Дело №2-936/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 мая 2012 года г.Димитровград Димитровградский городской суд в составе председательствующего судьи Кудряшевой Н.В.., при секретаре Евдокимовой А.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мишина А*А* к Администрации г.Димитровграда, Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда о понуждении к восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как Ветерана боевых действий УСТАНОВИЛ: Истец Мишин А.А. обратился в суд с названным иском к ответчику Администрации г.Димитровграда, указав в обоснование иска следующее: Распоряжением Главы Администрации г.Димитровграда Ульяновской области от 5 октября 1994года № 7** истец, как проживающий в общежитии молочного техникума в комнате * в доме * по ул.С* в г.Димитровграде семьей из 4-х человек (жена и двое детей) поставлен на учет в льготную очередь, как ветеран боевых действий, нуждающийся в получении жилья. Протоколом заседания общественное комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.Димитровграда от * мая 20**года №* утвержденном Постановлением Главы г.Димитровграда от * мая 20**года №* исключен из очереди в связи с улучшением жилищных условий и по другим основаниям. Очередь истца под № * по данным паспортного стола не значиться. Об указанном факте стало известно 18 июня 2011года, что видно из архивной выписки протокола. Жилищный отдел ответчика письмом от 2 апреля 2009года сообщил, что решением комиссии по жилищным вопросам ответчика от 25 апреля 20**года №* восстановлен в очереди нуждающихся в жилом помещении № 29** с 5 мая 20**года. Отказано в восстановлении в льготной очереди как участника боевых действий в Афганистане, поскольку снят с учета нуждающихся в жилых помещениях предоставляемым по договорам социального найма упомянутым протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам №* от * мая 20**года. Указанные действия незаконны и ущемляют права истца. За период постановки на учет в очередь с 1994года жилищные условия не улучшал, жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору аренды не имеет. Из г.Димитровграда на другое постоянное место жительство не выезжал. О снятии с учета ответчик в письменной форме не поставил в известность истца. Таким образом, в нарушение ст.33 ЖК РСФСР незаконно снял с очереди на получение жилого помещения в льготном, первоочередном порядке. Истец является «Ветераном боевых действий» в Афганистане. В соответствии с ФЗ «О Ветеранах» №5-ФЗ от 12 января 1995года обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005года производится за счет средств федерального бюджета. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Просит обязать Администрацию г.Димитровграда Ульяновской области восстановить в очереди на получение жилого помещения в льготном порядке как «Ветерана боевых действий» с 5 октября 1994года. Определениями суда в качестве соответчика по делу привлечен Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда (л.д.1), в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Министерство труда и социального развития Ульяновской области (л.д.83). В судебное заседание истец Мишин А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил следующее. Является Ветераном боевых действий, так как в 1983-85г. проходил срочную службу в республике Афганистан, имеет награды. В 1994году он был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий в льготную очередь, как ветеран боевых действий. На момент постановки на учет был зарегистрирован в комнате общежития по адресу: г.Димитровград ул.С* д.* ком.* вместе с семьей женой и двумя детьми. Позже брак расторг и в 1996году из комнаты был выписан и зарегистрировался по адресу: г.Димитровград пос.Л* д.* кв.*, где был прописан до 1998года. По указанному адресу снят с учета, так как до 20**года находился в местах лишения свободы и 9 января 2004года сново зарегистрировася по адресу: г.Димитровград ул. * д.* кв.*, площадь квартиры составляла 33.68 кв.м, в квартире было на тот момент зарегистрировано 5 человек.. 3 марта 2004года он получил новый паспорт в связи со сменой фамилии, так как зарегистрировал брак и сменил фамилию «Мишин» на «Колесников». * мая 20**года исключен из льготной очереди на улучшение жилищных условий, однако узнал об этом спустя значительное время в 20**году. За время постановки на учет жилищных условий не улучшал, жилья не имеет, в настоящее время зарегистрирован по адресу: г.Димитровград ул.Л* д.*, но фактически там не проживает, а проживает в квартире по договору коммерческого найма. В настоящее время снова сменил фамилия «Колесников» на «Мишин», так как расторг брак. Просит иск удовлетворить. Представитель ответчика Администрации г.Димитровграда А.Н. Большаков, действующий по доверенности (л.д.32) исковые требования не признал, пояснил, что Администрация г.Димитровграда Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу, так как в соответствии со ст. 42 Устава муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области к полномочиям Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда относится ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведение учета муниципального жилищного фонда. Согласно ч.6 ст.3 Положения о Комитете по управлению имуществом г.Димитровграда, Комитет заключает с гражданами договоры социального найма жилых помещений. Просил в иске к Администрации г.Димитровграда отказать. Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом г.Димитровграда в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили. Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили. Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Мишина А.А. законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 3 ФЗ « О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Судом установлено, что Мишин А.