2-2618\2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 декабря 2011 года. г.Димитровград. Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атамановой Т.П. при секретаре Сараевой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анненковой Р.К. к Администрации г.Димитровграда, Городской Думе города Димитровграда, Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет и понуждении к назначению пенсии за выслугу лет, УСТАНОВИЛ: Истица Анненкова Р.К. обратилась в суд с названным иском к ответчикам, указав в обоснование своих требований на то, что в октябре 2011 года она направила в Администрацию г.Димитровграда заявление с приложением всех необходимых документов о назначении ей ежемесячной пенсии за выслугу лет. Ей был направлен отказ в назначении пенсии из которого следует, что в настоящее время отсутствует правовой акт, регулирующий порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, исполняющим полномочия депутата на постоянной основе, полномочия выборного должностного лица на постоянной основе. Считает данный отказ необоснованным, так как с сентября 2000 года по ноябрь 2006 года она работала в должности председателя избирательной комиссии г.Димитровграда, и была освобождена от должности в связи с прекращением полномочий избирательной комиссии. Её общий стаж составил 36 лет 8 мес. 17 дней., стаж муниципальной службы составил 22 года 2 месяца 12 дней. При достижении пенсионного возраста ей была назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Совете депутатов г.Димитровграда. Выплата ежемесячной пенсии за выслугу лет осуществлялась до 1 мая 2011 года- момента вступления в силу нового Положения о порядке установления, выплаты и перерасчете ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления г.Димитровграда, утвержденного городской Думой 28.04.2011 года. Считает, что данное решение Городской Думы не имеет обратной силы, так как ранее ей выплачивалась пенсия за выслугу лет на законном основании. Более того, принятое 25.12.2002 года решение Совета депутатов г.Димитровграда «Об утверждении Положения об избирательной комиссии г.Димитровграда» устанавливало, что должность председателя избирательной комиссии является выборной муниципальной должностью. Просит признать отказ в Администрации г.Димитровграда в назначении ей ежемесячной пенсии за выслугу лет незаконным, и обязать назначить ей указанную пенсию с 1 мая 2011 года. В судебном заседании истица Анненкова Р.К. поддержала свои исковые требования, дав суду пояснения, аналогичные изложенным в иске. Представитель Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Представили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель Администрации г.Димитровграда Козлова В.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что Анненкова Р.К. в период с 14.09.2000 года по 01.11.2006 года занимала должность председателя Избирательной комиссии г.Димитровграда. Согласно реестру муниципальных должностей, утвержденному Законом Ульяновской области от 15.09.2003 года № 46-ЗО «О муниципальной службе и муниципальных должностях Ульяновской области» должность председателя избирательной комиссии являлась выборной муниципальной должностью. Избирательная комиссия до 2006 года создавалась органом местного самоуправления- Советом депутатов города, уровень материального и социального обеспечения Председателя избирательной комиссии устанавливался на уровне выборного должностного лица- депутата Совета депутатов города. Ранее выплату ежемесячной пенсии за выслугу лет осуществлял комитет социальной защиты населения Администрации г.Димитровграда. В связи с ликвидацией данного органа полномочия по расчету размера пенсионного обеспечения были переданы структурному подразделению Администрации города. Новое положение о пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, утвержденное решением Городской Думы г.Димитровграда от 24.12.2008 № *, полномочия по расчету суммы пенсии за выслугу лет разграничило между Администрацией города и Городской Думой. Городская Дума с этого момента должна была осуществлять выплату ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, исполнявшим обязанности депутата на постоянной основе, выборного должностного лица. Учитывая, что должность председателя избирательной комиссии относится к выборным должностным лицам, выплата пенсии за выслугу лет относится к полномочиям Городской Думы. Просит в иске к ним отказать. Представитель ответчика, Городской Думы г.Димитровграда,в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Из письменного отзыва следует, что с исковыми требованиями они не согласны. Указывают, что Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, исполнявшим полномочия депутата на постоянной основе, полномочия выборного должностного лица, и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Димитровграда, утвержденное решением Городской Думы города Димитровграда первого созыва от 24.12.2008 года № *, действовало до 30.04.2011 года. Оно утратило силу в связи с принятием решения Городской Думы 27.04.2011 года № * « Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Димитровграда Ульяновской области», вступившим в силу и действующим с 1.05.2011 года. А потому отказ Анненковой Р.