2-26601\2011г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 декабря 2011 года. г.Димитровград. Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атамановой Т.П., при секретаре Сараевой М.Н., с участием прокурора Душковой К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда, поданного в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц, к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» о признании незаконным бездействия по не обеспечению соблюдений требований законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и обязывании устранить выявленные нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с названным иском к ответчику, указав, что прокуратурой г. Димитровграда совместно с Региональным управлением № 172 ФМБА России проведена проверка соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации зданий и помещений Федерального государственного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее – ФГУЗ КБ № 172 ФМБА). В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999)) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. В ходе проверки выявлены нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58 (далее – СанПиН 2.1.3.2630-10), к размещению и территории ФГУЗ КБ № 172 ФМБА России: - месторасположение стационара противотуберкулезного диспансера ФГУЗ противоречит требованиям п.2.2 СанПиН 2.1.3.2630-10, поскольку он находится на расстоянии менее 100 м. от жилой застройки; - в нарушение требования п.3.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 в подразделении ФГУЗ КБ № 172 ФМБА России по ул.Ульяновская, 72 отсутствует помещение для персонала в прачечной, хранение верхней одежды и прием пищи персоналом осуществляются в помещении выдачи чистого белья; - в нарушение п.3.9 СанПиН 2.1.3.2630-10 не оборудованы солнцезащитными устройствами (жалюзи) окна, ориентированные на южные стороны горизонта, в гинекологическом, наркологическом, хирургическом, травматологическом, приемном отделениях больницы № 2; в стационарах: психоневрологического диспансера, взрослой поликлинике больницы № 2 (ул. Ульяновская, 72), инфекционном, пульмонологическом отделениях больницы № 1, поликлинике онкологического отделения, стационаре больницы ДААЗ, противотуберкулезном диспансере ФГУЗ КБ № 172 ФМБА России; Кроме того, в ходе проверки установлено, что помещения (перевязочной, операционной, буфетной) травматологического отделения, (перевязочной, операционной, буфетной) хирургического отделения, (смотровой, малой операционной, операционной, предоперационной) гинекологического отделения, (кабинета гинеколога и малой операционной) женской консультации Больницы № 2; отделения ортопедической стоматологии; (смотрового, процедурного кабинетов и буфетной) стационара кожно-венерологического диспансера; (процедурного кабинета и перевязочной) поликлиники онкологического отделения; (кабинета хирурга, гинеколога, дерматовенеролога) поликлиники № 172; (процедурного кабинета, кабинета врача) детской больницы; (буфетной) противотуберкулезного диспансера по площади не соответствуют требованиям, установленным п.3.6 СанПиН 2.1.3.2630-10; - в нарушение требования п.5.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 отсутствуют электроводонагреватели в оториноларингологическом отделении больницы № 1, детской поликлинике больницы № 1, женской консультации больницы № 1, поликлинике МСЧ № 172, ССМП по пр. Ленина № 1, поликлинике ДААЗ, приемном отделении больницы № 2. Отсутствуют локтевые смесители в малой операционной гинекологического отделения больницы № 2, процедурной, перевязочной хирургического отделения больницы № 2, травматологическом отделении больницы № 2, стационаре кожно-венерологического диспансера, процедурной детской больницы, что является нарушением п. 5.6. СанПиН 2.1.3.2630-10. При проверке соблюдения санитарных норм и правил по отоплению, вентиляции, микроклимату, воздушной среде, естественному и искусственному освещению помещений ФГУЗ выявлены следующие нарушения: - отсутствует вытяжная вентиляция в помещениях для хранения моющих и дезинфицирующих средств, приема грязного белья в прачечной по ул. Ульяновской, 72, что является нарушением п.6.29. СанПиН 2.1.3.2630 -10; не работает механическая вытяжная вентиляция в инфекционном отделении больницы № 1, что является нарушением п. 6.4. СанПиН 2.1.3.2630 -10. В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации работы стационаров (Глава 10 СанПиН 2.1.3.2630-10): - в ходе проверки выявлены нарушения требований по вместимости палат (имеются палаты, включающие более 4 коек) в гинекологическом, наркологическом, хирургическом, травматологическом отделениях больницы № 2, стационаре психоневрологического диспансера, что является нарушением п. 10.1.1. СанПиН 2.1.3.2630 -10; - в операционной травматологического отделения больницы № 2 не обеспечивается зонирование помещений, что является нарушением п. 10.4.2. СанПиН 2.1.3.2630 -10; - отсутствуют раздельные входы для пациентов и персонала в операционные хирургического, травматологического отделений больницы № 2, офтальмологического отделения больницы ДААЗ, оториноларингологических отделений больниц ДААЗ и № 1, родильного отделения, что является нарушением п. 10.4.4. СанПиН 2.1.3.2630 -10; В ходе проверки выявлены следующие нарушения правил по установке, размещению, эксплуатации физиотерапевтической аппаратуры, внутренней отделке помещений, использованию средств индивидуальной защиты для пациентов и персонала, организации рабочих мест для персонала: 1) отсутствуют изолированные кабины в физиотерапевтических кабинетах в стационаре детской больницы № 2, в детской поликлинике больницы № 2, расположенных по ул. Т. Потаповой, 226 и пр. Автостроителей, 20, соответственно, что является нарушением требования п.10.10.3 СанПиН 2.1.3.2630-10. 