О признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.



дело №2-1356/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 июня 2012 года                                                                      г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Орловой С.Н., при секретаре Смирновой Э.В., с участием прокурора Бизиной С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц, в защиту государственных интересов, к Обществу с ограниченной ответственностью «Армада» о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с данным иском к ответчику. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой г.Димитровграда проверкой выявлены факты нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Армада» (далее – ООО «Армада»).

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №171-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Доступность для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур также относится к категории социальной поддержки инвалидов.

Одной из объективно сложных проблем, с которой приходится сталкиваться людям с инвалидностью по зрению на территории г.Димитровграда при реализации своих прав на здравоохранение, социальную защиту, образование, труд, досуг, является проблема обеспечения беспрепятственного доступа незрячих и слабовидящих к объектам инженерной, транспортной, социальной и информационной инфраструктур. Невозможность самостоятельного перемещения в современном городском пространстве, посещения социально-значимых учреждений (школ, больниц и др.) без посторонней помощи, существенно затрудняет жизнь людей с инвалидностью по зрению.

Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами РФ, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием, пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров, лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше и ниже этажа основного входа в здание первого этажа со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта, специальными указателями (международными символами) переходов улиц и маршрутов движения маломобильных граждан по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон, рельефными направляющими для ориентировки незрячих на привокзальных площадях, звуковой сигнализацией у светофоров, звуковыми маяками на входах в подземные переходы, телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, специальными предупреждающими указателями на пути движения около строящихся и ремонтируемых объектов, в том числе ограждениями, мостиками и перилами, местами для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, расположенными в зрительных залах в отдельных рядах и выходящими на самостоятельный путь эвакуации, санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках и местами хранения кресел-колясок в раздевальных помещениях при спортивных сооружениях для занимающихся спортом инвалидов.

Согласно СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м. до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

Для покрытия пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов, препятствующих передвижению маломобильных групп населения (далее - МГН) на креслах-колясках или с костылями. Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитками – не более 0,015 м.

На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, а также турникеты.

Для открытия лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину поступей не менее 0,4 м., высоту подъемов ступеней – не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должны быть в пределах 1-2%.

Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.

Так, для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша контрастным цветом выделяется нижняя ступень и часть крыльца на глубину одной ступени. Рекомендуется окрашивать ступени в желтый или белый цвет.

Для контрастного выделения крайних ступеней модно использовать резиновые противоскользящие коврики или полоски (не менее трех на одной ступени).

Открытые ступени на путях движения инвалидов недопустимы.

Кроме того, на полотнах дверей (на прозрачных обязательно) следует предусматривать яркую контрастную маркировку, расположенную на уровне 1,2 м. – 1,5м. от пола: прямоугольник 10х20 см. или круг диаметром 15 см. желтого цвета.

В ходе проведенной прокуратурой г.Димитровграда совместно со специалистами администрации г.Димитровграда проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в зданиях аптек по ул.Х**, д.** и ул.Д**, д.**, принадлежащих ООО «Армада» выявлены нарушения указанного законодательства.

ООО «Армада» осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами, аптеки ответчика относятся к социальной инфраструктуре и должны быть доступны для использования инвалидами.

Доступ инвалидов по зрению в указанные аптеки не возможен в связи с отсутствием тактильных средств, выполняющих предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, ведущем к входу в здания аптек; нижняя ступень и часть крыльца на глубину одной ступени для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша не выделены контрастным цветом; на полотнах дверей не предусмотрена яркая контрастная маркировка; отсутствуют звуковые маяки на входах в обозначенные аптеки.

В результате бездействия ООО «Армада» нарушены положения ч.1 ст.15 Закона, ст.ст.21,27 Конституции РФ, поскольку не обеспечены необходимые условия для осуществления конституционных прав граждан РФ на свободу передвижения и выбора места пребывания, а также право инвалидов на беспрепятственные доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Просил признать незаконным бездействие ООО «Армада», выразившееся в неисполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов, и обязать ООО «Армада» выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов:

-выделить контрастным цветом (желтого или белого цвета) нижнюю ступень и часть крыльца на глубину одной ступени для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша в помещениях, расположенных по адресам: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.Х**, д.** и ул.Д**, д.**;

-нанести яркую контрастную маркировку (желтого цвета) в виде кругов или прямоугольников на полотна входных дверей помещений, расположенных по адресам: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.Х**, д.** и ул.Д**, д.**;

-установить звуковые маяки на входах в помещения, расположенные по адресам: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.Х**, д.** и ул.Д**, д.**.

