дело №2-1496\2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 17 августа 2011 года г. Димитровград Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи С.Н. Орловой, при секретаре Зангировой Ф.А., с участием прокурора Душковой К.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Димитровграда, Комитету по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г. Димитровграда о признании бездействия незаконным, понуждении в ликвидации свалки бытовых отходов, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Димитровграда обратился в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование иска указал, что по результатам прокурорской проверки соблюдения экологического законодательства в деятельности Администрации г. Димитровграда и его отраслевого (функционального) органа - Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству выявлены нарушения. Установлено, что на местности, расположенной в границах муниципального образования южнее мясокомбината ОАО «Д*» по ул.К*, ** г.Димитровграда, зафиксировано множество несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов, порубочных остатков, дров и высохших ветвей деревьев. Несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде, приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки. Территория муниципального образования подлежит регулярной очистке от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны. Организация сбора, вывоза и утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа. Ответчики обязаны принять меры по организации вывоза, утилизации отходов и ликвидировать несанкционированную свалку отходов с указанной территории, которая создает пожароопасную ситуацию, наносит вред окружающей среде и нарушает благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность. Просил признать незаконным бездействие Администрации г. Димитровграда и Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству по не ликвидации свалки отходов на участке южнее мясокомбината ОАО «Д*» по ул.К*, ** г.Димитровграда и обязать ответчиков ликвидировать свалку (л.д.4). В судебном заседании помощник прокурора Душкова К.Б. поддержала исковые требования о понуждении в ликвидации свалки отходов, уточнила местонахождение указанной свалки- восточнее железнодорожной ветки и земельного участка по ул.Б*, ** и в 300 метрах северо-западнее земельного участка по ул.О*, ** г.Димитровграда, пояснила, что указанная территория находится в границах городского округа МО «г.Димитровграда», в пределах которого Администрации города осуществляет полномочия органа местного самоуправления и решает вопросы местного значения. В обоснование иска дала суду пояснения, аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика Администрации г. Димитровграда в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в заявлении указал о несогласии с иском в связи с передачей полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на отраслевой орган-Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации города. Представитель ответчика Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации г. Димитровграда (далее-Комитет) Дунаев М.Ю., действующий на основании доверенности от 11.01.2011 года, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов осуществляются Комитетом на территории города Димитровграда. Территория города разграничена по правам собственности на земельные участки- на участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам на праве собственности, аренды, оперативного управления или хозяйственного ведения. Эти лица в силу ст. 13 ЗК РФ обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от захламления отходами производства и потребления и от загрязнения. Комитет осуществляет эти полномочия в отношения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Земельный участок, на котором находится свалка, относится к землям государственного лесного фонда. Ст.81 Лесного кодекса РФ установлен порядок организации и осуществления федерального государственного надзора за использование, охраной, защитой и воспроизводством лесов в виде государственного лесного надзора. В соответствии с Приказом Рослесхоза от 24.10.1994 N 224 "Об утверждении Инструкции по организации и проведению государственными органами Управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации" к компетенции отдела Минприроды Ульяновской области в Мелекесском лесничестве относится контроль за соблюдением требований законодательства по охране лесного фонда от захламленности и загрязнения промышленными, коммунально-бытовыми выбросами, отходами, сточными водами, а также от заболачивания, затопления и подтопления. Задачами отдела является организация использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда, входящих в территорию лесничества, а к функциям отдела относится передача лесных участков в аренду или пользование, продажа и перевод из земель лесного фонда в земли иных категорий. Поскольку полномочия по очистке от мусора земель, находящихся в федеральной собственности, не входит в компетенцию Комитета, просил в иске прокурору отказать. Представитель ответчика Фахриев А.И., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, присоединился к позиции Дунаева М.Ю. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Из сообщения начальника Димитровградской дистанции пути филиала ОАО «РЖД» Куйбышевской железной дороги от 10.06.2011 года следует, что на перегоне Рассвет-Димитровград на ** км пк6 по левой стороне, в черте г.Димитровграда, на участке демонтированной ветки мясокомбината имеется несанкционированная свалка порубочных остатков, дров, бытового мусора, возникает угроза пожарной безопасности ( л.д.5). Представленными фотографиями подтверждается наличие многочисленной свалки отходов не земельном участке вблизи железнодорожной ветки ( л.д.6-8). В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. В соответствии с положениями п.24 ч.1 ст.16 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 года «О принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.