о понуждении оформить охранное обязательство на объект культурного наследия



2-1375\2011 год.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2011 года. г.Димитровград.

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атамановой Т.П. при секретаре Сараевой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Ульяновской области по культурному наследию к Сиразетдинову Ш.С., Сиразетдиновой А.А., Сиразетдинову И.Ш. о понуждении оформить охранное обязательство на объект культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Комитет Ульяновской области по культурному наследию обратился в суд с названным иском к ответчикам Сиразетдиновым, указав в обоснование своих требований, что в ходе осуществления контроля за соблюдением законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия Комитетом Ульяновской области по культурному наследию (далее - Комитет) установлены нарушения требований Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» выразившиеся в части не оформления охранного обязательства на объект культурного наследия, находящегося в собственности Сиразетдиновой А.А., Сиразетдинова Ш.С., Сиразетдинова И.Ш.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ), предметами регулирования настоящего федерального закона являются, в том числе особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества.

В соответствии с п. 2 ст.48 Закона № 73-ФЗ, особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия определяются настоящим законом, гражданским законодательством РФ, градостроительным законодательством РФ, земельным законодательством РФ.

Согласно п.3 ст.48 Закона № 73-ФЗ, собственник объекта культурного наследия несёт бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, с учётом требования вышеупомянутого Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Согласно п.4 ст.48 Закона № 73-ФЗ, при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), иные обеспечивающие его сохранность требования.

Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 № 959-р здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, ул.*, д.*является выявленным объектом культурного наследия (памятником истории и культуры)- «Усадьба городская. Дом», кон. XIX в.

Согласно Договору о передаче жилых помещений в собственность от * № *, Сиразетдинова А.А., Сиразетдинов И.Ш., Сиразетдинов Ш.С., являются собственниками части жилых помещений (82/1000 доли дома каждый), дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.*, *-*.

До настоящего времени, собственниками названного объекта культурного наследия (памятником истории и культуры) охранное обязательство в Комитете не оформлено.

Таким образом, бездействие ответчиков и невыполнение ими своих обязанностей собственника объекта культурного наследия, предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» по своевременному оформлению охранных документов и выполнению необходимых работ по его сохранению могут повлечь причинение вреда и впоследствии привести к разрушению данного памятника истории и культуры.

Просят обязать Сиразетдинову А.А., Сиразетдинова Ш.С., Сиразетдинова И.Ш. оформить в установленном порядке в Комитете Ульяновской области по культурному наследию охранное обязательство собственника объекта культурного наследия в отношении выявленного объекта культурного наследия «Усадьба городская. Дом», кон. XIX в., расположенного по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.*, *-*.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, дав суду пояснения, аналогичные изложенным в иске. Просит иск удовлетворить.

Ответчики Сиразетдинов Ш.С. и Сиразетдинов И.Ш. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Ответчица Сиразетдинова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что она и члены её семьи в * года, действительно заключили договор приватизации доли в жилом доме по ул.*-* г.Димитровграда. Ими было написано заявление об оформлении охранного обязательства на данное имущество, так как оно является объектом культурного наследия. Однако, после того, как они ознакомились с обязанностями, которые на них возлагались охранным обязательством, а это практически капитальный ремонт дома для того, что бы поддержать его в том же состоянии, в котором он должен быть как объект культурного наследия, что по стоимости составляет несколько миллионов рублей, которых их семья не имеет, они отказались подписывать охранные обязательства. Договор приватизации жилого помещения по ул.*-* они не регистрировали, собственниками его они не стали. В настоящее время они обратились в Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда с заявлением о расторжении данного договора, так как не желают иметь в собственности жилое помещение, обремененное таким объемом обязанностей для них по охранному обязательству. Просит в иске отказать.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 48 ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется:

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;

местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В случае принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра охранное обязательство собственника объекта культурного наследия прекращает свое действие со дня вступления в силу такого решения.

