о признании права собственности на самовольное строение



Дело №2-247/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 февраля 2011 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Жоровой И.А., при секретаре Витушкиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметгареевой М.З. к Администрации г.Димитровграда о признании права собственности на самовольное строение,

У С Т А Н О В И Л :

Ахметгареева М.З. обратилась с указанным иском к мировому судье судебного участка №4 г.Димитровграда, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что она является членом садового общества «*», владеет земельным участком №*, на котором без получения необходимых согласований и без утверждения проекта построила дачный домик. Указанное строение не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц, а также не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Споров по поводу постройки у нее ни с кем не имеется. Просила признать за ней право собственности на указанный садовый домик.

Позже Ахметгареева М.З. уточнила исковые требования, указала, что земельный участок №* в СО «*» был выделен ее мужу в 1971 году для строительства дачи. Спорный садовый домик на указанном участке возвел ее муж, однако право собственности на него не зарегистрировал, возводил его без оформления документов. * 1998 года ее муж умер. Она фактически вступила в права наследования, поскольку распорядилась всем имуществом мужа, но к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась. Кроме нее наследниками после смерти мужа являются их сыновья – Ахметгареев Ш.С., Ахметгареев А.С., которые не претендуют на данный садовый домик. Указала также, что после смерти мужа она фактически пользуется указанным садовым домиком, несет расходы по его содержанию. Просила признать за ней право собственности на спорный садовый домик в порядке наследования после смерти А*а С.А.

Определением мирового судьи судебного участка №4 г.Димитровграда от 24 января 2011 года гражданское дело по иску Ахметгареевой М.З. к Администрации г.Димитровграда о признании права собственности на садовый домик в порядке наследования передано по подсудности в Димитровградский городской суд.

При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве ответчиков были привлечены Ахметгареев Ш.С., Ахметгареев А.С.

В судебном заседании истица Ахметгареева М.З. уточненные исковые требования поддержала, суду пояснила, что с 1957 года она состояла в браке с А* С.А. От брака имеют сыновей Ш*, 1957 года рождения, и А*, 1960 года рождения. В 1971 году ее мужу был выделен земельный участок № * в СО «*», однако документы на землю не оформлялись, поскольку фамилия ее мужа в списке о предоставлении земельного участка была пропущена. В 1971 году на указанном земельном участке они построили домик, но документы на него также не оформили. В 1998 году муж умер, но она продолжает пользоваться дачей, платит налоги на землю, сыновья на садовый домик не претендуют. Просила признать за ней право собственности на указанный садовый домик.

Представитель ответчика Администрации г.Димитровграда в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, которым просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.43), возражений относительно иска не представил.

Ответчики Ахметгареев Ш.С., Ахметгареев А.С. в судебное заседание также не явились, представили в суд заявления, которыми просили дело рассмотреть в их отсутствие, указали, что исковые требования признают (л.д.47, 48).

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст.527 ГК РСФСР, действующего на момент открытия наследства после смерти А*а С.А., умершего * 1998 года, наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.

В соответствии со ст.528 ГК РСФСР временем открытия наследства признается день смерти наследодателя.

Судом установлено, что истица Ахметгареева М.З. с * 1957 года состояла в зарегистрированном браке с А*ым С.А., что подтверждается представленной копией свидетельства о заключении брака (л.д.53).

Из представленных копий свидетельств о рождении (л.д.52) следует, что от брака у Ахметгареевых имеются сыновья – Ахметгареев Ш.С., *1957 года рождения, Ахметгареев А.С., * 1960 года рождения.

Как следует из представленной копии свидетельства о смерти, А* С.А. умер * 1998 года в г.Димитровграде Ульяновской области (л.д.29).

Таким образом, истица Ахметгареева М.З., ответчики Ахметгареев Ш.С., Ахмегареев А.С. являются наследниками первой очереди по закону после смерти А*а С.А.

Суду не представлено доказательств того, что наследодателем при жизни было составлено завещание.

