о назначении ежемесячной доплаты к пенсии



дело №2-2215\2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Димитровград 27 октября 2011 года

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи С.Н. Орловой, при секретаре Зангировой Ф.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аглеева Р.Х. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе о назначении ежемесячной доплаты к пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Аглеев Р.Х. обратился в суд с данным иском к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда РФ (далее- ГУ УПФ РФ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе.

В обоснование иска указал, что в 2006 году ему была назначена досрочная трудовая пенсия по старости как работнику организаций угольной промышленности на основании п.п.11 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

1 февраля 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с ФЗ № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ему отказано в назначении доплаты в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Из периода специального стажа был исключен период его работы в качестве горнорабочего очистного забоя шахты «К*» р.Украина.

Отказ в назначении доплаты он считает незаконным, так как право на получение доплаты к пенсии в соответствии с ФЗ № 84-ФЗ имеют лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий- горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин, и получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. В стаж работы включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 27 ФЗ №173-ФЗ. Исчисление стажа для назначении доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном для исчисления стажа при назначении досрочной трудовой пенсии по старости по вышеуказанному пункту ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ.

Ему была назначена досрочная трудовая пенсия по старости с учетом стажа работы с 29.06.1979 по 31.07.2002 ( 23. г. 1 мес. 2 дн.) в качестве горнорабочего очистного забоя и согласно п.2 ст. 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств –участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 г.( куда входит и р.Украина), для установления права на пенсию, в том числе на льготных условиях гражданам государств-участникам Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

В распоряжении правления ПФ РФ № 99р от 22.06.2004 указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, при этом стаж, имевши место в государствах-участниках Соглашения приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Поскольку он оставил работу в должности, дающей право на доплату к пенсии, и имеет необходимый специальный стаж работы, просил обязать ответчика назначить ему ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности с 1 мая 2011 года.

В судебное заседание истец Аглеев Р.Х. не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Медянцева Т.В., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что право на назначение доплаты пенсии не зависит от источника финансирования указанной выплаты, который не может определять само право на указанную доплату. Порядок исчисления стажа для назначения доплаты к пенсии работникам организаций угольной промышленности полностью соответствует порядку исчисления стажа для назначения досрочной трудовой пенсии. Согласно ст. 15 Конституции РФ в Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Истец является гражданином РФ. Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Закон № 84-ФЗ не содержит никаких ограничений в правах на доплату к пенсии. Полагает, что неуплата страховых взносов в ПФ РФ за период работы истца в р.Украина не лишает его права на получение доплаты к

пенсии, так как в соответствии п.2 ст. 10 ФЗ № 173-ФЗ периоды работы застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования лиц за пределами территории РФ включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ либо в случае уплаты страховых взносом в ПФ РФ в соответствии со ст. 29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Аглеев Р.Х. застрахован в системе обязательного пенсионного страхования, на него распространяется действие международного договора- Соглашения от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения». Просила об удовлетворении иска.

Представитель ГУ УПФ РФ Кудряшова О.М., действующая на основании доверенности, не признала исковые требования и пояснила, что в соответствии с ФЗ № 84-ФЗ доплата к пенсии работникам организаций угольной промышленности предоставляется работникам таких организаций, оставившим работу, в отличие от трудовой пенсии, являющейся ежемесячной денежной выплатой лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, в целях компенсации заработной платы или иного дохода, на которые начислялись соответствующие страховые взносы. Доплата к пенсии не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному социальному страхованию в ФЗ №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и № 167 –ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Доплата имеет иную правовую природу, что находит отражение в порядке финансирования указанной доплаты и механизме определения ее размера. В стаж работ для назначения доплаты к пенсии подлежат включению лишь работа в российских организациях угольной промышленности за весь период такой работы, а также в организациях угольной промышленности СССР до 1 января 1991 года.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п.11 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов пенсионного дела истца следует, что Аглееву Р.Х. с ** мая 2006 года на основании п.п.11 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначена досрочная трудовая пенсия по старости в связи с осуществлением подземных и открытых горных работ (ведущие профессии). Специальный стаж на момент назначения истцу трудовой пенсии составил 22 года 2 мес. 17 дн.

Из трудовой книжки истца усматривается, что Аглеев Р.Х. осуществлял трудовую

деятельность в качестве подземного горнорабочего очистного забоя шахты К* р. Украина с 29.06.1979 года по 31.07.2002 года.

1 февраля 2011 года Аглеев Р.Х. обратился в УПФ РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с ФЗ от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ.

Решением УПФ РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе №462 от 11.04.2011 года в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии специальный стаж истца для назначения доплаты составил 11 лет 2 месяца 17 дн.

При этом ответчиком не засчитан в стаж необходимый для доплаты период работы истца с 01.01.1991 года по 31.07.2002 года в должности горнорабочего очистного забоя, поскольку работа в указанный период имела место в республике Украина и за указанный период не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Решение ответчика об отказе во включении в специальный стаж истца периода работы с 01.01.1991 по 31.07.2002 г. для назначения доплаты к пенсии является незаконным.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лицам, проработавшим в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий- горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин, и получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности.

Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Стаж соответствующей работы исчисляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17 декабря 2001 года № 173, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.

В судебном заседании установлено, что работа истца с 1979 года по 2002 год имела место на предприятиях угольной промышленности в республике Украина, бывшей республике СССР, по категории ведущих профессий работников организаций угольной промышленности– в качестве горнорабочего очистного забоя.

Доводы ответчика о возможности включения в стаж для назначений указанной доплаты после 01.01.1991 года только работы в российских организациях угольной промышленности не могут быть приняты судом.

Согласно ч.2 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с Соглашением «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 года, в которое входит и р.Украина, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств- участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (п. 2 ст. 6).

В силу ст. 5 данного Соглашения, его действие распространено на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

В приложении № 1 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 99р от 22.06.2004 года «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств- республик бывшего СССР» в пункте 5 указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств- участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах- участниках Соглашения от 13.03.1992 года приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Анализ вышеприведенного законодательства позволяет признать, что порядок исчисления стажа для определения права на доплату к пенсии на основании ФЗ № 84-ФЗ от 10.05.2010 г. и порядок исчисления стажа для назначения пенсии по п.п.11 п.1. ст. 27 ФЗ №173-ФЗ должен быть одинаковым.

Доводы ответчика о том, что право на доплату к пенсии зависит от уплаты страховых взносов в бюджет ПФ РФ, не могут быть приняты судом, поскольку они основаны на неверном толковании закона. Право истца на получение доплаты к пенсии в связи с работой на территории республики СНГ вышеприведенными нормативными актами не ограничено.

Оценив представленные доказательства, поскольку в период, не зачтенный ответчиком в специальный стаж, Аглеев Р.Х. осуществлял деятельность, которая учтена в качестве специального стажа для назначения пенсии по старости на основании п.п.11 п.1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ, и стаж его работы составляет более 20 лет, суд полагает, что он имеет право на назначение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом РФ № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

С учетом изложенного, исковые требования Аглеева Р.Х. подлежат удовлетворению. Поскольку заявление истца о назначении доплаты поступило ответчику до 31 марта 2011 года, на основании ст. 4 ФЗ №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» ответчика следует обязать назначить истцу доплату к пенсии с 1 мая 2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Аглеева Р.Х. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе назначить Аглееву Р.Х. ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности с 1 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения-1 ноября 2011 года.

Судья: С.Н. Орлова

Решение вступило в законную силу 29.11.2011 года