Дело № 2-2229/2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 ноября 2011 года г. Димитровград Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А., при секретаре Гурьяновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карандаевой Т.Д. к Администрации г. Димитровграда, Комитету по управлению имуществом г. Димитровграда о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, понуждении к предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке, УСТАНОВИЛ: Истец Карандаева Т.Д. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Администрации г.Димитровграда о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, понуждении к предоставлению земельного участка. В обоснование иска Карандаева Т.Д. указала, что на основании ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» она имеет право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке. Она обратилась в Администрацию города Димитровграда с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного в г. Димитровграде по ул. Т***. На его обращение поступил ответ, что испрашиваемый земельный участок будет предоставляться многодетным семьям. Считает отказ Администрации города Димитровграда незаконным, поскольку согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» она имеет право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке. Указанный земельный участок не изъят из оборота, не зарезервирован и не ограничен в обороте. Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований для отказа. В соответствии со ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» просит признать незаконным отказ Администрации г.Димитровграда в предоставлении земельного участка, расположенного в г. Димитровграде по ул. Т*** и обязать Администрацию г.Димитровграда предоставить ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «г. Димитровград». Судом к участию в деле в качестве ответчика был привлечен Комитет по управлению имущества г. Димитровграда. В судебное заседание истец Карандаева Т.Д. не явилась, заявлением просила рассмотреть дело в её отсутствие. В судебном заседании представитель истца Панкратова Н.Ю., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, подержала уточненные исковые требования по изложенным доводам, дополнительно пояснив, что Карандаева Т.Д. зарегистрирована и проживает в р.п. Н***, пер. Ш**, *6. В доме также проживает её муж, двое сыновей, которые зарегистрированы в доме, и сноха – без регистрации. Дом и земельный участок находится в общей долевой собственности Карандаевой Т.Д. Участок в г. Димитровграде истцу необходим, так как в городе проживает её больная мать, которая нуждается в уходе. Считает, что независимо от нуждаемости истцу должен быть предоставлен земельный участок. Представитель Администрации г.Димитровграда Большаков А.Н., действующий на основании доверенности от 11.01.2011г., исковые требования Карандаевой Т.Д. не признал, суду пояснил, что решением Комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов недвижимости, реконструкции и благоустройства существующей застройки и для целей, не связанных со строительством для индивидуального жилищного строительства, предварительно согласован вопрос о выборе земельного участка для индивидуального жилищного строительства по ул. Т*** для граждан, родивших либо усыновивших (удочеривших) после 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих. Истец под указанную выше категорию многодетных граждан не подпадает. Что касается предоставления другого земельного участка на территории г. Димитровграда, считает, что законных оснований для этого не имеется, поскольку истцом не доказана нуждаемость в жилье. Представитель Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец Карандаева Т.Д., **.03.19** г.р., является инвалидом * группы, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается копией справки от **.**.2011г. МСЭ-2011 № *****. 20.09.2011г. Карандаева Т.Д. обратилась с письменным заявлением на имя главы Администрации г.Димитровграда о предоставлении земельного участка по ул. Т*** в г. Димитровграде для индивидуального жилищного строительства, так как она является инвалидом * группы. Ответом от 26.09.2011г. истцу было сообщено, что её заявление о предоставлении земельного участка рассмотрено, земельные участки по запрашиваемому адресу были согласованы Комиссией по выбору земельных участков для предоставления в собственность гражданам, родившим либо усыновившим (удочерившим) после 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей, под индивидуальное жилищное строительство. Оснований считать данный отказ Администрации г. Димитровграда незаконным у суда не имеется, поскольку истец не относится к указанной категории граждан. Разрешая требование Карандаевой Т.Д. о предоставлении ей в первоочередном порядке земельного участка на территории г. Димитровграда, суд исходит из следующего. Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. К числу таких гарантий относится и положение ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Положения статьи 17 указанного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий. В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996г. № 901, на учет принимаются и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Анализируя содержание указанных законоположений, суд приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов. Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий. Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, содержатся в ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Согласно ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Как следует из сообщений Администрации МО «Мелекесский район», Администрации поселения МО «Новомайнское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, Карандаева Т.Д. на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий не состоит. Согласно п.1, п.2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно п.4, п.5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ была установлена учетная норма площади жилого помещения в Новомайнском городском поселении в размере 12 кв.м общей площади. Согласно справке ф.8, выданной Новомайнским городским поселением Мелекеского района Ульяновской области, на регистрационном учете в жилом помещении, расположенном в р.п. Н***, пер. Ш**, *, состоят и проживают Карандаева Т.Д., К*** А.Н., К** Д.А., К* Е.А. Из правоустанавливающих документов на жилое помещение следует, что общая площадь указанной жилого помещения составляет 85,60 кв.м. Как следует из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.10.2011г., истцу Карандаевой Т.Д. на праве собственности принадлежит ***/1000 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный в р.п. Н***, пер. Ш**, *. Исходя из размера общей площади жилого помещения – 85,60 кв.м., и количества проживающих в жилом помещении лиц, уровень обеспеченности жильем Карандаевой Т.Д. соблюден. Таким образом, доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий истцом суду не представлено. Учитывая, изложенное, суд приходит к выводу, что законных оснований для предоставления истцу земельного участка в г.Димитровграде не имеется, в удовлетворении исковых требований Карандаевой Т.Д. следует отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Карандаевой Т.Д. к Администрации г. Димитровграда, Комитету по управлению имуществом г. Димитровграда о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, понуждении к предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи кассационных жалоб через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме – 14 ноября 2011 года. Судья Н.А. Пулькина Решение суда вступило в законную силу 25.11.2011 года.