п.23 ч.1 ст.6 Устава г. Димитровграда, принятого решением Совета депутатов г. Димитровград №74/946 от 14.05.2008 года, к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа. В соответствии с решением Совета депутатов г. Димитровграда Ульяновской области от 30.08.2006 года №35/422 «Об утверждении Правил благоустройства г. Димитровграда» контроль за производством работ и восстановлением элементов благоустройства независимо от их категории производится администрацией города, Комитетом по жилищно-коммунальному комплексу и строительству администрации города, организациями - заказчиками, предприятиями и организациями, эксплуатирующими здания, сооружения, коммуникации (включая дороги), и иные объекты благоустройства. В связи с возникновением спора о месте размещения свалки бытовых отходов, судом Муниципальному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства города Димитровграда» было поручено определить территориальную принадлежность земельного участка с несанкционированной свалкой отходов. Согласно сообщению МУ «Управление архитектуры и градостроительства» №* от **.08.2011 г. свалка расположена на земельном участке восточнее железнодорожной ветки и земельного участка по ул.Б*, ** и в 300 метрах северо-западнее земельного участка по ул.О*, ** г.Димитровграда и согласно генеральному плану города Димитровграда вышеуказанная территории относится к землям лесного фонда, находится за городской чертой в границах городского округа муниципального образования «Город Димитровград» ( л.д.27). Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что Администрация г. Димитровграда в лице Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г. Димитровграда обязана была производить уборку территорий, расположенных в пределах городского округа и не допускать возникновения на данной территории несанкционированных свалок. Доводы представителя ответчиков об отсутствии обязанности по ликвидации свалки в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельный участок, на котором размещена свалка мусора, суд считает несостоятельными ввиду следующего. Из сообщения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области следует, то земельный участок на 982 км перегона Рассвет-Димитровград не относится к землям лесного фонда. Часть земельного участка восточнее железнодорожной ветки и земельного участка по ул.Б*, ** и в 300 метрах северо-западнее земельного участка по ул.О*,** г.Димитровграда, занятого свалкой относится к землям лесного фонда Мелекесского лесничества, находящихся в собственности РФ. Этот земельный участок не находится в оперативном управлении. хозяйственном ведении Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и его территориальных подразделений. Таким образом, в судебном заседании установлено, что часть земельного участка с расположенной на нем свалкой не относится к землям государственного лесного фонда, при этом данный земельный участок не находится в чьем либо пользовании, владении, является местом общего пользования и находится в границах городского округа муниципального образования «Город Димитровград», в пределах которого орган местного самоуправления решает вопросы местного значения. В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса РФ в границах населенных пунктов располагаются городские леса. Согласно Уставу города Димитровграда - муниципальное образование город Димитровград (по тексту Устава- город) - городской округ, в границах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет, выборные и иные органы местного самоуправления. Территорию города составляют земли в пределах границы города независимо от форм собственности и целевого назначения. То обстоятельство, что на участке имеется лесная растительность, не освобождает орган местного самоуправления от обязанностей обеспечения благоприятной окружающей среды для горожан и создания условий, препятствующих возникновению пожароопасных ситуаций, в том числе путем своевременной уборки лесов городского округа от бытовых и промышленных отходов. Суд полагает, что при решении вопроса о лице, обязанном устранять свалку отходов, следует исходить из территориальной принадлежности земель, на котором размещена свалка, поэтому в связи с ее расположением с границах городского округа, ответственность за не ликвидацию свалки должна быть возложена на орган местного самоуправления города Димитровграда. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.п.1.5 п.1 ч.2 Положения о Комитете по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г. Димитровграда Ульяновской области, задачами Комитета являются организация сбора, вывоза, утилизации и переработка бытовых и промышленных отходов (л.д.24-29). Доводы представителя ответчика о необходимости возложения ответственности за образовавшуюся свалку на Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и его отдел в Мелекесском лесничестве несостоятельны, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области», утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 16.12.2008 N 512-П и Положении о территориальных органах Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области", утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 18.12.2008 N 514-П указанные органы обладают контрольными и надзорными полномочиями в области лесных отношений, в круг их полномочий не входит организация уборки и очистки участков леса на территории городского округа муниципального образования. Оценивая изложенное, учитывая, свалка мусора располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находящегося в границах городского округа, не предоставлен кому-либо во владение или пользование, суд находит, что орган местного самоуправления в лице своего отраслевого органа-Комитета обязан был осуществлять контроль и своевременно принять меры к устранению несанкционированной свалки, поэтому бездействие ответчика является незаконным. С учетом изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, Ответчика Администрацию города в лице его специализированного отраслевого органа Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г.Димитровграда, следует обязать совершить действия по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории городского округа восточнее железнодорожной ветки и земельного участка по ул.Б*, ** и в 300 метрах северо-западнее земельного участка по ул.О*, ** г.Димитровграда. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Димитровграда удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации г. Димитровграда и Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г. Димитровграда, выразившееся в не ликвидации свалки отходов на территории восточнее железнодорожной ветки и земельного участка по ул.Б*, ** и в 300 метрах северо-западнее земельного участка по ул.О*, ** г.Димитровграда. Обязать Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г. Димитровграда ликвидировать свалку отходов на территории, восточнее железнодорожной ветки и земельного участка по ул.Б*, ** и в 300 метрах северо-западнее земельного участка по ул.О*,** г.Димитровграда Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения – 22 августа 2011 года. Судья: С.Н. Орлова Решение вступило в законную силу 18.01.2011 года