Дело № 2-855/2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 мая 2012 года г. Димитровград Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Пулькиной Н.А., с участием помощника прокурора г. Димитровграда Душковой К.Б., при секретаре Шайдулловой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Димитровграда, поданного в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г. Димитровграда, Муниципальному казенному учреждению «Городские дороги» о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений в обустройстве и содержании пешеходных переходов, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Димитровграда обратился в суд с указанным иском к Комитету ЖКК и С Администрации г. Димитровграда, в обоснование своих требований указав, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. К полномочиям Комитета по ЖКК и С Администрации города относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 раздела 4 Положения о порядке использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в городе Димитровграде, утвержденного решением Совета депутатов города от 26.03.2008г. № 69/890 функции по организации дорожной деятельности осуществляет Комитет по ЖКК и С Администрации города. Комитет по ЖКК и С Администрации города наделен полномочиями по осуществлению дорожной деятельности, в том числе обеспечению безопасности дорожного движения. Однако, как показала прокурорская проверка, Комитетом по ЖКК и С Администрации города обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются. Так, состояние автомобильных дорог, расположенных в г.Димитровграде, не соответствует утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004г. № 120-ст государственному стандарту ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», нормы которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 15.02.2012г. государственного инспектора ГИБДД МО МВД России «Димитровградский» Т**, пешеходный переход по ул. Куйбышева, д.321 не соответствует требованиям п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004, а именно расстояние между дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 составляет 28 м 60 см. Аналогичные нарушения указанных требований выявлены и на других дорогах г. Димитровграда. Так, согласно Актам от 15.02.2011г., 15.02.2012г. пешеходный переход по ул. 3-го Интернационала, д.146а не соответствует требованиям п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004, а именно расстояние между дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 составляет 44 м 50 см; пешеходный переход по ул. Черемшанская, д.28 не соответствует требованиям п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004, а именно расстояние между дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 составляет 29 м 10 см. Неисполнение требований закона в области организации дорожной деятельности создает угрозу нарушения конституционных прав граждан на нормальную жизнедеятельность города. Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, пользующихся пешеходными переходами указанных дорог, так как они влекут существенное затруднение дорожного движения и могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. Исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц. Прокурор просил признать незаконным бездействие Комитета по ЖКК и С Администрации г.Димитровграда по ненадлежащей организации дорожной деятельности в безопасном для движения состоянии на территории г.Димитровграда; обязать Комитет по ЖКК и С Администрации г.Димитровграда устранить выявленные нарушения в обустройстве и содержании пешеходных переходов на территории г.Димитровграда по адресам: ул.Куйбышева, д.321, ул. 3-го Интернационала, д. 146а, ул. Черемшанская, д.28. Судом в качестве ответчика было привлечено Муниципальное казенное учреждение «Городские дороги». В судебном заседании помощник прокурора г. Димитровграда Душкова К.Б. поддержала исковые требования по изложенным в иске доводам, просила признать незаконным бездействие обоих ответчиков и обязать Комитет по ЖККиС и МКУ «Городские дороги» устранить выявленные нарушения. Не возражала против предоставления срока устранения нарушений до 01.08.2012г. Представитель ответчика Комитета по ЖККиС Администрации г. Димитровграда Матвеева О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что полномочия по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к ведению Комитета по ЖКК и С пунктом 2 части 3 статьи 42 Устава муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области - организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города. Постановлением Администрации города Димитровграда от 16.01.2012 года № 105 было создано муниципальное казенное учреждение «Городские дороги». Постановлением были определены основные цели деятельности муниципального казенного учреждения, в числе которых является содержание территории, прилегающей к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, сооружений на ней технических средств организации дорожного движения, дорожных знаков, мест остановки общественного транспорта, тротуаров вдоль автомобильных дорог общего пользования местного значения 1,2,3,4,5 категорий в границах города Димитровграда Ульяновской области. Приложением № 2 Постановления Администрации города от 16.01.2012 № 105 утвержден перечень недвижимого имущества, которое закреплено на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением «Городские дороги», в составе которого присутствуют наименования дорог, указанные в исковом заявлении, а именно: ул. 3 Интернационала, ул. Куйбышева, ул. Черемшанская. Установка дорожных знаков, в том числе, и 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» производится в рамках Городской целевой программы «Развитие системы дорожного хозяйства в городе Димитровграде Ульяновской области в 2011-2012 годах». На основании Постановления Администрации города Димитровграда от 10.04.2012 года № 1211 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 31.08.2010 года № 2953 исполнителем данной программы в 2012 году является МКУ «Городские дороги». Просила отказать в иске к Комитету ЖКК и С Администрации г. Димитровграда. Представитель ответчика МКУ «Городские дороги» Рябкова К.