о включении периода учебы в специальный стаж, понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-586/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2012 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Жоровой И.А., при секретаре Витушкиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафиной Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении периода учебы в специальный стаж, понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Сафина Л.Н. обратилась в суд с указанным иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области, ссылаясь в обоснование требований на то, что 12.12.2011 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по подпункту 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако решением от 15.12.2011 в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Ответчик не включил в ее специальный стаж периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 01.08.1994 по 31.08.1994 - 1 месяц, 10.09.2010, а также период обучения в Ульяновском государственном педагогическом институте с 01.09.1987 по 20.06.1992 – 4 года 9 месяцев 19 дней. Не согласна с отказом в назначении пенсии, поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии имела 25 лет педагогической деятельности. Не помнит того, чтобы находилась в отпуске без сохранения заработной платы. В период обучения в институте действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, в соответствии с которым в стаж учителей и других работников просвещения, помимо иных, засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Перед поступлением в институт и после завершения обучения она осуществляла педагогическую деятельность, а именно с 03.08.1986 по 20.08.1987 работала старшей пионервожатой в средней школе № *, а с 24.08.1992 стала работать учителем математики в школе № *.

Просила суд признать незаконным отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по подпункту 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды с 01.08.1994 по 31.08.1994, 10.09.2010 и с 01.09.1987 по 20.06.1992 и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 12.12.2011.

В судебном заседании истица уточнила исковые требования, просила суд обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по подпункту 1 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период ее учебы в Ульяновском государственном педагогическом институте с 01.09.1987 по 20.06.1992 и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 12.12.2011., дав суду пояснения, аналогичные изложенным в иске, дополнив их тем, что до настоящего времени работает заместителем директора УВР в МОУ школа № *. г.Димитровграда.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Возражают против удовлетворения иска по основаниям, указанным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 15.12.2011 № 1584.

Согласно отзыву на иск Сафиной Л.Н. ответчик исковые требования не признает, поскольку возможность включения периода обучения не предусмотрена Списками, утвержденными Постановлениями Правительства № 463 от 06.09.1991г., № 1067 от 22.09.199г., № 781 от 29.10.2002г. Список 1959 года, на который ссылается истица, не подлежит применению, так как является недействующим. Кроме того, полагают, что требования истицы необоснованны, поскольку в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 учителям и другим работникам просвещения период обучения в педагогических учебных заведениях включался в специальный стаж лишь при условии, если ему предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Должность старшей пионервожатой в период действия указанного Постановления вообще не была предусмотрена. В иске просили отказать (л.д.14-15).

Выслушав пояснения истицы, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело Сафиной Л.Н., суд находит уточненные исковые требования Сафиной Л.Н. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В судебном заседании установлено, что Сафина Л.Н., * года рождения, являющаяся гражданкой Российской Федерации (л.д.22), 12 декабря 2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, однако в назначении пенсии решением ответчика № 72579 от 15 декабря 2011 года истице отказано в связи с недостаточностью педагогического стажа, определенного ответчиком, как 20 лет 2 месяца 7 дней.

При этом ответчиком не включен в специальный стаж истицы период ее обучения в Ульяновском ордена «Знак Почета» государственном педагогическом институте им. И.Н.Ульянова с 01.09.1987 по 20.06.1992- 4 года 9 месяцев 19 дней.

Однако суд полагает, что указанный период не включен в специальный стаж истицы необоснованно.

Из представленных суду материалов следует, что Сафина Л.Н. с 01 сентября 1987 года по 20 июня 1992 года проходила обучение в Ульяновском ордена «Знак Почета» государственном педагогическом институте им. И.Н.Ульянова по специальности «математика и информатика» и ей присвоена квалификация учителя математики и информатики, что подтверждается копией диплома (л.д.23), а также записью в трудовой книжке истицы.

В период учебы истицы в указанном учебном заведении действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с п. 2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, помимо иных, засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Как установлено судом, непосредственно перед поступлением истицы в Ульяновский государственный педагогический институт им. И.Н. Ульянова она в период с 03.09.1986 года по 20 августа 1987 года работала старшей пионервожатой в средней школе № * г.Димитровграда и непосредственно после окончания института с 24 августа 1992 года Сафина Л.Н. стала работать учителем математики в школе № * г.Димитровграда, что подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке истицы (л.д. 6-7) и не оспаривается ответчиком.

Пунктом 4 указанного выше Положения установлено, что время обучения в педагогических вузах засчитывается в специальный стаж в случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

На момент обращения истицы за назначением льготной пенсии Пенсионный фонд засчитал в ее специальный стаж период работы продолжительностью 20 лет 2 месяца 19 дней, в том числе период работы непосредственно предшествующий обучению истицы в институте в должности старшей пионервожатой и период ее работы непосредственно после окончания учебы.

Таким образом, на момент обращения Сафиной Л.Н. за назначением пенсии у нее имелось 2/3 стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию на льготных основаниях.

С учетом изложенного, период обучения истицы в Ульяновском государственном педагогическом институте им. И.Н. Ульянова подлежит включению в ее специальный стаж. Ответчика надлежит обязать включить в специальный стаж Сафиной Л.Н., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, период ее учебы в Ульяновском ордена «Знак Почета» государственном педагогическом институте им. И.Н. Ульянова с 01 сентября 1987 года по 20 июня 1992 года – 4 года 9 месяцев 19 дней.

Таким образом, на момент обращения истицы, т.е. на 12 декабря 2011 года, с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, у Сафиной Л.Н. специальный стаж с учетом периода обучения составлял 24 года 11 месяцев 26 дней, т.е. менее 25 лет, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии.

Однако, учитывая, что истица и после обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии продолжала и продолжает осуществлять педагогическую деятельность, суд в соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» полагает необходимым обязать ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона с момента возникновения права на данную пенсию, т.е. с 16 декабря 2011 года.

В удовлетворении исковых требований Сафиной Л.Н. в части понуждения ответчика к назначению досрочной трудовой пенсии с 12.12.2011 надлежит отказать, так как на указанную дату право на пенсию у истицы не возникло.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Уточненные исковые требования Сафиной Л,Н. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить Сафиной Л.Н. в её специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период ее учебы в Ульяновском ордена «Знак Почёта» государственном педагогическом институте им. И.Н.Ульянова с 01 сентября 1987 года по 20 июня 1992 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области назначить Сафиной Л.Н. с 16 декабря 2011 года досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В остальной части в удовлетворении уточненных исковых требований Сафиной Л.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме -26 марта 2012 года.

Судья И.А.Жорова

Решение вступило в законную силу 28.04.2012.