дело № Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Димитровградский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Орловой С.Н., при секретаре ФИО3, с участием прокурора ФИО6, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по искупрокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 <адрес> о признании бездействия незаконным и понуждении в опубликовании правового акта, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском к ФИО2 <адрес>. В обоснование иска указал, что по результатам прокурорской проверки в деятельности ответчика выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции в части соблюдения требований о привлечении к трудовой деятельности бывших муниципальных служащих. Статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлена обязанность граждан, замещавших должности, перечень которых устанавливается нормативными правовым актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы, а также обязанность работодателя при заключении трудового договора с такими гражданами в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Пунктом 4 указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», в том числе и органам местного самоуправления рекомендовано в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Во исполнение приведенных норм Главой Администрации города издано ФИО1 ФИО2 города от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы ФИО2 <адрес>, после увольнения с которых граждане обязаны в течение двух лет при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы». Пунктом 1 ФИО1 ФИО2 города от ДД.ММ.ГГГГ №-р установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность муниципальной службы, включенную в раздел I и II Перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного ФИО1 города от ДД.ММ.ГГГГ №-р: - имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по муниципальному управлению этими организациями входили в должностные обязанности муниципального служащего с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих ФИО2 города и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением такой о Комиссии, утвержденном постановлением ФИО1 города от ДД.ММ.ГГГГ №; -обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров, сообщать работодателю сведения о последнем месте муниципальной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Ст.19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности либо выполнение работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных ФЗ «О противодействии коррупции». ФИО1 ФИО2 города от ДД.ММ.ГГГГ №-р и от ДД.ММ.ГГГГ №-р, затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц – потенциальных работодателей бывших муниципальных служащих ФИО2 города, т.е. по своему содержанию такие акты являются нормативными правовыми актами. Согласно ст.102 Устава города нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления города подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение месяца со дня их принятия, если иное не установлено самим нормативным правовым актом, публикация правового акта должна включать: наименование органа принятия, название акта, номер, дату, полный его тест, включая приложения (если они имеются). ФИО1 ФИО2 города от ДД.ММ.ГГГГ №-р и ФИО1 города от ДД.ММ.ГГГГ №-р официально не опубликованы, не размещены на официальном сайте ФИО2 города, в связи с чем неопределенному кругу лиц (потенциальным работодателям бывших муниципальных служащих ФИО2 города) не обеспечена возможность ознакомления с содержанием указанных муниципальных нормативных правовых актов. Не опубликование ФИО2 города указанных муниципальных нормативных правовых актов является нарушением основного принципа противодействия коррупции – публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, может повлечь коррупционные проявления со стороны бывших муниципальных служащих ФИО2 города при дальнейшем трудоустройстве. Просил признать незаконным бездействие ФИО2 муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выраженное в не опубликовании ФИО1 ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы ФИО2 <адрес>, после увольнения с которых граждане обязаны в течение двух лет при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте работы» и ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие ФИО2 <адрес> обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) несовершеннолетних детей и обязать ФИО2 муниципального образования «<адрес>» <адрес> опубликовать указанные правовые акты. В судебном заседании прокурор ФИО6 поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске. Просила удовлетворить заявленные требования. Представитель ответчика ФИО2 <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, не признал исковые требования и пояснил, что ФИО1 ФИО2 города от ДД.ММ.ГГГГ №-р и ФИО1 города от ДД.ММ.ГГГГ №-р нормативными правовыми актами не являются, не требуют опубликования, поскольку регулируют внутреннюю деятельность ФИО2 города. Согласно Уставу города, по вопросам внутренней деятельности ФИО2 города издаются ФИО1. Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении органов местного самоуправления носит рекомендательный характе<адрес> ФЗ «О противодействии коррупции» ограничения для заключения трудовых договоров бывшими муниципальными служащими распространены в отношении тех муниципальных служащих, должности которых определены правовыми актами Российской Федерации. Однако до настоящего времени указанного правового акта, определяющего данный перечень, не имеется. Полагает, что имеющаяся коллизия в законодательстве не дает ФИО2 города права принимать нормативные правовые акты об утверждении перечня должностей муниципальной службы, после увольнения с которых требуется выполнение определенных законом и ТК РФ обязанностей. В связи с этим было издано ФИО1, не имеющее статуса нормативного правового акта. ФИО1 не затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку не опубликованы и соответственно не действуют. Просил в иске отказать. