О признании незаконным отказа в государственной регистрации, понуждении к регнистрации договора дарения, перехода права собственности.



Дело № 2-39/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2012 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кузнецовой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мокеевой Н.К., Рязановой К.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации, понуждении к регистрации договора дарения, перехода права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Мокеева Н.К., Рязанова К.П. обратились в суд с указанным иском, в обоснование своих требований указав следующее. **.11.20**г. нотариусом нотариального округа г. Димитровграда и Мелекесского района Ульяновской области Малыхиной М.С. был удостоверен договор дарения, по которому Рязанова К.П. подарила Мокеевой Н.К. ***/1000 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок и ***/1000 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, находящиеся в Мелекесском районе, с. С**о, ул. М***, **.

**.10.20**г. Димитровградским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области было отказано в государственной регистрации указанного договора дарения, перехода права общей долевой собственности, права общей долевой собственности на указанное в договоре дарения имущество. Причиной отказа в регистрации послужило непредставление согласия супруга дарителя Рязановой К.П. на дарение долей в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок. По мнению ответчика ***/1000 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, приобретенных по договору купли-продажи, куплены на совместные средства супругов, в связи с чем, в соответствии со ст. 35 СК РФ для регистрации сделки, перехода прав и права собственности необходимо согласие супруга.

Считают отказ незаконным. Рязановой К.П. и её супругу Рязанову К.Я. на праве собственности принадлежат по ***/1000 долей каждому в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный в с. С**о, ул. М***, **, на основании договора о передачи жилых помещений в собственность от **.07.20**г. в порядке приватизации. Постановлением администрации МО «Мелекесский район Ульяновской области» от **.09.20**г. пропорционально долям в праве общей долевой собственности на дом было предоставлено в собственность за плату каждому по ***/1000 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный в с. С**о, ул. М***, **. С каждым был заключен договор купли-продажи. Доли земельного участка супругам Рязановым были переданы в долевую, а не совместную собственность, в противном бы случае ответчиком было бы истребовано согласие супругов на приобретение друг другом по ***/1000 долей земельного участка. Приобретенные Рязановой К.П. по договору купли-продажи ***/1000 долей в праве общей долевой собственности не являются совместной собственностью супругов, в связи с чем, истребование согласие супруга ответчиком является неправомерным.

Просили признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от **.10.20**г. об отказе в государственной регистрации договора дарения, перехода прав общей долевой собственности, права общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу Ульяновская область, Мелекесский район, с. С**о, ул. М***, **;

обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области зарегистрировать договор дарения, переход прав общей долевой собственности, право общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу Ульяновская область, Мелекесский район, с. С**о, ул. М***, **, на основании договора дарения от **.11.20**г., заключенного между Рязановой К.П. и Мокеевой Н.К.

В судебном заседании истец Мокеева Н.К., действующая от своего имени, и как представитель истца Рязановой К.П. на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ранее, в судебном заседании 26.12.2011г., представитель ответчика Воронцова И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что **.09.20**г. на регистрацию был сдан договор дарения, заключенный между истцами. **.09.20**г. государственная регистрация была приостановлена, поскольку отчуждаемая по договору дарения доля земельного участка была приобретена в период брака дарителя, и на отчуждение в соответствии с семейным законодательством требуется согласие супруга. В установленный срок согласие супруга не было представлено, в связи с чем, **.10.20**г. было отказано в государственной регистрации договора дарения, перехода права и права общей долевой собственности на отчуждаемое имущество.

Третье лицо нотариус нотариального округа г. Димитровграда и Мелекесского района Ульяновской области Малыхина М.С., в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В судебном заседании 26.12.2011г. исковые требования Мокеевой Н.К., Рязановой К.П. считала обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку супругам Рязановым доли земельного участка изначально были переданы в общую долевую собственность.

Привлеченный судом в качестве третьего лица Рязанов К.Я., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Каких-либо возражений по иску от третьего лица суду не поступило.

Заслушав истца Мокееву Н.К., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Рязанова К.П. и Рязанов К.Я. являются собственниками по ***/1000 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный в Мелекесском районе, с. С**о, ул. М***, **. Право общей долевой собственности возникло на основании договора о передаче жилых помещений в собственности № 2**4 от **.07.20**г.

Постановлением Администрации Муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области от **.09.20**г. № 1**3 Рязановой К.П. и Рязанову К.Я. было предоставлено по ***/1000 долей в общую долевую собственность земельного участка, расположенного в Мелекесском районе, с. С**о, ул. М***, **, с последующим заключением договоров купли-продажи долей земельного участка.