К. в назначении и выплате ежемесячной пенсии за выслугу лет вызван отсутствием правовой основы для этого на уровне органов местного самоуправления. В соответствии с законом Ульяновской области от 02.08.2006 года № 115-ЗО « О территориальных избирательных комиссиях Ульяновской области» председатель избирательной комиссии является должностным лицом избирательной комиссии, замещает государственную должность Ульяновской области. Условия предоставления таким лицам пенсии определяется законом Ульяновской области от 09.11.2010 года № 179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области». При этом положениями Закона № 1150ЗО предусмотрено, что за счет средств местного бюджета избирательной комиссии предоставляются только необходимые помещения, охрана и документация, транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, необходимые для обеспечения деятельности избирательной комиссии. Избирательная комиссия является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным Кодексом. При этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Анненковой Р.к. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Анненкова Р.К. в период с 14.09.2000 года по 01.11.2006 года работала председателем избирательной комиссии города Димитровграда, что подтверждается записями в её трудовой книжке(л.д.7-18). Постановлением № * от 21.12.2005 года (л.д.20) Анненковой Р.К., как лицу, замещавшему выборную муниципальную должность, была назначена ежемесячная пенсия за выслугу лет. На момент назначения Анненковой Р.К ежемесячной пенсии за выслугу лет действовало Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, утвержденное Постановлением Главы города Димитровграда № * от 30.07.2004 года (л.д.54-62). Решением Совета депутатов города Димитровграда № * от 26.04.2006 года было утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в городе Димитровграде Ульяновской области.(л.д.63-67). Решением Городской Думы города Димитровграда № * от 24.12.2008 года было утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, исполнявшим полномочия депутата на постоянной основе, полномочия выборного должностного лица на постоянной основе и лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Димитровграда(л.д.68-75). Из анализа всех вышеуказанных решений органов местного самоуправления, принятых ими в пределах своей компетенции следует, что данные Положения предусматривали назначение и выплату ежемесячной пенсии за выслугу лет двум категориям лиц, а именно лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы. Решением Городской Думы города Димитровграда № * от 27.04.2011 года, ранее действующее Положение… было отменено, и утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Димитровграда (л.д.76-80). Из анализа указанного выше Положения следует, что оно предусматривает установление и выплату ежемесячной пенсии за выслугу лет только одной категории лиц, а именно лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Димитровграда. В соответствии со ст.1 ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих. Настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими. Таким образом, должность председателя избирательной комиссии законом не отнесена к муниципальным служащим, а потому не является должностью, на которую распространяется Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Димитровграда, утвержденное Решением Городской Думы города Димитровграда № * от 27.04.2011 года. Следовательно, отказ истице в назначении ежемесячной пенсии за выслугу лет является правомерным. Доводы истицы о том, что вновь принятое Положение не может иметь обратной силы, и означает, по существу, отмену для неё приобретенного ею ранее права на ежемесячную пенсию по выслуге лет, что противоречит Конституции РФ, согласно ч. 2 ст. 55 которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека, и п. 1 ст. 4 ГК РФ, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, суд считает несостоятельными. Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрена возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно положениям абз. 2 п. 1 ст. 4 ГК РФ, в случаях, когда это прямо предусмотрено Законом, его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие. Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в ряде Определений по вопросу уменьшения доплат к трудовой пенсии государственных служащих, такое уменьшение не ухудшает положение граждан. Так, в Определении от 28.05.2009 N 932-О-О Конституционный Суд РФ указал, что Конституция РФ, гарантируя каждому.. . социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом..., относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2). В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов... Законодатель субъекта Российской Федерации, вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает. Данная правовая позиция, как указал КС РФ, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим органами местного самоуправления в пределах своей компетенции. Следовательно, суд считает, что законодательный орган местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе устанавливать дополнительные социальные гарантии, в том числе и ежемесячные пенсии за выслугу лет, той категории граждан, в том числе муниципальным служащим либо лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, которую он определяет самостоятельно с учетом имеющихся средств соответствующего бюджета. Поскольку, в настоящее время, истица не является лицом, для которого предусмотрена дополнительная социальная гарантия в виде ежемесячной пенсии за выслугу лет с учетом Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Димитровграда, утвержденное Решением Городской Думы города Димитровграда № * от 27.04.2011 года, ей правомерно отказано в назначении данной выплаты, а потому в иске истице надлежит отказать в полном объеме. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Анненковой Р.К. к Администрации г.Димитровграда, Городской Думе города Димитровграда, Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет и понуждении к назначению пенсии за выслугу лет с 1 мая 2011 года отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения, 27 декабря 2011 года. Судья: Атаманова Т.П. Решение вступило в законную силу 11.01.2012 года.