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии со ст. 7 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Указанные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, субъектов РФ. В силу ч.2 и ч.3 ст.47 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок их опубликования (обнародования) устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 <адрес> издано ФИО1 №-р «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы ФИО2 <адрес>, после увольнения с которых граждане обязаны в течение двух лет при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы». Согласно указанному ФИО1, на граждан Российской Федерации, замещавших должности муниципальной службы, включенные в раздел I и II Перечня должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного ФИО1 города от ДД.ММ.ГГГГ №-р наложены следующие ограничения. Указанные граждане имеют право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по муниципальному управлению этими организациями входили в должностные обязанности муниципального служащего с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих ФИО2 города и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением такой о Комиссии, утвержденном постановлением ФИО1 города от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, граждане указанной категории обязаны при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров, сообщать работодателю сведения о последнем месте муниципальной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне. ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден прилагаемый перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Согласно приложению в Перечень включены должности муниципальной службы, отнесенные Реестром должностей муниципальной службы, утвержденным <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «О муниципальной службе в <адрес>», к высшей и главной группам должностей муниципальной службы (раздел I), другие должности муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками (раздел II). Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. Одним из законодательно определенных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Статьей 12 ФЗ "О противодействии коррупции" для граждан, ранее занимавших должности муниципальной и государственной службы, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, определен ряд ограничений в сфере трудовых правоотношений и отношений по оказанию услуг ( выполнению работ), несоблюдение которых влечет прекращение трудовых и гражданско-правовых договоров, заключенных с ними. Согласно указанной норме бывший муниципальный служащий, должность которого отнесена в специальный перечень, в течение двух лет после увольнения со службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы он обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных выше, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Кроме того, согласно ч.4 указанной нормы работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), бывшим муниципальным служащим в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичные правовые положения об обязанностях работника, ранее занимавшего должность муниципальной службы, и его нового работодателя установлены и ст. 64.1 ТК РФ. В соответствии с п. 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» органам местного самоуправления рекомендовано в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Анализ вышеприведенных норм позволяет признать, что ФИО1 №-р и ФИО1 №-р, к которому отсылает ФИО1 №-р, содержит нормативные положения, адресованные неопределенному кругу лиц из числа граждан, ранее занимавших должности муниципальной службы, а также их работодателей (заказчиков, нанимателей), налагающие на указанных лиц ограничения, связанные с трудовой деятельностью и деятельностью по оказанию услуг, выполнению работ. Данные ФИО1 конкретизируют положения ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции» и указанному закону не противоречат. Доводы ответчика о том, что ФИО1 опубликованию не подлежат в силу своего ненормативного характера, не могут быть приняты судом, поскольку из содержания ФИО1 прямо следует их властный нормативный характер, предписывающий участникам правоотношений совершать определенные действия. Наименование правового акта в данном случае значения не имеет, поскольку при оценке правового акта суд исходит из его буквального содержания и смысла. Учитывая изложенное, на основании ст. 102 Устава <адрес> и ст.47 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ФИО1 подлежали официальному опубликованию на территории муниципального образования, однако в нарушение ФИО1 до настоящего времени не опубликованы в установленном порядке. При изложенных обстоятельствах, исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению. Следует признать незаконным бездействие ФИО2 <адрес> по не опубликованию ФИО1 ФИО2 <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ и №-р от ДД.ММ.ГГГГ и обязать опубликовать данные правовые акты в установленном порядке. Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить. Признать незаконным бездействие ФИО2 <адрес> по не опубликованию ФИО1 ФИО2 <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ и №-р от ДД.ММ.ГГГГ Обязать ФИО2 <адрес> опубликовать в установленном порядке ФИО1 №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы ФИО2 <адрес>, после увольнения с которых граждане обязаны в течение 2 лет при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте работы» и ФИО1 №-р от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении перечня должностей муниципальной службы. при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие ФИО2 <адрес> обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги ( супруга) несовершеннолетних детей. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ. Судья: С.Н. Орлова Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