А. в соответствии с вышеуказанным ФЗ «О ветеранах» является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением «Ветерана боевых действий» серии БК № 071****, выданным 30.*.20**года (л.д.10). В силу п. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. При этом в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, то есть установил особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в ст. 36 ЖК РСФСР. В указанной статье отсутствовало указание на первоочередное обеспечение жильем ветеранов боевых действий, однако в ч. 2 ст. 36 ЖК РСФСР было прямо указано, что законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах", относились ветераны боевых действий. Вопросы вступления в силу ЖК РФ и применения его к отношениям, возникшим до 1 марта 2005 г. урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В силу ст. 6 вышеуказанного Закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи. В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветеранов боевых действий и т.д. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года и до 1 марта 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Судом установлено, что после прохождения военной службы, в сентябре 1994года Мишин А.А. обратился в Администрацию г.Димитровграда с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Согласно выписки из Протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам №* от * сентября 1994года Мишин А.А. как участник афганских событий был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в льготную очередь (л.д.38). Как следует из вышеуказанных положений ФЗ «О ветеранах» граждане имеют право на обеспечение жильём за счет средств федерального бюджета при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определённых этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учёт до 1 января 2005 года. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки. Как следует из материалов дела * марта 20**года истцу выдан паспорт гражданина РФ в связи со сменой фамилии «Мишин» на фамилию «Колесников», что подтверждается сведениями из военного билета (л.д.67). Согласно свидетельству о расторжении брака серии I-** № 564*** выданному * февраля 20**года, брак Колесникова А.А. с К*. расторгнут * сентября 20**года по решению суда. После расторжения брака истцу присвоена фамилия «Мишин» (л.д.24). Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации г.Димитровграда * мая 20**года № 10** утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам (л.д.44). Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г.Димитровграда Мишин А.А., состоящий в очереди под №8** исключен из льготной очереди в связи с отсутствием данных паспортного стола (л.д.48). Согласно ст.31 ЖК РСФСР, действовавшего по состоянию на 13 мая 2004года, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме. Доказательств того, что истец в установленном порядке был информирован о снятии с учета, в материалах дела не имеется. Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи. На момент снятия с учета на * мая 20**год Мишин А.А. (Колесников) был зарегистрирован по адресу: г.Димитровград, ул.* д.* кв.* в 3-х комнатной квартире, общей площадью 42.24 кв.м., что подтверждается справкой формы №8 выданной ООО «РИЦ» от 18.04.20**года. (л.д.33-34). В указанной квартире на тот момент были зарегистрированы 7 человек, включая и истца. Размер площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи составлял менее учетной нормы, соответственно оснований для снятия Мишина А.А. с учета не имелось. Оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку истец в период прохождения военной службы приобрел статус ветерана боевых действий, встал на учет как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий до 1. 01.2005 года, он имеет право состоять на очереди лиц, пользующихся мерами социальной поддержки на обеспечение жильем в соответствии со ст. 23.2 Федерального Закона « О Ветеранах» от 12 января 1995 г., изменения жилищных условий, в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения в льготном порядке по договору социального найма не произошло. Суд полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация г.Димитровграда, поскольку в силу ст.42 Устава МО «Город Димитровград» Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда является отраслевым органом Администрации г.Димитровграда, обладающим правами юридического лица, вместе с тем, именно органы местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» должны участвовать в реализации государственной политики в отношении ветеранов. То обстоятельство, что Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда в соответствии со пп.. 8.2 ст.41 Устава осуществляет функции по ведению учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, правового значения не имеет, поскольку таковыми полномочиями Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда наделен исполнительно-распорядительным органом - Администрацией города Димитровграда. Соответственно в удовлетворении иска к Комитету по управлению имуществом надлежит отказать. На возмещение расходов по госпошлине истец не настаивал. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию муниципального образования «г.Димитровград» восстановить Мишина А*А* *.*.19** г.р. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в очереди лиц, пользующихся мерами социальной поддержки на обеспечение жильем в соответствии со ст.ст.16, 23.2 Федерального Закона « О Ветеранах» от 12 января 1995 года в соответствии с годом постановки на учет - 05.10.1994года. В удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению имуществом г.Димитровграда отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 21 мая 2012 года. Судья: подпись Н.В. Кудряшева Решение вступило в законную силу 23.06.2012 г.