О понудении к предоставлению земельного участка, понуждении к предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства.



Дело № 2-53/2012г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2012 года г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кузнецовой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сусловой Н.М. к Администрации г. Димитровграда, Комитету по управлению имуществом г. Димитровграда о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, понуждении к предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Истец Суслова Н.М. обратилась в суд с указанным иском о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, понуждении к предоставлению земельного участка.

В обоснование иска Суслова Н.М. указала, что на основании ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» она имеет право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке.

Она 12.09.2011г. обратилась в Администрацию города Димитровграда с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

На её обращение поступил ответ, что в городе отсутствуют сформированные земельные участки для предоставления под индивидуальное жилищное строительство.

Считает отказ Администрации города Димитровграда незаконным, поскольку согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» она имеет право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке.

В соответствии со ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» просила признать незаконным отказ Администрации г.Димитровграда в предоставлении земельного участка и обязать Администрацию г.Димитровграда предоставить ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «г. Димитровград».

Судом к участию в деле в качестве ответчика был привлечен Комитет по управлению имущества г. Димитровграда.

В судебном заседании истец Суслова Н.М. исковые требования поддержала по изложенным в иске доводам, дав аналогичные пояснения. Дополнительно пояснила, что имеет в собственности 1/* долю в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру в г. Димитровграде, ул. Б**, **-**, другие доли принадлежат мужу и сыну. У неё в собственности также имеется дом в р.п. М**, который непригоден для проживания. У сына создана своя семья, родился ребенок, все вместе они не могут проживать в двухкомнатной квартире. Сын со своей семьей вынужден проживать на съемных квартирах. Считает, что она жильем не обеспечена, а, кроме того, в силу ст. 17 Закона предоставление земельного участка инвалиду является самостоятельной льготой, и не зависит от нуждаемости в жилье. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, с таким заявлением в орган местного самоуправления не обращалась.

Представитель истца Соколовская С.М., допущенная в качестве представителя в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования и доводы истца Сусловой Н.М. поддержала, дав аналогичные пояснения.

Представитель Администрации г.Димитровграда Большаков А.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования Сусловой Н.М. не признал, суду пояснил, что законных оснований для этого не имеется, поскольку истцом не доказана нуждаемость в жилье, жильем истец обеспечена сверх нормы, установленной органом местного самоуправления. Кроме того, отсутствуют земельные участки, сформированные для передачи льготной категории граждан. В настоящее время ведется работа по планированию земельных участков.

Представитель Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Суслова Н.М., **.**.19** г.р., является инвалидом ** группы, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается копией справки от 0*.0*.2010г. МСЭ-20** № ***.

12.09.2011г. Суслова Н.М. обратилась с письменным заявлением на имя главы Администрации г.Димитровграда о предоставлении земельного участка в г. Димитровграде для индивидуального жилищного строительства, так как она является инвалидом ** группы.

Ответом от 30.09.2011г. истцу было сообщено, что её заявление о предоставлении земельного участка рассмотрено, на сегодняшний день в городе отсутствуют сформированные земельные участки для предоставления индивидуального жилья. Работа по подготовке и утверждению документации по планировке территорий ведется. На основании утвержденных проектов планировки Администрацией будут формироваться земельные участки, свободные от застройки, в том числе, для предоставления под индивидуальное жилищное строительство, в том числе, гражданам, относящимся к льготной категории. Информация о возможном предоставлении земельных участков будет опубликована в местных средствах массовой информации.

Оснований считать данный ответ Администрации города незаконным не имеется, поскольку из содержания данного сообщения не следует, что Сусловой Н.М. было отказано в предоставлении земельного участка.

Разрешая требование Сусловой Н.М. о предоставлении ей в первоочередном порядке земельного участка на территории г. Димитровграда, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Положения статьи 17 указанного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996г. № 901, на учет принимаются и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Анализируя содержание указанных законоположений, суд приходит к выводу о том, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов.

Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.

Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, содержатся в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч.2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Как следует из пояснений самой истицы, на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий она не состоит.

Согласно п.1, п.2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно п.4, п.5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением Администрации г. Димитровграда № 1742 от 22.06.2006г. в соответствии со ст. 50 ЖК РФ была установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади.

Согласно справке ф.8, выданной ДФ ООО «РИЦ», на регистрационном учете в жилом помещении, расположенном в г. Димитровграде, ул. Б**, **-**, состоят и проживают Суслова Н.М., С**, С***.

Из правоустанавливающих документов на жилое помещение следует, что общая площадь указанной жилого помещения составляет 5*,4* кв.м.

Как следует из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.12.2011г., истцу Сусловой Н.М. на праве собственности принадлежит 1/* доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную в г. Димитровграде, ул. Б**, **-**.

Судом также установлено, что Сусловой Н.М. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу Мелекесский район, р.п. М**, ул. Ш**, ***, на основании договора дарения, общая площадь данного жилого дома по данным технического паспорта составляет 2*,* кв.м.

Согласно ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Исходя из размера общей площади жилого помещения (квартиры по ул. Б**, **-**) – 5*,4* кв.м., и количества проживающих в жилом помещении лиц, уровень обеспеченности жильем Сусловой Н.М. соблюден, даже если в эту квартиру на правах членов семьи собственника (сына истицы) будет вселена его супруга с ребенком.

Таким образом, доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий истцом суду не представлено.

           

Учитывая, изложенное, суд приходит к выводу, что законных оснований для предоставления истцу земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в г.Димитровграде не имеется, в удовлетворении исковых требований Сусловой Н.М. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Сусловой Н.М. к Администрации г. Димитровграда, Комитету по управлению имуществом г. Димитровграда о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, понуждении к предоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 17 января 2012 года.

Судья Н.А. Пулькина

Определением Ульяновского областного суда от 05.04.2012 года решение Димитровградского городского суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Сусловой Н.М. – без удовлетворения.