2) нарушено гигиеническое покрытие стен, потолка в физиотерапевтических кабинетах главного корпуса стационара больницы № 2 (ул.Т.Потаповой, 171), противотуберкулезного диспансера (ул. Парковая, 74), стационаре детской больницы № 2 (ул. Т. Потаповой, 226), стационара больницы № 1 (пр. Ленина, 1б), поликлиники для взрослых больницы № 1 (пр. Ленина, 25). Стены, потолки не имеют гладких поверхностей, что затрудняет проведение влажной уборки и обработки моющими и дезинфицирующими средствами, что является нарушением требований п. 4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10. 4) при работе с лазерными аппаратами 2-го класса опасности в физиотерапевтических кабинетах главного корпуса стационара больницы № 2 (ул. Т. Потаповой, 171), стационара ДААЗ (ул. Т. Потаповой, 173), стационара больницы № 1 (пр. Ленина, 1б) пациенты и персонал не обеспечены средствами индивидуальной защиты органов зрения (очками). Нарушено требование п. 10.10.6 СанПиН 2.1.3.2630-10. В ходе проверки выявлены следующие нарушения установленных Главой 14 СанПиН 2.1.3.2630-10 санитарных требований к организации питания пациентов медицинских учреждений, в том числе, при устройстве и содержании помещений пищеблока, установленного в нем оборудования, организацию хранения пищевых продуктов: - отсутствуют резервные электроводонагревательные установки с подводкой воды к моечным ваннам на пищеблоках психоневрологического диспансера, больницы № 2, больницы № 1, буфетных - раздаточных хирургического, травматологического отделений больницы № 2, что является нарушением п. 14.19. СанПиН 2.1.3.2630 -10; - в буфетных - раздаточных всех подразделений для раздачи пищи и мытья посуды предусмотрено одно общее помещение, что является нарушением п. 14.21. СанПиН 2.1.3.2630 -10; - производственные помещения пищеблоков противотуберкулезного диспансера, больницы № 1 имеют дефекты отделки стен, потолков, не обеспечивающие возможность проведения влажной уборки и дезинфекции, что является нарушением п. 14.2. СанПиН 2.1.3.2630-10; В ходе проверки выявлены следующие нарушения санитарных требований и гигиенических нормативов к условиям труда медицинского персонала: - отсутствует умывальник в туалете для персонала, не работает душ на пищеблоке по ул.Ульяновская, 72; отсутствует санузел и помещения для персонала в прачечной по ул. Ульяновская, 72, что является нарушением п.п. 14.2. и 15.11. СанПиН 2.1.3.2630 -10; - отсутствует помещение для персонала с местом приема пищи в женской консультации, пульмонологическом, оториноларингологическом отделениях больницы № 1, женской консультации больницы № 2, стационарах кожно-венерологического диспансера, детской больницы, что является нарушением п. 15.14. СанПиН 2.1.3.2630 -10; - отсутствует душевая для персонала в детском, инфекционном, пульмонологическом отделениях больницы № 1, наркологическом отделении, реанимационном отделении больницы № 2, что является нарушением п. 15.11. СанПиН 2.1.3.2630 -10; - отсутствует туалет для персонала в пульмонологическом отделении больницы № 1, что является нарушением п.п. 3.17. и 15.11. СанПиН 2.1.3.2630 -10; - в стационаре противотуберкулезного диспансера не предусмотрен гардероб с туалетом и душем, не выделены комнаты для персонала с обеспечением условий для приёма пищи, что является нарушением п.п. 15.11. и 15.14. СанПиН 2.1.3.2630-10. Таким образом, территория, здания и помещения медицинского учреждения эксплуатируется с нарушением санитарных норм и правил, что создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенному кругу лиц – работников учреждения и посетителей. 21.03.2011 прокуратурой г.Димитровграда в связи с выявленными аналогичными нарушениями директору ФГУЗ было внесено представление, которое не исполнено в полном объеме до настоящего времени. В соответствии со ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы нуждаются в защите, постоянно и персонально изменчива. В связи с тем, что в результате бездействия со стороны ответчика могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор г. Димитровграда обращается в суд с данным исковым заявлением. Просят признать бездействие Федерального государственного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» по не обеспечению соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и обязать Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» устранить выявленные нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В судебном заседании пом.прокурора г.Димитровграда Душкова К.Б. исковые требования поддержала, дав суду пояснения, аналогичные изложенным в иске. Уточнила, что поскольку, в настоящее время перенести здание противотуберкулезного диспансера невозможно, то они не требуют устранения нарушений СанПиН 2.1.3.2630 -10 в части отдаленности расстояния данного диспансера от жилой застройки. Представитель ответчика- ФГУЗ «Клиническая больница № 172 ФМБА» в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в медицинских учреждениях клинической больницы имеются нарушения СанПиН 2.1.3.2630 -10, отраженные в акте проверки от октября 2011 года. Однако, они не согласны с исковыми требованиями прокурора в части признания бездействия по устранению указанных нарушений незаконным, т.