По договору купли-продажи от 1-0**3 от **.09.20**г., заключенному между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Мелекесский район» и Рязановой К.П., последняя приобрела ***/1000 долей земельного участка по ул. М***, ** в с. С**о Мелекесского района.

С Рязановым К.Я. был заключен договор купли-продажи ***/1000 долей того же земельного участка от 1-0**4 от **.09.20**г.

Право собственности Рязановой К.П., Рязанова К.Я. на доли жилого дома и доли земельного участка были зарегистрированы в установленном законом порядке, выданы свидетельства о государственной регистрации права, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с п.1, п.2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Судом установлено, что **.11.20**г. между Рязановой К.П. и Мокеевой Н.К. был заключен договор дарения, удостоверенный нотариусом Малыхиной М.С., в соответствии с которым Рязанова К.П. подарила Мокеевой Н.К. принадлежащие ей на праве собственности ***/1000 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом и ***/1000 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, находящиеся по адресу Ульяновская область, с. С**о, ул. М***, **.

Из дела правоустанавливающих документов следует, что **.09.20**г. Рязанова К.П., Мокеева Н.К. обратились в Димитровградский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о регистрации договора дарения, перехода прав, права собственности на имущество, указанное в договоре дарения.

**.09.20**г. государственная регистрация была приостановлена, о чем в адрес заявителей было направлено соответствующее уведомление, из которого следует, что необходимо представить согласие супруга дарителя на совершение сделки по распоряжению общим имуществом. **.10.20**г. в государственной регистрации было отказано, в связи с непредставлением согласия супруга, о чем также в адрес заявителей было направлено уведомление об отказе в государственной регистрации.

В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. № 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав.

Согласно абз.10 п.1 ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997г. в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Отказ ответчика в государственной регистрации договора дарения, перехода прав, права собственности на имущество основан на непредставлении заявителями согласия супруга дарителя Рязановой К.П. для совершения сделки по распоряжению недвижимостью, поскольку в соответствии со ст. 34 СК РФ доля земельного участка является общим имуществом супругов, приобретена в период брака.

Данный отказ суд считает незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу п. 2 ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Как следует из договоров купли-продажи от **.09.20**г. супруги Рязанова К.П. и Рязанов К.Я. приобрели в общую долевую собственность по ***/1000 долей в праве собственности на земельный участок, расположенный в Мелекесском районе, с. С**о, ул. М***, **. При этом с покупателями были заключены отдельные договоры купли-продажи.

Из изложенного следует, что супруги при заключении указанных договоров изменили режим общей совместной собственности на режим общей долевой собственности, вследствие чего земельный участок находится в общей долевой собственности, а не в общей совместной собственности супругов.

Такое изменение правового режима собственности не противоречит положениям семейного законодательства о законном и договорном режиме имущества, поскольку Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность изменения законного режима имущества супругов путем заключения соглашения о разделе или брачного договора (п. 2 ст. 38, п. 1 ст. 42 СК РФ).

В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами; стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор); условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Таким образом, установление режима общей долевой собственности на земельный участок основано на действующем законодательстве.

Поскольку при заключении договоров купли-продажи и оформлении права собственности на доли спорного земельного участка супруги разделили свое имущество поровну, оформив земельный участок в общую долевую собственность в равных долях каждому, то согласно ст. 38 СК РФ режим совместной собственности в отношении данного земельного участка не действует. Следовательно, согласие супруга при отчуждении Рязановой К.П. принадлежащих ей ***/1000 долей спорного земельного участка не требуется, и истребование ответчиком такого согласия является неправомерным.

С учетом изложенного исковые требования Мокеевой Н.К., Рязановой К.П. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мокеевой Н.К., Рязановой К.П. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от **.10.20**г. об отказе в государственной регистрации договора дарения, перехода прав общей долевой собственности, права общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу Ульяновская область, Мелекесский район, с. С**о, ул. М***, **.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в лице Димитровградского отдела зарегистрировать договор дарения, переход прав общей долевой собственности, право общей долевой собственности на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу Ульяновская область, Мелекесский район, с. С**о, ул. М***, **, на основании договора дарения от **.11.20**г., заключенного между Рязановой К.П. и Мокеевой Н.К..

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 23 января 2012 года.

Судья Н.А. Пулькина

Определением Ульяновского областного суда от 05.04.2012 года решение Димитровградского городского суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области – без удовлетворения.