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования также не признала, пояснив, что в настоящее время МКУ «Городские дороги» подготовлена заявка на размещение муниципального заказа в виде электронного аукциона на выполнение работ по установке дорожных знаков на автомобильных дорогах общего пользования на территории города Димитровграда Ульяновской области. В ведомости объемов работ по данному муниципальному заказу предусмотрена установка дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход». Выполнение работ и оказание услуг по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения является муниципальными нуждами и в связи с этим подпадает под действие Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». МКУ «Городские дороги» в соответствии с вышеуказанным законом для выполнения работ необходим единый порядок для размещения заказов. В соответствии со статьей 41.5 Закона 94-ФЗ извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. В соответствии с пунктом 9 статьи 41.12 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме. Для осуществления работы по установки дорожных знаков необходим достаточно длительный промежуток времени (более 1 месяца), в связи с чем, просила в удовлетворении иска прокурора отказать. Заслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. Как следует из содержания п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ). Состояние автомобильных дорог, расположенных в том числе и в г.Димитровграде, должно соответствовать утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004г. № 120-ст государственному стандарту ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», нормы которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части. При отсутствии на переходе разметки 1.14 знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 -на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по п. 6.2.17. Согласно п. 6.2.17 разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2. Из актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 15.02.2011г., 15.02.2012г., составленных государственным инспектором ГИБДД МО МВД России «Димитровградский» Т***м, пешеходные переходы по ул. Куйбышева, 321, ул. 3-го Интернационала, 146а, ул. Черемшанская, 28 не соответствуют требованиям п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004, а именно расстояние между дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 составляет соответственно: 28,60м; 44,50м; 29,10м. Несоответствие установленных знаков ГОСТ Р 52289-2004 подтверждается и тем, что установка дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» предусмотрена Городской целевой программы «Развитие системы дорожного хозяйства в городе Димитровграде Ульяновской области в 2011-2012 годах». В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 42 Устава муниципального образования «Город Димитровград» полномочия по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к ведению Комитета по ЖКК и С - организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города. Решением Городской Думы г. Димитровграда от 28.10.2009г. № 20/283 утверждено Положение о Комитете по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г. Димитровграда, согласно которому задачами и полномочиями Комитета ЖКК и С являются организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города. Кроме того, постановлением Администрации города Димитровграда от 16.01.2012г. № 105 создано МКУ «Городские дороги», к основным видам деятельности которого относится помимо прочих содержание территории, прилегающей к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, сооружений на ней технических средств организации дорожного движения, дорожных знаков, мест остановки общественного транспорта, тротуаров вдоль автомобильных дорог общего пользования местного значения 1,2,3,4,5 категорий в границах города Димитровграда Ульяновской области. Дороги по ул. Куйбышева, ул. 3-го Интернационала, ул. Черемшанская закреплены за МКУ «Городские дороги» на праве оперативного управления. Государственная регистрация юридического лица МКУ «Городские дороги» осуществлена 08.02.2012г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе. Суд соглашается с доводами прокурора и полагает, что ответчиками Комитетом ЖКК и С и МКУ «Городские дороги» допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации дорожной деятельности в безопасном для движения состоянии на пешеходных переходах по ул. Куйбышева, 321, ул. 3-го Интернационала, 146а, ул. Черемшанская, 28 в г.Димитровграде Ульяновской области. В соответствии с возложенными на ответчиков полномочиями суд считает необходимым обязать их в срок до 01.08.2012г. устранить нарушения в обустройстве и содержании пешеходных переходов в г. Димитровграде, ул. Куйбышева, 321, ул. 3-го Интернационала, 146а, ул.Черемшанская, 28, в части приведения в соответствии с п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 ширины пешеходных переходов и расстояния между дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Димитровграда удовлетворить. Признать незаконным бездействие Комитета по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г. Димитровграда, Муниципального казенного учреждения «Городские дороги» по не ненадлежащей организации дорожной деятельности в безопасном для движения состоянии на пешеходных переходах по ул. Куйбышева, 321, ул. 3-го Интернационала, 146а, ул. Черемшанская, 28 в г.Димитровграде Ульяновской области. Обязать Комитет по жилищно-коммунальному комплексу и строительству Администрации г. Димитровграда, Муниципальное казенное учреждение «Городские дороги» в срок до 01.08.2012г. устранить нарушения в обустройстве и содержании пешеходных переходов в г.Димитровграде, ул. Куйбышева, 321, ул. 3-го Интернационала, 146а, ул. Черемшанская, 28, в части приведения в соответствии с п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 ширины пешеходных переходов и расстояния между дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2. На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление в Ульяновской областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 10 мая 2012 года. Судья Н.А. Пулькина Решение вступило в законную силу 14.06.2012 года.