустимых уровней, установленных НРБ-99.

Из представленной суду копии карты аттестации №** рабочего места ** ОАО «ГНЦ НИИАР» следует, что по общей оценке условий труда это рабочее место относится к вредным, с предоставлением дополнительного отпуска 24 дня, продолжительностью рабочей недели 36 часов, по льготному пенсионному обеспечению относится к разделу ХХIV Списка №1, раздела 17 (работы по дезактивации и обеспыливанию спецодежды и оборудования, в санпропускниках (душевых), должности 12417000-1754в.

Доводы ответчика о том, что данная реакторная установка является исследовательской, а не промышленной, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Так, согласно паспорта №* исследовательского реактора *, технологическая схема установки реактора позволяет проводить выработку электрической и тепловой энергии для потребителей.

Из приложения к акту №* по результатам мероприятий по контролю от **.07.2004 года видно, что реакторная установка * (ИР *) представляет собой опытную установку с исследовательским корпусным кипящим реактором, предназначенную для выработки электроэнергии, тепла и проведения исследовательских работ (л.д.101-109).

Согласно договору поставки электрической энергии №* от **.03.2009 года, заключенной между ОАО «ГНЦ НИИАР» и ООО «С*» с приложениями (л.д.70-90), а также паспорта №* исследовательского реактора * (л.д.91-94) и пояснительной запиской к нему, * в том числе производит выработку электрической и тепловой энергии для потребителей.

Из пояснений представителя третьего лица Тутаровой В.Л., подтвержденных вышеприведенными доказательствами, следует, что РУ * является единственной реакторной установкой, используемой ГНЦ в промышленных целях для выработки электроэнергии, поставляемой в единую энергосистему Ульяновской области.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Прыткова С.А. постоянно занята на работах по дезактивации оборудования, помещений и материалов, загрязненных радиоактивными веществами на промышленном атомном реакторе, а поэтому период ее работы в качестве ** РУ * ОАО «ГНЦ НИИАР» с 04.11.2003. г. по 04.05.2011г. подлежал включению в специальный стаж на соответствующих видах работ.

Поскольку на момент обращения за назначением пенсии истица достигла возраста ** лет, ее стаж на соответствующих видах работ составил 7 лет 6 мес., она имела право на досрочное назначение пенсии по старости с понижением возраста, а потому исковые требования Прытковой С.А. подлежат удовлетворению. Ответчика следует обязать назначить истцу досрочную трудовую пенсию с 05.05.2011г. в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прытковой С.А. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда (Государственное учреждение) РФ в г. Димитровграде и Мелекесском районе включить в специальный стаж Прытковой С.А. период ее работы с 4 ноября 2003 года по 4 мая 2011 года в качестве ** реакторной установки * ОАО «ГНЦ НИИАР» г. Димитровграда и назначить е досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 5 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения – т.е. 14 ноября 2011 года.

Судья С.Н. Орлова

Решение вступило в законную силу 25.11.2011 года.