Согласно ст.546 ГПК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.

Указанные действия должны быть произведены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В дело представлены сообщения нотариусов нотариальных округов г.Димитровграда и Мелекесского района Ульяновской области (л.д.45, 50), из которых следует, что наследственное дело к имуществу умершего А*а С. не заводилось.

Доводы истицы о том, что она фактически вступила в права наследования после смерти мужа в судебном заседании нашли свое подтверждение, однако из пояснений истицы следует, что она не может оформить право собственности на указанный садовый домик, поскольку он был построен самовольно, без соответствующих разрешений и согласований.

В соответствии со ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из имеющейся в материалах дела копии членской книжки садовода А*а С.А., выданной 24 мая 1971 года следует, что наследодателю был предоставлен земельный участок №* в СТ «*» (л.д.30).

В дело представлена архивная выписка из постановления Главы администрации г.Димитровграда от 21 марта 1994 года №115, из которого следует, что членам СТ «*» предоставлены фактически занимаемые земельные участки в пожизненное наследуемое владение (л.д.13). Имеется отметка о том, что в списках членов СТ «*» участок №* на фамилию А*С.А. пропущен.

Из имеющегося в материалах дела уведомления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (л.д.14) следует, что предоставить сведения о земельном участке, расположенном в г.Димитровграде, СО «*», * невозможно в связи с тем, что сведения о данном земельном участке в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

В дело представлена копия справки, выданной председателем СО «*» (л.д.11), из которой следует, что Ахметгареева М.З. является членом указанного садового общества и ей принадлежит участок №*. Задолженности по членским взносам не имеется.

Из имеющегося в материалах дела сообщения Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда (л.д.9) следует, что Ахметгареевой М.З. отказано в предоставлении земельного участка №* в СТ «*», поскольку ею не представлены документы, подтверждающие право собственности на спорный садовый домик. Указано, что земельный участок будет предоставлен в установленном законом порядке после представления указанных документов.

Из копии инвентаризационной карточки на садовый домик, расположенный на земельном участке №* в СТ «*» следует, что правообладателем указанного садового домика является А* С.А. Садовый домик возведен им самовольно (л.д.7-8).

Из представленной в дело справки, выданной ДФ УОГУП БТИ (л.д.12), следует, что по состоянию на 04 октября 2010 года сведений о регистрации прав на спорный садовый домик не имеется. Не зарегистрированы права на спорный садовый домик и в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д.49).

В судебном заседании установлено, что Ахметгареева М.З. обращалась в Администрацию г.Димитровграда о выдаче разрешения на возведенный самовольно спорный садовый домик, однако в этом ей было отказано и рекомендовано обратиться в суд. Указанное обстоятельство подтверждается копией письма Администрации г.Димитровграда от 06 декабря 2010 года (л.д.10).

В дело представлено техническое заключение по натурному обследованию основных несущих конструкций садового домика, расположенного по адресу г.Димитровград, СТ «*», участок №* (л.д.13-23), составленного в 2010 году ООО «*», из которого следует, что строение находится в работоспособном состоянии, возможна его дальнейшая эксплуатация без проведения комплекса ремонтных мероприятий.

Доказательств того, что сохранение садового домика нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан суду не представлено.

Оценив совокупность представленных суду доказательств, суд полагает возможным исковые требования Ахметгареевой М.З. удовлетворить, за ней надлежит признать право собственности на садовый домик №*, кадастровый номер * в СТ «*» г.Димитровграда, что будет являться основанием для государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости за истицей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ахметгареевой М.З. удовлетворить.

Признать за Ахметгареевой М.З. право собственности на садовый домик (Литер А,У) № *, кадастровый номер * в садоводческом товариществе «*» г.Димитровграда Ульяновской области.

Решение после вступления в законную силу является основанием для государственной регистрации права собственности на указанное строение в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области за Ахметгареевой М.З.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней.

Судья И.А.Жорова

Решение вступило в законную силу 22.02.2011.