к. для устранения данных нарушений должны быть привлечены дополнительные денежные средства, которых сам ответчик не имеет, и должен запросит их из бюджета, что было сделано ответчиком. Просит в иске в этой части отказать. Представители третьего лица – Регионального управления № 172 ФМБА- исковые требования прокурора поддержали. Суду пояснили, что СанПиН 2.1.3.2630 -10 введен в действие в мае 2010 года. Однако, ответчик как после первой проверки, проведенной в феврале-марте 2011 года, так и после второй проверки, проведенной в октябре 2011 года, не устранил выявленные нарушения СанПиН 2.1.3.2630 -10, что нарушает права и законные интересы лиц, пользующихся медицинской помощью в медицинских учреждениях ответчика.. Просят иск удовлетворить. Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999)) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. Как следует из представленных суду документов ФГУЗ «Клиническая больница № 172 ФМБА» г.Димитровграда осуществляет медико-санитарное обеспечение работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, в том числе имеющих профессиональные заболевания, и население обслуживаемых территорий, оказанием им медицинской помощи и т.д.(л.д.84-103). Данное учреждение является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевой счет для учета средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности. Учреждение имеет в своем составе структурные подразделения, необходимые для осуществления деятельности: стационары, поликлиники, стоматологическую поликлинику, фельдшерские здравпункты и т.д. Судом установлено, что в структурных подразделениях ответчика обнаружены в ходе проверки, проведенной в октябре 2011 года, нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58, нарушающие права и законные интересы неопределенного круга лиц, проходящих лечение и получающих медицинскую помощь в данном учреждении. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 25-28 октября 2011 года(л.д.11-20).. Не оспаривалось наличие данных нарушение и самим представителем ответчика в судебном заседании. Таким образом, судом установлено, что медицинское обслуживание граждан в структурных подразделениях ответчика происходит с нарушением санитарных правил и норм, в противоречии с нормами действующего законодательства, что подвергает опасности жизнь и здоровье указанных граждан. В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственниками их имущества. Поскольку судом установлено, что данные нарушения имеют место быть в структурных подразделениях ответчика длительный период времени, из пояснений представителя ответчика следует, что данные нарушения не устранены из-за нехватки денежных средств, суд считает, что бездействия ответчика по не устранению указанных нарушений, по несоблюдению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья граждан, посещающих данные лечебные учреждения, следует признать незаконными. Доводы представителя ответчика о том, что они не могут устранить все указанные недостатки в связи с нехваткой денежных средств, которые они запрашивают у финансирующего органа, а потому не имеет место их бездействие по устранению указанных нарушений СанПиН, суд находит несостоятельными. Как следует из представленных документов и пояснений сторон, ранее в феврале-марте 2011 года специалистами ФМБА уже проводилась проверка соответствия структурных подразделений ответчика нормам СанПиН 2.1.3.2630-10, который действует с мая 2010 года. Однако, к моменту проведения повторной проверки в октябре 2011 года продолжают иметь место нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 в структурных подразделениях ответчика. Документы о запросах на дополнительное финансирование ответчика для устранения указанных в иске нарушений, направлены в финансирующие организации ответчиком только в период октября –декабря 2011 года (л.д.68-83, 108-139), что свидетельствует именно о незаконном бездействии со стороны ответчика по устранению нарушений СанПиН 2.1.3.2630-10, имеющих место в его структурных подразделениях. А потому, следует обязать ответчика устранить нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», отраженные в акте проверки от 28 октября 2011 года, проведенной специалистами Регионального управления № 172 ФМБА России с учетом уточнений прокурора по вопросу переносу противотуберкулезного диспансера на расстояние не менее 100 м. от жилой застройки. Поскольку для устранения указанных нарушений устранить нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» необходимо время, суд считает возможным установить ответчику срок для устранения указанных нарушений до 1 мая 2012 года. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие Федерального государственного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» по не обеспечению соблюдений требований законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Обязать Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» устранить нарушения СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», отраженные в акте проверки от 28 октября 2011 года, проведенной специалистами Регионального управления № 172 ФМБА России, в срок до 1 мая 2012 года Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение десяти дней, со дня изготовления мотивированного решения, 19.12.2011 года. Судья: Атаманова Т.П.