В судебном заседании помощник прокурора г.Димитровграда Бизина С.М. исковые требования поддержала, дала суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Армада» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщил, возражений по существу исковых требований не представил. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Представитель Димитровградской местной общественной организации инвалидов-опорников «Преодоление» Емангулова Н.Л. считала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Третье лицо Администрация г.Димитровграда в судебное заседание своего представителя не направила.

Выслушав прокурора г.Димитровграда и представителя Димитровградской местной общественной организации инвалидов-опорников «Преодоление», исследовав материалы дела, суд находитисковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Из представленного суду свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц следует, что ООО «Армада» зарегистрировано в качестве юридического лица. ООО «Армада» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии №*** от **.11.20** года (л.д.8-9).

Ответчику на праве аренды предоставлены нежилые помещения по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.Х**, д.** и ул.Д**, д.**, в котором ООО «Армада» осуществляет деятельность по продаже лекарственных препаратов.

Из материалов дела усматривается, что помещения аптек ответчика не в полной мере соответствуют требованиям законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения.

Как следует из представленного истцом акта комиссионного обследования объектов ответчика на предмет приспособления для беспрепятственного доступа инвалидам и другим маломобильным группам населения от 16.05.2012 года имеется необходимость установки цветозвуковых обозначений для слабовидящих людей (окраска первой и последней ступени здания, нанесение кругов на дверях, установка звуковых маяков).

В соответствии с п.3.6 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

Согласно п. 3.21 СНиП 35-01-2001 участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.

В соответствии с п. 3.25 СНИП 35-01-2001 на прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.07.2011 N 712н "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" в части реализации в 2011 - 2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации" предусмотрено оборудование (оснащение) входной зоны помещения, крыльца, тамбура, вестибюля подъезда, путей движения (лифт, лестница), в том числе оборудование специальными приспособлениями (пандусы, опорные поручни, аппарели, подъемники, места крепления колясок, светозвуковые информаторы путей движения внутри зданий, тактильные полосы перед лестницей, контрастная окраска крайних ступеней, дверные проемы со звуковым маяком).

В соответствии с п.7.1 СП 35-101-2001 « Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения» информационные устройства, средства и их системы в общественных зданиях и сооружениях предназначены для облегчения пользователям ориентации в архитектурной среде зданий и сооружений. В соответствии с этим, применяются средства сигнализации для маломобильных групп населения - цветографические сигнальные устройства, в том числе сигнальные цвета, цветовая разметка, контрастные цветовые полосы, звуковые сигнальные устройства- звуковые маяки.

Представитель ответчика ООО «Армада» каких-либо возражений на исковые требования не представил, доказательств соответствия используемых помещений требованиям закона и их приспособленности для жизнедеятельности маломобильных группы населения (слабовидящих граждан) не представил. В материалах дела имеется справка ООО «Армада» о наличии у входов в здание кнопок вызова для маломобильных групп населения и приеме от указанной категории граждан заявок на лекарственные препараты по телефону с доставкой на дом, однако указанные действия не освобождают ответчика от проведения мероприятий по обеспечению полной доступности пунктов продажи лекарственными препаратов для инвалидов.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора г.Димитровграда подлежащими удовлетворению. Поскольку нарушения законодательства о социальной защите инвалидов не устранены, следует признать незаконным бездействие ООО «Армада» по неисполнению законодательства о социальной защите инвалидов в помещениях, расположенных по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.Х**, д.** и ул.Д**, д.**, и возложить обязанности по их устранению.

Поскольку истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета на основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Армада» по неисполнению законодательства о социальной защите инвалидов при эксплуатации нежилых помещений, используемых для размещения аптек.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Армада» осуществить мероприятия по обеспечению доступности помещений аптек, расположенных по адресам: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.Х**, д.** и ул. Д**, д.** для маломобильных групп населения, в том числе выделить контрастным цветом (желтого или белого цвета) нижнюю ступень и часть крыльца на глубину одной ступени для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша, нанести яркую контрастную маркировку (желтого цвета) на прозрачные полотна входных дверей помещений, установить звуковые маяки на входах в помещения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Армада» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 19.06.2012.

Судья С.Н.Орлова

Решение вступило в законную силу 21.07.2012 года.