о признании незаконным бездействия и понуждении к принятию мер по государственной регистрации окраничений (обременений) на земельный участок



Дело 2-2829/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Димитровградский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Варовой С.А., при секретаре ФИО1, с участием прокурора ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении к принятию мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с названным иском к Комитету по управлению имуществом <адрес>, указав в обоснование своих требований, что по результатам проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в сфере кадастровой деятельности, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, прокуратурой <адрес> выявлены нарушения такого законодательства, заключающиеся в бездействии Комитета по управлению имуществом <адрес>, как отраслевого (функционального) органа Администрации <адрес>, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками на территории <адрес>, по государственной регистрации установленных ограничений на земельные участки.

Исходя из части 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно пункту 1 части 1 этой же статьи могут устанавливаться ограничения прав на землю, в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Как указано в статье 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указанные ограничения вводятся в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Одним из водных объектов, расположенных в границах <адрес>, на берегах которых должны устанавливаться водоохранные зоны, является река Мелекесска.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю, в том числе устанавливаются актами исполнительных органов местного самоуправления.

На основании приведенных норм, пунктом 3 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , действующего и в настоящее время, на земельный участок, примыкающий с восточной стороны к земельному участку по О*,* в <адрес> установлено ограничение, т.к. участок находится в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Абзацем вторым части 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.

Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении указанного выше земельного участка в реестре отсутствуют сведения о государственной регистрации каких-либо прав на такой земельный участок, в том числе о государственной регистрации ограничений (обременений).

Отсутствие государственной регистрации установленных ограничений (обременений) на такой земельный участок является нарушением частью 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации и абзаца второго части 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Воспользовавшись данным бездействием Комитета по управлению имуществом <адрес>, пользователи указанного земельного участка могут использовать земельный участок для целей, запрещенных статьей 65 Водного кодекса РФ, что со своей стороны может повлечь загрязнение, засорение, заиление и истощения водного объекта – река Мелекесска, и как следствие нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц – водопользователей такого водного объекта.

С учетом изложенного, настоящее заявление подано в интересах неопределенного круга – водопользователей водного объекта река Мелекесска.

Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно информации Комитета по управлению имуществом города от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, примыкающий с восточной стороны к земельному участку по О*,* в <адрес> передан в аренду.

Просит: признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом <адрес>, заключающиеся в непринятии мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок, примыкающий с восточной стороны к земельному участку по О*,* в <адрес>, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации; обязать Комитет по управлению имуществом <адрес> принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок, примыкающий с восточной стороны к земельному участку по О*, * в <адрес>, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета, сообщив, что в настоящее время Комитетом по управлению имуществом <адрес> готовится документация для регистрации указанных в исковом заявлении ограничений.

Третье лицо ФИО3, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.

Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Согласно п. 1 ч. 1 этой же статьи могут устанавливаться ограничения прав на землю, в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Согласно ст.52 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указанные ограничения вводятся в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю, в том числе устанавливаются актами исполнительных органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Абзацем вторым части 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.

Судом установлено, что земельный участок, примыкающий с восточной стороны к земельному участку по О*, * в <адрес>, находится в водоохраной зоне реки Мелекесска, которая является одним из водных объектов, расположенных в границах города и на которых должны устанавливаться водоохранные зоны.

Согласно уведомлению в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка на земельный участок, примыкающий с восточной стороны к земельному участку по О*, * в <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ в реестре отсутствуют записи о правах на этот земельный участок, в том числе о государственной регистрации ограничений (обременений).

Таким образом, поскольку законом обязанность по регистрации ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством возложена на органы местного самоуправления и должна быть инициирована ими, суд считает, что Администрацией <адрес> должна быть осуществлена регистрация обременения на земельный участок, примыкающий с восточной стороны к земельному участку по О*,* в <адрес>

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, примыкающий с восточной стороны к земельному участку по О*,* в <адрес>, установлено ограничение, т.к. участок находится в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. Комитету по управлению имуществом города поручено осуществить государственную регистрацию ограничений на данный земельный участок.

По информации Комитета по управлению имуществом города от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок передан в аренду ФИО3

Однако, как следует из приведенных выше сведений о правах на данный земельный участок, до настоящего времени государственная регистрация ограничений (обременений) на указанный земельный участок не осуществлена ответчиком. А потому суд считает, что ответчиком допущено незаконное бездействие, заключающееся в непринятии мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок, примыкающий с восточной стороны к земельному участку по О*,* в <адрес>, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Для устранения нарушений прав и законных интересов неограниченного круга лиц следует обязать Комитет по управлению имуществом <адрес> принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок, примыкающий с восточной стороны к земельному участку по О*,* в <адрес>, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом <адрес>, заключающееся в непринятии мер по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок, примыкающий с восточной стороны к земельному участку по О*,* в <адрес>, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Обязать Комитет по управлению имуществом <адрес> принять меры в установленном порядке по государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок, примыкающий с восточной стороны к земельному участку по О*,* в <адрес>, находящийся в водоохраной зоне реки Мелекесска, в которой необходимо соблюдать установленный режим использования земель в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья С.А.Варова

ДД.ММ.ГГГГ решение вступило в законную силу