Из анализа указанной нормы закона следует, что обязанность по оформлению охранного обязательства лежит на собственнике объекта культурного наследия.

Судом установлено, что ответчики Сиразетдиновы * года заключили с Комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда договор о передаче в собственность жилых помещений, расположенных по адресу г.Димитровград, ул.*- *. Каждому из ответчиков было передано в общую долевую собственность по 82\1000 доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение (л.д.29).

Распоряжением Главы Администрации Ульяновской области № 959-р от 29.07.1999 года был утвержден перечень вновь выявленных памятников истории и культуры (л.д.24). Из представленного списка памятников архитектуры, зарегистрированных в Министерстве культуры.(л.д.25-27) следует, что усадьба городская кон.Х1Х века, расположенная по ул.*-* является объектом культурного наследия.

В связи с осуществлением ответчиками Сиразетдиновыми приватизации жилого дома по ул.*-* Комитетом Ульяновской области по культурному наследию были подготовлены охранные обязательства от 20.12.2010 года для подписания ответчиками (л.д.51-71). Однако, данные обязательства ответчиками не были подписаны, а потому они не были оформлены в установленном законом порядке.

Из пояснений ответчицы Сиразетдиновой А.А. следует, что в связи с тем, что указанными охранными обязательствами на них налагались обязанности по содержанию объекта культурного наследия, которые требовали значительных материальных затрат, они не согласились их оформлять. В дальнейшем, они не стали оформлять и регистрацию права собственности на приватизированный объект культурного наследия- жилой дом по ул.*-*, и обратились в КУИ г.Димитровграда с заявлением о расторжении договора приватизации.

Данные пояснения ответчицы Сиразетдиновой А.А. подтверждаются сообщением КУИ г.Димитровграда от 12.07.2011 года (л.д.47) из которого следует, что договор № * от * года, заключенный между Комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда и Сиразетдиновым Ш.С., Сиразетдиновой А.А. и Сиразетдиновым И.Ш. о передаче в собственность 246\1000 долей жилого дома, расположенного в г.Димитровграде по ул.*- * не прошел государственную регистрацию в соответствии со ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним». Таким образом, он является недействительным.

В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним». От 21.07.1997 года № 122-ФЗ, права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в ЕГРП.

Таким образом, право собственности на объект культурного наследия жилой дом по ул.*-* г.Димитровграда, могло возникнуть у ответчиков только с момента государственной регистрации договора приватизации жилых помещений от *года. Однако, как указано выше, такой регистрации произведено не было, а потому ответчики не являются собственниками объекта культурного наследия, и на них не лежит обязанность оформления охранного обязательства по данному объекту культурного наследия, расположенному в г.Димитровграде по ул.*-*.

Доводы представителя истца о том, что ответчики должны оформить охранное обязательство как пользователи жилого помещения, находящегося по адресу г.Димитровград, ул.*-*, суд находит несостоятельными, так как законом данная обязанность возложена, как указано выше, именно на собственника, а не на пользователя объектом культурного наследия, который обязан пользоваться данным объектом в пределах ограничений, установленных охранным обязательством для собственника объекта культурного наследия.

А потому суд считает, что в удовлетворении исковых требований Комитета Ульяновской области по культурному наследию к Сиразетдинову Ш.С., Сиразетдиновой А.А., Сиразетдинову И.Ш. о понуждении оформить охранное обязательство на объект культурного наследия, расположенный по адресу Ульяновская область, г.Димитровград, ул.*, д. № *, отказать.

Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Комитета Ульяновской области по культурному наследию к Сиразетдинову Ш.С., Сиразетдиновой А.А., Сиразетдинову И.Ш. о понуждении оформить охранное обязательство на объект культурного наследия, расположенный по адресу Ульяновская область, г.Димитровград, ул.*, д. № *, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения, 19 июля 2011 года.

Судья: Т.П.Атаманова.

Решение вступило в законную силу 30.07.2011 г.